Модели управления в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:52, реферат

Описание

Цель исследования - проследить тенденции в теории и практике менеджмента.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть содержание моделей управления и их эволюцию.
2) Проанализировать основные школы управления.
3) Узнать о проблемах реализации новой модели управления в российской экономике.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Модели управления и их эволюция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1.Эволюция моделей управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Изменения в содержании эволюционирующих моделей управления . .16
2. Природа и содержание основных школ управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.1 Становление и развитие теории и практики управления . . . . . . . . . . . . .23
2.2 Классическая школа управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.3 Школа человеческих отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3. Современные концепции управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Мен 2.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

  Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. Модели управления и их эволюция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

  1.1.Эволюция моделей управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

  1.2. Изменения в содержании эволюционирующих моделей управления . .16

2. Природа и  содержание основных школ управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

  2.1 Становление и развитие теории и практики управления . . . . . . . . . . . . .23

  2.2 Классическая школа управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

  2.3 Школа человеческих отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

3. Современные концепции управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Традиционный исторический взгляд на развитие управления воплощён в управленческом континууме («континуум», от лат. continuum - непрерывный), приведенном далее, где представлена череда имен царей, лидеров наций, затем философов и, наконец, ученых, осмысливших сущность поведения людей, добивающихся своих или чужих целей.

     Научные достижения в области управления, постоянно меняющиеся экономическое окружение, выход на разнообразные рынки и рост масштаба деятельности предприятий обусловило появление новых моделей управления и новых школ управления. Поэтому изучение тенденций в развитии и практике управления сейчас как нельзя более актуально.

     Объект исследования - тенденции в развитии теории и практике менеджмента.

     Предмет исследования - процесс изучения теории и практики менеджмента.

     Цель  исследования - проследить тенденции в теории и практике менеджмента.

     Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1) Рассмотреть содержание моделей управления и их эволюцию.

2) Проанализировать основные школы управления.

3) Узнать о проблемах реализации новой модели управления в российской экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Модели управления и их эволюция 

1.1.Эволюция моделей управления 

     История возникновения управления насчитывает  уже несколько тысячелетий, если за начальный период отсчета принять  зарождение письменности в древнем  Шумере (т.е. около 3 тыс. лет до н.э.). Считается, что именно отсюда берёт  начало первая управленческая революция, получившая название религиозно-коммерческой. Эта революция привела к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями и управляемым регулярным обменом.

     Вторая управленческая революция (1790-1750 гг. до н.э.) связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия отношений между различными социальными группами людей (правовые нормы).

     Третья  управленческая революция произошла во времена правления другого царя Вавилонии - Навуходоносора II (605-582 гг. до н.э.) - и была направлена на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства (планирование).

     Четвертая управленческая революция (XVII-XVIII вв. н.э.) связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. В этот период главным преобразованием в области менеджмента было его отделение от собственности и формирование в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности.

     Пятая управленческая революция (конец XIX - начало XX вв.) получила название бюрократической, так как ее теоретическая платформа базировалась в основном на концепции бюрократизации управления, что позволило сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести соответствующие нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров (функции управления).

     И, наконец, шестая управленческая революция (с середины XX века -

по наше время) получила название «тихой управленческой революции», или новой управленческой модели. Ее основные положения состоят в определённом отказе от управленческого рационализма классических школ менеджмента и в широком использовании в управлении системного и ситуационного подходов, которые, в свою очередь, не ведут к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а как бы дополняют их, постепенно приспосабливая их к новым условиям.

     Несмотря  на огромное значение революционных  преобразований в сфере управления, его развитие - это в основном эволюционный процесс, который характеризуется непрерывностью изменений, происходящих в обществе, экономике, культуре, всей системе политических, социально-экономических и духовных отношений, соответствующих определенной стадии развития человеческих цивилизаций.

     Традиционный  уже для истории социального управления подход выделяет в эволюционном процессе обычно четыре периода.

     Первый  - древний, доисторический - с 7 тысячелетия до н.э. до второй половины ХVШ века нашей эры. За этот период, накопленный опыт управления в патриархальном, рабовладельческом и феодальном обществах позволял выделить некоторые ведущие принципы государственного управления (Н. Макиавелли - «Государь», начало XVI века):

1) авторитет или власть лидера коренятся в поддержке его сторонников;

2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них;

3) лидер должен обладать волей к выживанию;

4) лидер - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

     Второй, или индустриальный, период именуется периодом промышленного капитализма (1776-1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смиту (1723-1790 гг.), который является не только представителем классической политэкономии, но и специалистом в области управления. Он сделал анализ различных форм разделения труда, определил нормы выработки и вознаграждения, создал концепцию контроля, а также дал характеристику обязанностей государя и государства.

     Большое влияние на формирование многих существующих научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна (1771-1858гг). Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта, рабочих актуальны и сегодня, несмотря на то, что были сформулированы еще в 1828 году.

     Первый  переворот в теории и практике управления связан с созданием и  использованием вычислительной техники. В 1833 году английский математик Ч. Беббейдж (1792-1871 гг.) разработал проект «аналитической машины» - прообраза современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Кроме того, его книга «Об экономии материалов и оборудования» оказалась первой в мире публикацией в области научного управления.

     Третий  период в развитии менеджмента называется также периодом его систематизации (1890-1950 гг.). Наука об управлении, которая начала оформляться в этот период, постоянно развивается. Формируются ее новые направления, школы, концепции, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат; наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяют свои ориентиры от потребностей конкретной организации на изучение способов управления, действующих в их окружении. Одни из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие искали более систематизированные подходы к управлению. В сущности то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось, как уже отмечалось, во времена промышленной революции в конце ХIХ века. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означало, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате были выбраны лучшие работники, которых специально обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди, собственно, и были первыми линейными руководителями или менеджерами.

     Следует отметить, что в период систематизации менеджмента становление и развитие его основных научных школ, концепций  и направлений происходило под влиянием вначале промышленного капитализма (1776-1890 гг.), а затем пришедших ему на смену финансового (1890-1933 гг.) и национального капитализма (1933-1950 гг.).

     Четвёртый, или информационный, период (с 1950 г. по настоящее время) характеризуется наиболее интенсивным развитием кибернетических и других теорий и практики менеджмента. Он связан с разработками более поздних научных школ и концепций управления, опирающихся на использование количественного (математического), системного и ситуационного подходов с применением современных компьютерных технологий и информационных систем. Этот период развития менеджмента, находящийся под влиянием управленческого (1950-1990 гг.) и предпринимательского (90-е годы XX в.) капитализма, совпал со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели управления, и относительно новому поведенческому направлению, воплощенному в японской модели, приходит еще более новое (неформальное) научное направление, которое, по мнению многих исследователей, принято характеризовать как обновленческое (индивидуалистическое или информационное), построенное на новой модели управления.

     Основная  задача новой модели управления конца XX - начала XXI века состоит в том, чтобы «делать знания производительными». Ее основные положения характеризуют следующие элементы нового содержания:

а) ставка делается на человека интегративного и самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);

б) организация рассматривается не как механизм, а как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;

в) организации должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель (самообучающиеся организации).

     В этой связи ведущие исследователи  в сфере менеджмента считают, что новая модель управления требует существенных изменений систем управления в сторону придания им простоты, гибкости, эффективности и конкурентоспособности. По их мнению, современные системы управления должны, прежде всего, иметь:

1) небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом людей, но более квалифицированных;

2) небольшое количество уровней управления;

3) адаптивные структуры, сформированные по типу групп (или команд) специалистов;

4) максимально ориентированные на потребителя характер и качество продукции и услуг, а также процедуры и графики работы организаций.

     Таким образом, эволюционный подход к смене моделей управления раскрывает взаимосвязь развития видов менеджмента, его моделей с национальным характером экономики, этапом ее развития, а также с развитием общенаучных составляющих моделей управления - информатики, экономики, психологии, социологии и философии. Однако эволюционное развитие управления еще в очень малой степени связывается научной общественностью с колоссальным развитием духовной сферы жизнедеятельности наций, народов, их культурой. Казалось бы, эта связь является очевидной, поскольку в последние десятилетия повысились требования к ответственности за социальные результаты деятельности менеджеров и управляемых ими организаций. Но следование им еще не стало «золотым правилом менеджмента», как об этом поспешили заявить. Последние три века человечество осваивает «картезианскую» картину мира, которая содействует развитию точных наук, аналитического, логического мышления, речи, способности систематизировать, управлять по ситуации благодаря мыслительной деятельности человеческого существа.

Информация о работе Модели управления в менеджменте