Модели управления в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:52, реферат

Описание

Цель исследования - проследить тенденции в теории и практике менеджмента.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть содержание моделей управления и их эволюцию.
2) Проанализировать основные школы управления.
3) Узнать о проблемах реализации новой модели управления в российской экономике.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Модели управления и их эволюция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1.Эволюция моделей управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Изменения в содержании эволюционирующих моделей управления . .16
2. Природа и содержание основных школ управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.1 Становление и развитие теории и практики управления . . . . . . . . . . . . .23
2.2 Классическая школа управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.3 Школа человеческих отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3. Современные концепции управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Мен 2.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

     Деятельность  менеджеров потребовала от руководящего человека целостного мышления обеими полушариями мозга. При этом предприятие, фирма, организация воспринимаются естественным элементом природы. Тем самым новая модель менеджмента приблизилась по духовному содержанию к идеалам ноосферы и открывает смысл нашего существования: охранение, утверждение жизни на Земле. Эволюционируя, современная модель управления последовательно осваивала содержание все более тонких методов и психологических схем организации взаимодействия людей в процессах производства.

     Так, модель делового администрирования включала три концепции:

научный менеджмент Ф. Тейлора; функциональный подход А. Файоля и его принципы управления; бюрократию и социологию М. Вебера.

     Первая научно оснащенная модель управления организацией - рациональные цели и средства их достижения, что обеспечивалось операционным подходом к процессу управленческого труда, разделением труда и ответственности, отбором и подготовкой кадров, заинтересованных в конечном результате.

     Данной  модели была присуща вера в рациональность мира и устойчивость его развития за счет равновесия сил, регулируемых менеджментом. Поэтому перенесенный из естественных наук механистический подход к организациям предполагал в качестве объекта управления узко практически ориентированного индивида - «экономического человека» А.Смита. Для управления таким живым механизмом-объектом вполне достаточно органического стимула, воздействующего на организм человека помимо его сознания, а потому действующего практически безотказно. Задача же менеджмента при этом состояла в том, чтобы оценить ситуацию, в которой оказался человек, и подобрать подходящий стимул, внешний или внутренний: экономический, физический, - и получить необходимую реакцию: работу ногами, руками, головой, голосом; реакцию, позволяющую удовлетворить желание, сформированное ситуацией: голодом, жаждой, нищетой, бесправностью, болью, страхом и т.п.

     Подбор  людей и обучение их управлению как профессии формально (документально) организовывать процесс достижения поставленной сверху цели снимали влияние личных качеств (капризов, лени, пристрастий, творческих способностей и т.п.) и обеспечивали успех в рамках модели делового администрирования. Тем самым осуществлялся переход от использования грубых и прямых способов управления доисторического этапа к завуалированным и более тонким способам косвенного воздействия на объект управления, которые становятся характерными уже на всех новых этапах развития управленческой деятельности.

     Мы  видим сущностное изменение менеджмента в возрастании эффективности управления с точки зрения экономичности, точности действий, неразрушаемости субъектов и объектов управления и среды их деятельности. При этом стоит задача относительно более экономичного рас-ходования не только капитала материального и финансового, но и человече-ского капитала - прежде всего человеческих затрат: силы, здоровья, интеллектуальных усилий, духовности, нравственных усилий персонала на каждую единицу произведенной продукции (услуги).

     Так, «прослеживая характер применения стимулов в различных общественно-экономических формациях, мы наблюдаем закон возрастания роли положительных стимулов труда и угасания значения негативного стимулирования», - пишет Ю. Тихонравов. Рабочего при капитализме заставляют трудиться положительные стимулы: если он не будет трудиться, то он умрет с голоду. Негативные стимулы в условиях капитализма действуют подспудно, их присутствие скрыто объемом положительных стимулов. Принуждение к прибавочному труду окончательно утрачивает характер непосредственного принуждения в условиях современного капитализма: оно полностью становится безличным, опосредованно экономическим (самопринуждение) в результате создания и регулирования условий жизни господствующим классом.

     Мы  не разделяем подобную детерминацию, поскольку верная, по сути, и отмеченная нами тенденция гуманизации управления объясняется автором с позиции постсоветской доктрины социального управления, построенной на основе социально-классовых теорий и с помощью психофизиологических теорий советских ученых, продолживших учение И.П. Павлова о рефлексах, а также с использованием научного аппарата политэкономии социализма.

     Доктрину  «социального человека», пришедшую  на смену концепции «экономического  человека», выдвинула возникшая в США школа человеческих отношений в 30-е годы XX века. Проводимые Э.Мэйо хоторнские исследования сфокусировали внимание менеджмента на человеческом факторе производства. Было установлено, что:

а) работники при традиционном неподдерживающем (формальном) контроле систематически стремятся ограничивать выработку;

б) работники имеют лучший настрой и работают интенсивнее при наличии поддерживающего контроля (инспектор по поддержке действительно заботится об улучшении условий работы и о самих подчиненных);

в) косвенное интервьюирование превосходит традиционные методы прямых вопросов;

г) косвенные неформальные опросы, требующие более развернутого ответа, чем просто «да» или «нет», позволяют работникам свободнее выражать свои мысли и мнения;

д) на поведение работников влияет также «неформальная» структура в виде малых групп, поддерживающих или осуждающих действия их членов в организации.

     Д. Макгрегор, основоположник школы «организационного  гуманизма», обратил внимание в исследованиях  не на субъект-объектные отношения (начальник – подчиненный), а на отношение рабочих к самой работе. Разработанные Макгрегором «теории X и Y» по-новому объясняли трудовое поведение рабочих, имеющих противоположные трудовые установки, сформированные в ходе их социализации еще с детства.

     Важные  исследования в области организационного гуманизма провел американский психолог А. Маслоу, выдвинувший концепцию  о «самореализующемся» работнике, достигшем высшего уровня реализации потребностей, поскольку он смог удовлетворить все предыдущие за счет максимального использования всех своих способностей, личной независимости и ответственного отношения к работе. Следовательно, методы управления должны сделать продуктивными вверенные менеджменту фирмы человеческие ресурсы.

     Современные открытые организации испытывают влияние внешних изменений связей, информационных и ресурсных потоков, что требует многовариантных решений, приспособления к технологическим и структурным сдвигам в экономике. Поэтому жесткие структуры в этих условиях неприемлемы, даже губительны.

     Современная модель управления содержит, с одной стороны, маркетинговую концепцию управления бизнесом, которая ориентирует фирму на потребителя, а с другой - концепцию социальной ответственности менеджмента, построенной на задачах интегрированного воздействия менеджмента на общество и природу, на человека и экономику. При этом происходит институциализация менеджмента, т.е. он становится важнейшим и эффективным регулятором в разнообразных сферах деятельности.

     Столь высокая социальная эффективность  менеджмента раскрывается моделью, наполнение содержания которой обеспечивается концепциями ситуационного поведения организации и ее персонала, системного подхода к управлению концепцией и менеджмента знаний (обучающихся организаций).

     Системный подход в менеджменте впервые применил Ч. Барнард в 1938 году в своей работе «Функции руководителя». По его представлениям, все организации являются согласованно действующими системами: «Согласованно действующая система представляет собой комплекс физических, биологических, личностных и социальных компонентов, которые находятся в заданных систематических отношениях на основании взаимодействия двух или более людей для достижения, по крайней мере, одной определенной цели».

     Итак, современная организация характеризуется как открытая система, которая непрерывно взаимодействует с неопределенностью окружающей среды, используя во всей полноте интеллектуальный и духовный потенциал персонала, применяет технологии ситуационного управления. Основной ее целью является выживание и развитие в изменяющейся среде. Поведение таких организаций описано в работе Д. Томпсона «Организация в действии», где подчеркиваются новые качества открытых организационных систем: непрерывное активное взаимодействие с окружающей средой; синергизм как результат взаимодействия всех подсистем; динамическое равновесие, как баланс во внутренней системе; равенство конечных результатов, как следствие гибкости руководства.

     Во  второй половине XX века последовательно  развились три подхода к управлению: процессный, системный и ситуационный.

     Процессный  подход (с конца 50-х годов) раскрывает содержание управления как череду, серию действий в рамках единого процесса воздействия на организацию. К постоянным функциональным процессам следует отнести управление персоналом, маркетинг, производство, финансирование и др.

     Системный подход (с середины 70-х годов), как мы уже показали, рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, получивших новое качество, не присущее ее отдельным элементам - эмерджентность. Это позволяет ей реализовывать цели за счет взаимодействия подсистем и получения синергетического эффекта.

     Ситуационный  подход (80-е годы) к управлению, так же как и системный, является, прежде всего, способом мышления, а лишь затем способом действий. Два предыдущих подхода наиболее эффективны в условиях установившихся, спокойных, когда планомерно осуществляют процессы и деятельность. Ситуационный подход, следовательно, не позволяет управлять шаблонно, по старинке. И все-таки в процессе обучения менеджеры изучают типичные непредвиденные ситуации и соответствующие им решения, где последовательно моделируется ход действий и их последствия. Тем самым отрабатываются определенные социальные технологии или поведенческие стратегии. Так, организаторы технологической школы бизнеса предлагают к изучению девять стратегий достижения целей из 500 возможных к применению, обеспечивающих значительную часть успеха в эффективном менеджменте.   

     Таким образом, ситуационный подход накапливает культуру управления и позволяет заранее подготовить менеджера к запрограммированным решениям в неожиданных и нестандартных ситуациях.

     Одновременно  эти два подхода дают начало концепции «менеджмента знаний», которая складывалась в последнее десятилетие XX века и создала предпосылки дальнейшего развития модели современного менеджмента на основе видения человека целостного, умеющего использовать в полной мере все качества своего мышления, использовать накопленные во всем мире богатства культуры менеджмента. Это обусловлено такими принципиальными изменениями в управлении, как глобализация экономических и информационных процессов, беспрепятственная миграция населения, повсеместное и быстрое повышение квалификации рабочего и управленческого персонала, усиление непредвиденности ситуации во многих сферах жизнедеятельности организаций.

     Новая модель предполагает, что на смену иерархиям, жестким графикам и правилам приходят работа в командах, непосредственные взаимодействия, перманентные инновации, непрерывное обучение и совершенствование.

     Рассмотренные нами перемены означают настоящую революцию управленческого мышления. Глобализация, многообразие рабочей силы и обострение конкурентной борьбы изменяют как саму природу работы менеджера, так и маршруты его продвижения по иерархической лестнице.

     Новые модели управления требуют от менеджеров развития организационных способностей к обучению. Многие компании движутся в направлении превращения в обучающиеся организации. Единой модели такой организации не существует - это, скорее, философия или, если хотите, отношение к тому, что есть организация и в чем заключаются роли ее сотрудников. В обучающейся организации основной упор делается на команды и системы, а не на иерархию.

     Менеджеры, занимающие высшие посты в обучающейся  организации, должны быть лидерами, видение будущего которых разделяют все сотрудники. Под видением обычно понимают желаемый долгосрочный результат (или результаты) организации.

     Традиционная  модель, когда менеджеры контролируют рабочих, неэффективна в мире быстро меняющихся технологий и демографических характеристик, глобальной конкуренции. Концепция наделения властью сотрудников всех организационных уровней не имеет ничего общего с модой - это единственный способ существования компании в высокотурбулентной внешней среде. Имеется в виду не столько передача властных полномочий, сколько осознание менеджментом потенциала сотрудников и его раскрытие. Традиционная организационная структура иерархического типа, наиболее адекватная командной цепочке сверху вниз, уступает место новым, более плоским, обеспечивающим поддержку самоуправляемых конкурирующих команд, включающих в себя представителей разных отделов и разных уровней управления.

Информация о работе Модели управления в менеджменте