Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 14:41, курсовая работа
При написании курсовой работы мы поставили перед собой определенные цели и задачи. Основной целью данной курсовой работы является знакомство с теоретическим материалом, рассмотрение примеров миссий и целей некоторых компаний, приобретение навыков в области разработки дерева целей для конкретной организации ООО «ВСМПО-Посуда».
Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:
•дать определение процесса «целеполагание», определить его роль в управлении организацией;
•познакомиться с понятиями «миссия» и «цель», рассмотреть конкретные примеры разработки миссий организаций, а также изучить требования, предъявляемые к целям;
•Поэтапно ознакомиться с процессом построения дерева целей, и использовав теоретический материал, составить дерево целей для ООО «ВСМПО-Посуда».
-
в-пятых, цели должны быть
-
в-шестых, цели должны быть приемлемыми
для основных субъектов
Естественно,
что очень трудно свести воедино
при установлении целей разнонаправленные
интересы субъектов влияния. Собственники
ожидают, что организация обеспечит
высокую прибыль, большие дивиденды,
рост курса акций и безопасность
для вложенных капиталов. Сотрудники
желают, чтобы организация платила
им высокую зарплату, давала интересную
и безопасную работу, обеспечивала
условия для роста и развития,
осуществляла хорошее социальное обеспечение
и т.п. Для покупателей организация
должна предоставить продукт по подходящей
цене, соответствующего качества, с
хорошим обслуживанием и
Процесс
установления целей в различных
организациях проходит по-разному. В
одних организациях установление целей
полностью централизовано, в других
же организациях может быть полная
децентрализация. Есть организации, в
которых процесс установления целей
носит промежуточный между
В
случае децентрализации в процессе
установления целей участвуют наряду
с верхним уровнем и более
низкие уровни организации. Есть две
схемы децентрализованного
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ
3.1. Оперативное управление
Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показывают, что по значимости цели занимают одно из первых мест среди других компонентов организации.
Цели организации разнообразны по виду и содержанию. Например, цели у рядовых исполнителей, руководителей высшего уровня и у руководителя финансового характеризуются существенными различиями в видении будущих результатов их деятельности.
Но это вовсе не свидетельство того, что цели организации - это лишь формальное оглашение о намерениях, не реализуемое на практике.
На практике считается, что совместная деятельность индивидов в организации предполагает наличие по крайней мере трех видов взаимосвязанных организационных целей.
1. Цели-задания - оформленные как программы общих действий поручения, которые задаются организацией более высокого уровня (например, для предприятия цели такого рода могут задаваться министерством) или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов).
Эти задания определяют целевое существование организаций. Очевидно, что эти цели являются приоритетными и на их выполнение направлено внимание и основные усилия всех без исключения участников организационного процесса.
2. Цели-ориентации - совокупность целей участников, реализуемых через организацию. К ним относятся обобщенные цели коллектива, включая и личные цели каждого члена организации.
Важным
моментом совместной деятельности является
совмещение целей-заданий и целей-
3. Цели системы обусловлены стремлением сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, цели системы выражают стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, к ее интеграции в ряду других.
Цели
системы должны органично вписываться
в цели-задания и цели-
При
этом на первый план выступает желание
любой ценой сохранить
Приведенное разделение целей является основным. Оно позволяет понять значение целей организации и показывает их разнообразие. Однако в организации существует большое количество различных стратегических, тактических, промежуточных и вторичных целей [9, с. 290].
Оперативное управление — это процесс, ориентированный на достижение определенных целей.
Характеристика оперативного управления приведена в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Характеристика оперативного управления
Характеристика | Оперативное управление |
Миссия, предназначение | Производство товаров и услуг с целью получения доходов от их реализации |
Объект внимания | Взгляд внутрь организации, поиск возможностей более эффективного использования ресурсов |
Фактор времени | Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу |
Подход к управлению персоналом | Работники – ресурс организации, исполнители отдельных функций. |
Критерий
эффективности
управления |
Прибыльность и рациональность исполь-зования производственного потенциала |
Необходимо
подчеркнуть связь между
Оперативное решение направлено на достижение какой-то одной конкретной цели: уменьшение издержек на три процента, сокращение сроков поставки на неделю.
Характеристика оперативного управления приведена в табл.3.2.
Таблица 3.2
Характеристика оперативного решения
Характеристика | Оперативное решение |
Масштаб действия | Локальный - решение затрагивает определенный участок деятельности компании |
Продолжительность действия | Краткосрочное (1 год) |
О6ратимость решений | Сильная - последствия принятия решений можно преодолеть в течение короткого времени (например, последствия плохой рекламы) |
Окружение | Данное - решения принимаются на основе имеющейся информации о рынке, товаре и др. |
Время | Дефицит времени |
Цели | Одноцелевое - решение направлено на достижение одной определенной цели |
Информация | Точная, конкретная информация для принятия решения |
Структуризация целей | Слабая |
Уровень принятия решения | Решение принимается всей управлен-ческой системой предприятия |
Частота принятия решения | Решения принимаются регулярно |
Степень риска при принятии решения | Обычная |
Итак, охарактеризовав основные понятие оперативного управления далее перейдем к управлению по целям.
3.2. Построение дерева целей
Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.
Метод дерева целей ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур. Дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня [10, с. 124].
Рассмотрим, как строится дерево целей. На первом этапе формируется главная, глобальная цель фирмы, или миссия. Она имеет долгосрочный характер и должна быть направлена на выживание организации во внешней среде. Постановка этой цели должна быть тщательно подготовлена на основе предварительного анализа внешней среды организации, оценки внутренних ресурсов и возможностей. Для этого обычно проводят следующие операции:
1. Производится сегментирование рынка и изучается каждый сегмент. В этом случае намечаются приоритетные сегменты, социальные слои, на которые организация должна ориентироваться в своей деятельности (элитные слои, средний слой, малоимущие и т.д.). Далее осуществляется оценка рынка (рыхлость, одномерность или бинарность, степень неопределенности, насыщенность продуктами и услугами, наличие рыночных ниш) с позиции возможностей размещения и использования средств, имеющихся у организации;
2. Определяется общее направление ценовой политики. В частности, решается вопрос о том, будет ли организация снижать цены на свои товары и услуги или она будет участвовать в конкурентной борьбе, осуществляя маркетинг, рекламу, активизацию продаж и т.д..