Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:02, курсовая работа
Цель работы. Целью курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических аспектов моделей управления персоналом
- проведение анализа современных разновидностей управления
- практическое знакомство с российской моделью управления, выявление ее особенностей, достоинств и недостатков, нахождение путей усовершенствования.
введение……………………………………………………………………………….3
1 теоретические аспекты управление персоналом в системе современного менеджмента
1.1 Управление персоналом, сущность и теоретические аспекты…………………….5
1.2 Характеристика основных моделей управления персоналом……………………...8
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ...............................................................................................................15
2.1 Американская модель управления, сущность, подходы…………………………..15
2.2 Японская модель управления персоналом….……………………………………...19
2.3 Европейская модель управления……………………………………………………23
3 ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………………….27
3.1 Особенности российской модели управления персоналом, достоинства и недостатки, пути усовершенствования……………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...39
Как показали исследования последних лет, высокая социальная защищенность человека в Швеции стала оказывать негативное влияние на трудовую активность населения и явилась одной из причин снижения трудовой мотивации людей, развития психологии социального иждивенчества, препятствующей эффективному использованию трудового потенциала и дестимулирующая предпринимательство. В сложившихся условиях социал-демократы столкнулись с необходимостью пересмотра ряда постулатов своей социально-экономической политики с учетом принципа: благосостояние каждого шведа должно быть заработано, а не просто оплачено из государственных фондов. (Эванс Д. Эволюция теории и опыт управления за рубежом. М. : Дело, 2008. 187 с.)
Достаточно успешно решается проблема упраления персоналом работников в Великобритании. Президент Британского института управления Б.Вольфсон считает, что «сегодня конкурентоспособность фирм определяется не качеством производимой продукции, а качеством персонала. Победителем выходит тот, кто способен наилучшим образом привлечь, закрепить и мотивировать тех работников, у кого есть талант и напористость в работе».
Примером формирования партнерских отношений в Великобритании является функционирование на предприятиях Консультационных комитетов рабочих и Консультативных объединений по разработке социальных планов.
В Финляндии введена система «управления по результатам», при которой руководство совместно с подчиненными определяет результаты, которые они намерены достичь.
В Австрии, Дании, Голландии, Люксембурге, Швеции принято соответствующее законодательство об обязательном участии рабочих в Советах директоров компаний с правом голоса. Работники компаний Франции также имеют своих представителей в советах директоров, но без права голоса в принятии решений. Во многих странах Западной Европы (Австрии, Франции, Швеции и др.) сотрудники имеют право участвовать также в решении социальных вопросов.
Специальными законами регулируется вовлечение работников в управление в Германии, в соответствии с которыми там созданы производственные советы (Советы предприятий). Право участия производственного совета в управлении предприятием распространяется на многие вопросы: принятие и изменение устава предприятия, организации производства и профессионального взаимодействия работников, вопросы рабочего времени (определение начала и конца рабочего дня, перерывов в работе), время, место и форма оплаты труда и другое.
В Германии на предприятиях с числом занятых более 100 человек предусмотрено образование так называемых экономических комиссий, состоящих из членов производственного совета и представителей работодателя, которые занимаются решением только экономических вопросов.
Если количество работников превышает 500 человек, то на немецких предприятиях могут создаваться наблюдательные советы, право выдвижения кандидатур в которые имеют производственные советы и высшие производственные организации данной отрасли. Кроме того, участие трудящихся в управлении может осуществляться и через назначаемого наблюдательным советом Директора по труду, в ведении которого находятся кадровые вопросы, вопросы социальной сферы и заработной платы.(Волгин А. П., Матирко В. И. Управление персоналом в условиях рыночной экономики(опыт ФРГ). М. : Дело, 2006. 276 с.)
Практика управления немецкими предприятиями показывает, что подобная политика привлечения трудящихся к управлению способствует развитию их трудовой активности, мотивации и, в конечном итоге, улучшению конечных результатов производства.
Заслуживает внимания также модель управления персоналом, применяемая в Нидерландах. Ключевым моментом, определяющим заинтересованность и активность работников, является высокий уровень социальной защищенности, льгот и компенсаций. Основные направления мотивации и защиты прав наемных работников закреплены законодательно в соответствующих актах и положениях (о минимальной заработной плате, отпускных днях, компенсации дорожно-транспортных расходов, социальном страховании, условиях труда и др.). Руководство фирм, учреждений и организаций имеет право отклоняться от них только в сторону увеличения льгот и компенсаций. В компаниях Нидерландов положения, способствующие усилению трудовой мотивации, разрабатываются Советом председателей подразделений (где они имеются) и профсоюзами. Департамент по персоналу имеет право внести свои предложения по совершенствованию системы мотивации персонала. При доказательстве эффективности рекомендуемых им мер предложения принимаются и реализуются на практике.
Таким образом, понятия найма, продвижения и увольнения персонала в европейских странах имеют одинаковое содержание. Различия состоят в реализации процедур найма, продвижения и увольнения персонала.
С особенностями приема, отбора и найма персонала в европейских странах можно ознакомиться на примере приложений А, Б, В, Г.(Дуракова И. Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. Воронеж, НИИМБ. 2007. 198 с.)
ВЫВОД:
1. За всю историю существования управления многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления. Изучение зарубежного опыта зачастую бывает очень полезным для отечественных руководителей.
2. Проведенный анализ американской модели управления показал, что наиболее характерными чертами американского стиля управления являются деловитость, организаторские способности, обеспечение компетентности персонала и развитость «индустрии совершенствования» менеджмента.
3. Модель управления в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
4. Модели управления персоналом в западноевропейских странах имеют много общего с американскими принципами управления, однако и они имеют свои специфические особенности, связанный с менталитетом и историей развития каждой страны в отдельности.
3 ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1Особенности российской модели управления персоналом, достоинства и недостатки, пути усовершенствования
Российская модель управления базируется на системе ценностных ориентиров народа, вытекающих из его духовности, традиций, культуры и языка. Многонациональный народ России в основе своей имеет общие ценностные
ориентиры. Следовательно, философия построения и организации функционирования моделей управления обязательно должна исходить из такого фундаментального принципа, как единение и сохранение народа. В основе такого единения лежат духовность, традиции, язык и культура многонационального российского народа. Признаки русской модели управления можно сгруппировать в таблицу 1.
Таблица 1 - Признаки русской модели управления и их характеристики
Признак | Основная характеристика |
первый признак | Ориентацией на конечный результат, индивидуализмом в принятии решений, использованием разнообразных средств и методов достижения поставленных целей. |
второй признак | Заключается в демократизме общения с сотрудниками, умении использовать социально-психологические методы активации труда. |
третий признак | Присущ только русской модели управления, отличающий ее от западного. Состоит в осуществлении функций контроля и регулирования процессом в целом — от поставки всех видов ресурсов, комплектующих, запасных частей к оборудованию, производства продукции и услуг до сбыта и товаропродвижения. |
четвертый признак | Заключается в горизонтальной интеграции на основе диверсифицированных стратегий проникновения на региональные рынки, участии в выборах губернаторов и мэров городов с целью лоббирования интересов хозяйствующего субъекта на территориальном рынке. |
пятый признак | Заключается в направлении в органы государственной законодательной ветви власти федерального и субъектного уровней менеджеров, представляющих интересы корпорации, для профессиональной деятельности по совершенствованию законодательной базы, налоговой, таможенной и судебной систем. |
шестой признак | Состоит в недоверии менеджеров высшего звена своим подчиненным и не использовании права делегирования части функций и полномочий менеджерам среднего уровня, а также в неумении стимулировать, определять эффективные экономические механизмы управления коллективом менеджеров, выявлять перспективы карьерного роста. |
Проблемой русской модели управления является обеспечение функционирования предпринимательства. Она должна быть ориентирована на возрождение хозяина-предпринимателя, так как современная экономическая доктрина пока нацелена на предпринимателя, стремящегося лишь получить как можно больше прибыли или дохода. Истинный хозяин-предприниматель кроме побудительных мотивов получения прибыли или дохода обладает стремлением сохранить, укрепить, расширить полноту функционирования и развития той целостной одухотворенной системы людей и процессов, которую он воспринимает как свое хозяйство. Получение большего дохода он рассматривает как одно из направлений в ряду прочих, нацеленных на функционирование и развитие осваиваемого им пространства.(Мордовин С. К. Управление персоналом: современная российская практика. СПб. : Питер, 2008. 304 с.)
В русском управлении доминирует идеология целей над ресурсами. Хочется за короткий промежуток времени достигнуть многого, «догнать и перегнать»
конкурента. Но ресурсы - это своего рода ограничители или лимитаторы любой цели и задачи. Чтобы выполнять реальные цели, нужно считаться с имеющимися
ресурсами. В свою очередь, чтобы ресурсов становилось больше, необходимо
обеспечивать достижение реальных целей. То есть это настолько взаимосвязанный процесс, что процесс управления, по своей сути, происходит относительно
определения целей (что нужно достигнуть, выполнить) и увязки их с ресурсами (что имеется, чем располагает система).
Исходя из вышесказанного, можно выделить правила, которые можно перенять и принять - как руководство к действию в компаниях, фирмах и организациях любого рода деятельности в современной России:
- перекрестное использование персонала (ведущие специалисты становятся на время агентами по сбыту, продавцами, то есть периодически обязательно лично обслуживают клиентов). Цель - непосредственно ощутить запросы потребителей и проверить как эти запросы выполняются;
- использование человеческого фактора (Девиз подобных компаний — «Сначала мы делаем людей, а уже потом - продукцию!»). Служащие должны знать об итогах деятельности своего предприятия (подразделения), о своем личном вкладе. Их допускают к обсуждению дел в компании, даже если приходится жертвовать коммерческой тайной. Считается: лучше допустить частичную утечку информации, но зато вовлечь собственный персонал в дела фирмы;
- лаконичность документов (объем даже очень важных служебных записок должен быть не более 1 страницы). Предельное сокращение внутрифирменной отчетности.
- система временных оперативных рабочих групп для решения конкретных задач. Обычно в подобные групп входит около 7 человек. В них нередко включаются руководители высокого ранга (а не их заместители). Поскольку эти люди очень занятые, появляется еще один стимул работать быстро. Такие подразделения существуют от нескольких дней до полугода, в зависимости от поставленной задачи. Членство в них добровольное, формальные инструкции не разрабатывают. Цель — выдать решение проблемы. Приоритет отдается эксперименту перед рассуждениями и умозрительными прогнозами;
- инициатива и предприимчивость. Климат образцовых компаний благоприятствует инициативе и предприимчивости.
- терпимое отношение к неудачам. Даже если поисковая группа не добилась успеха и ее распустили, энтузиаста все равно будут подталкивать к продолжению работы, иногда вместе с помощником. Если дело «созревает» - рабочую группу воссоздают заново;
- личный контакт с каждым подчиненным. Хорошие компании намеренно стимулируют неформальное общение своих служащих. На заседаниях общение бывает очень раскованное. Никто не боится высказаться. Все это резко отличается от чопорности и формальности заседаний в обычных компаниях.
- никакой дискриминации в отношении служащих. Управляющие зарубежных компаний обычно воздерживаются от немотивированных увольнений, ущемления прав пожилых людей.
Поиск оптимальных вариантов моделей управления ставит проблему обращения к зарубежному опыту. Принимая во внимание итоговые, демонстрируемые миру показатели функционирования экономики США, Японии и Европы правомерно заключить, что этот опыт таит в себе множество соблазнов. Полезно, однако, предварить какое бы то ни было смещение в плоскость утвердившихся в этих странах систем управления персоналом их всесторонним изучением и оценкой. Сейчас в нашей стране формирование новой модели управления продиктовано следующими объективными обстоятельствами:
1. Сегодня существенно изменились условия, в которых кадровая служба развивается. Эти изменения связаны с переходом устойчивого во времени дефицита трудовых ресурсов к их избытку. Главными резервами становятся лучшее использование кадров, оптимальное их распределение по рабочим местам, возрастание нагрузки на каждого члена коллектива. Сокращение численности
персонала – важнейший рычаг повышения эффективности производства на первом
этапе перехода к рыночной экономике.
2. Уменьшение численности работников должно быть компенсировано большей интенсивностью труда, а значит, и более высокой квалификацией работника. В связи с этим возрастает ответственность кадровых служб в выборе