Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:02, курсовая работа
Цель работы. Целью курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических аспектов моделей управления персоналом
- проведение анализа современных разновидностей управления
- практическое знакомство с российской моделью управления, выявление ее особенностей, достоинств и недостатков, нахождение путей усовершенствования.
введение……………………………………………………………………………….3
1 теоретические аспекты управление персоналом в системе современного менеджмента
1.1 Управление персоналом, сущность и теоретические аспекты…………………….5
1.2 Характеристика основных моделей управления персоналом……………………...8
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ...............................................................................................................15
2.1 Американская модель управления, сущность, подходы…………………………..15
2.2 Японская модель управления персоналом….……………………………………...19
2.3 Европейская модель управления……………………………………………………23
3 ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………………….27
3.1 Особенности российской модели управления персоналом, достоинства и недостатки, пути усовершенствования……………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...39
направлений квалификационного роста работников, в повышении эффективности
форм обучения и стимулирования их труда.
3. Реализация перестройки политики управления персоналом влечет за собой расширение функциональных обязанностей работников кадровых служб, повышение их самостоятельности в решении многих проблем.
Ныне кадровые службы не отвечают уже новым требованиям системы управления персоналом. Их деятельность ограничивается в основном решением вопросов приема и увольнения работников, оформления кадровой документации. Отсутствует на предприятиях и единая система работы с кадрами, прежде всего система научно обоснованного изучения способностей и склонностей, профессионального и должностного продвижения работников в соответствии с их деловыми и личными качествами.
Структура служб управления персоналом в организациях и предприятиях, качественный состав и уровень оплаты труда их работников не соответствуют задачам реализации активной кадровой политики. В стране практически не ведется подготовка специалистов для работы в службах управления персоналом.
Перестройка деятельности служб по управлению персоналом должна осуществляться в следующих направлениях:
- обеспечение комплексного решения задач качественного формирования и эффективного использования кадрового потенциала на основе управления всеми компонентами человеческого фактора: от трудовой подготовки и профориентации
молодежи до заботы о ветеранах труда;
- широкое внедрение активных методов поиска и целенаправленной подготовки
нужных для предприятия и отрасли работников. Основной формой привлечения
необходимых специалистов и квалифицированных рабочих для предприятий должны стать договоры с учебными заведениями.
- Актуальна опережающая подготовка рабочих и специалистов для освоения новой техники и технологии в отраслях народного хозяйства, что требует от кадровых служб совершенствования планирования подготовки кадров;
- планомерная работа с руководящими кадрами, с резервом для выдвижения,
которая должна строиться на таких организационных формах, как планирование
деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, ротационные передвижения руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях;
- активизация деятельности кадровых служб по стабилизации трудовых коллективов, повышению трудовой и социальной активности работников на основе
совершенствования социально-культурных и нравственно-психологических стимулов;
- обеспечение социальных гарантий трудящихся в области занятости, что требует от работников по кадрам соблюдения порядка трудоустройства и переобучения высвобождаемых работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций;
- переход от преимущественно административно-командных методов управления
кадрами к демократическим формам оценки, подбора и расстановки, широкой
гласности в кадровой работе. Кадровые службы предприятий в современных условиях становятся органами организационно-методического обеспечения выборности и конкурсности, периодической отчетности должностных лиц перед трудовыми коллективами, что потребует от работников по кадрам умения применять методы психологического тестирования, социологические методы изучения общественного мнения, оценки изучаемого кандидата на выдвижение его коллегами и подчиненными.
- укрепление кадровых служб квалифицированными специалистами, повышение их
авторитета, в связи с чем становится актуальным создание системы подготовки
специалистов для кадровых служб, их переподготовки и повышения квалификации;
- обновление научно-методического обеспечения кадровой работы, а также ее
материально-технической и информационной базы. Целесообразно в связи с этим
определить в отраслях и регионах те научные организации и консультационные
фирмы, которые будут разрабатывать кадровые проблемы оказывать практическую
помощь кадровым службам.
В условиях становления рыночной экономики открывается принципиально новый этап в развитии новой модели управления персоналом с качественно иными функциями и задачами. Возрастание роли кадровых служб и кардинальная перестройка их деятельности вызваны коренными изменениями экономических и социальных условий, в которых ныне действуют предприятия, переходящие к рыночным отношениям. Необходимость подобной перестройки работы служб по управлению персоналом связана и с тем, что кадровый состав, а также статус и уровень оплаты труда не соответствует задачам реализации активной кадровой политики, о чем свидетельствуют приведенные выше данные. Усиление материально-технического и научно-методического обеспечения управления персоналом является неотложной задачей для большинства предприятий.
ВЫВОД:
1. Сейчас, когда взят курс на всемирное использование человеческого фактора в обеспечении хозяйственных достижений и стабильно высокой эффективности всех сфер общественного производства, радикальная реконструкция механизма управления в нашей стране должна стать одной из первоочередных задач экономической стратегии.
2. Задача эта необычайно трудна и, что самое главное, требует принципиально нового, нестандартного, комплексного подхода, который позволил бы добиться сдвига в деле подлинной, то есть не от случая к случаю, а на постоянной основе, мобилизации морального потенциала каждого отдельно взятого работника и трудового коллектива в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования избранной темы курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты современных моделей управления. Проведен анализ их разновидностей, а именно – американской, японской и европейской модели. Рассмотрены особенности, достоинства и недостатки российской модели управления персоналом, предложены пути ее усовершенствования. В ходе исследования были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
1. Управление персоналом - это система, которая имеет объект и субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определенных методов и моделей.
2. Для эффективного функционирования система управления персоналом должна быть построена на научно-обоснованных принципах, должна использовать оптимальные методы и модели, соответствующие принципам, лежащим в ее основе, а также не противоречить общей концепции развития организации.
3. Модель управления — это общая характеристика способов взаимодействия руководителя и подчиненных, базирующихся на определенных стилях руководства. В настоящее время выделяют три основных модели управления – американская, японская и европейская.
4. Все эти модели не есть плод исключительно национальных особенностей - в общем виде они могут быть перенесены на любые организации в любой стране. Поэтому важно помнить, что руководитель предприятия волен установить такие отношения фирмы и работника, которые наиболее приемлемо подходят целям фирмы.
5. За всю историю существования управления многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле с учетом своих специфических особенностей. В настоящее время нет нужды слепо следовать выводам иностранных теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. Изучение зарубежного опыта зачастую бывает очень полезным и для отечественных руководителей.
6. Каждая страна имеет свои традиции и ценности, которые лежат в основе политики ведения бизнеса и которые обуславливают выбор той или иной стратегии развития компании во всех областях ее деятельности. Возможно, в рамках одной культуры какое-то решение будет казаться выгодным и правильным, в то время как другая страна никогда не выберет стратегию развития бизнеса, в основе которой будет лежать именно это решение, так как будет воспринимать его неправильным с точки зрения своих ценностей и взглядов.
7. Сравнительный подход показал, что сегодня российские компании перенимают западный опыт, адаптируя опыт западных компаний к российской специфике. Но в российском бизнесе все еще существуют организации, в которых, например, отсутствует строгая система найма, что подразумевает отсутствие стратегического планирования потребностей в персонале, четко сформулированных критериев найма персонала на те или иные позиции.
8. Вероятно, России больше подходит европейская модель развития в широком смысле слова. Ее главная особенность заключается в определенном балансе интересов государства, предприятий (и их собственников), профсоюзов и других общественных организаций. Кроме того, европейская модель (как американская и японская) включает высокий уровень заработной платы и производительности труда. Но в отличие от американской в ней выше степень социального обеспечения населения, а от японской – прозрачная конкурентная среда. И, наконец, ей присуща эффективная система управления в масштабе всего общества, а не только на отдельных предприятиях. Последний момент представляет, на мой взгляд, особый интерес.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф . - пер. с англ. – М. : Прогресс, 2008. – 473 с.
2. Бойдаченко П. Г. Служба управления персоналом / П. Г. Бойдаченко. – Новоссибирск : ЭКО, 2009. – 512 с.
3. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала : Пособие по кадровой работе/ В. Р. Веснин. – М. : Юристъ, 2007. – 434 с.
4. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник / О. С. Виханский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Гардарика, 2008. – 332 с.
5. Волгин А.П., Матирко В. И. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ) / А. П. Волгин, В. И. Матирко. – М. : Дело, 2006.- 276 с.
6. Грачев М. В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации / М. В. Грачев. – М. : Дело, 2009. – 443 с.
7. Деслер Гари. Управление персоналом / Гари Деслер., пер. с англ. – М. : БИНОМ, 2008. – 306 с.
8. Дуракова И. Б. Управление персоналом: отбор и наем. Исследование зарубежного опыта / И. Б. Дуракова. – Воронеж : НИИМБ, 2007. – 198 с.
9. Егоршин А. П. Управление персоналом: учебник / А. П. Егоршин. – 3-е изд., - Н. Новгород: НИИМБ, 2008. – 476 с.
10. Журавлев П. В., Карташов С. А. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера / П. В. Журавлев, С. А. Карташов. – М. : Экзамен, 2009. – 332 с.
11. Зигерт В., Ланг В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, В. Ланг., пер. с нем. – М. : Экономика, 2007. – 498 с.
12. Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме на работу / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Экзамен, 2007. – 354 с.
13. Кондо Й. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента / Й. Кондо., пер. с англ. – Н. Новгород : Приоритет, 2008 . - 476 с.
14. Круден Г., Шерман А. У. Зарубежный опыт управления персоналом / Г. Круден, А. У. Шерман., пер. с англ. – М. : Айрис - пресс, 2008. - 308 с.
15. Ларин В.М., Русинов Ф. М. Кадровые проблемы современного менеджмента / В. М. Ларин, Ф. М. Русинов. – Саратов : Пресс, 2007. – 234 с.
16. Лифшиц А. С. Основы управления персоналом / А. С. Лифшиц. – М. : Дело, 2009. – 267 с.
17. Лэнд Д. Менеджмент - искусство управлять / Д. Лэнд. - М. : Дело, 2008. – 334 с.
18. Магура М. М. Поиск и отбор персонала / М. М. Магура. - М. : Айрис, 2006. – 267 с.
19. Макмиллан Ч. Японская промышленная система / Ч. Макмиллан. - М. : ЮНИТИ, 2008. – 221 с.
20.. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - Пер. с англ. – М. : Дело, 2008. – 444 с.
21. Мейланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе / Я. Мейланд. - Пер. с англ. – М. : ЮНИТИ, 2008. – 545 с.
22. Митин А. Н. Культура управления / А. Н. Митин. - М. : Дело, 2005. – 189 с.
23. Михайлов Ф. Б. Методы управления персоналом / Ф. Б. Михайлов. - СПб. : Питер, 2008. – 456 с.
24. Мишурова И. В. Управление персоналом / И. В. Мишурова. - Ростов-на-Дону: Дон, 2007. - 353 с.
25. Мордовин С. К. Управление персоналом: современная российская практика / С. К. Мордовин. – СПб. : Питер, 2008. – 304 с.
26. Обозов Н. Н., Щекин Г. И. Психология работы с людьми / Н. Н. Обозов, Г. И. Щекин. - Киев : Днепр, 2008. – 443 с.
27. Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом: учебник / Ю. Г. Одегов, П. В. Журавлев. – М. : Финстатинформ, 2009. – 276 с.
28. Панкратов В. Н. Искусство управления людьми / В. Н. Панкратов. - М.: Инфра-М, 2008. – 278 с.
29. Паркинсон С. Искусство управления / С. Паркинсон. - СПб. : Питер, 2008. - 209 с.
30. Поляков А. В. Технология карьеры: Практическое руководство / А. В. Полякова. – М. : Дело, 2008. – 296 с.
31. Пронников В. А., Ладанов Н. Д. Управление персоналом в Японии: очерки / В. А. Пронников. – М. : Наука, 2008. – 376 с.
32. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: учебник / В. П. Пугачев. – М. : Аспект Пресс, 2009. – 336 с.
33. Силин А. Н. Управление персоналом: учебник по кадровому менеджменту / А. Н. Силин. – 3-е изд., пераб. и доп. – Тюмень : Вектор Бук, 2007. – 567 с.
34. Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом: учебно-практическое пособие / Э. Е. Старобинский. – 5-е изд., пераб. и доп. – М. : Бизнесс-школа «Интел-Синтез», 2009. – 453 с.