Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 17:33, курсовая работа
Проблема мотивации является одной из основных задач для любого руководителя, в чьем подчинении находится хотя бы один работник. Как использовать потенциал работника таким образом, чтобы и компания, и ее сотрудник оказались в выигрыше? Ответить на этот вопрос уже несколько столетий пытались многие ученые, внесшие значительный вклад в развитие экономики, менеджмента и управления персоналом. Было создано множество теорий и направлений, с различных точек зрения рассматривавших вопросы мотивации и стимулирования. Однако процессы мотивация настолько сложны, что неизвестно, возможно ли их понимание в рамках лишь одной концепции. Следствием является параллельное существование разработанных в разное время теорий мотивации. Все множество концепций относится к одному из двух основных направлений, получивших название содержательные и процессуальные теории мотивации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ» 5
1.1. Содержательные и процессуальные теории мотивации 5
1.2. Бихевиористский подход в теориях мотивации. 8
1.3. Теория оперантного обуславливания 10
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ 11
2.1. Понятие модификации поведения в социологии, психологии, менеджменте 11
2.2. Сущность процесса модификации поведения 13
2.3. Стратегии модификации поведения 15
2.4. Графики подкрепления 17
2.5. Ситуационное управление поведением 20
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ 22
3.1. Опыт применения метода в зарубежных компаниях 22
3.2. Программа повышения уровня безопасности труда «Туттава» 23
3.3. Применение методики модификации поведения в ОАО «КИСМ» 27
БИБЛИОГРАФИЯ 34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ» 5
1.1. Содержательные и процессуальные теории мотивации 5
1.2. Бихевиористский подход в теориях мотивации. 8
1.3. Теория оперантного обуславливания 10
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ 11
2.1. Понятие модификации поведения в социологии, психологии, менеджменте 11
2.2. Сущность процесса модификации поведения 13
2.3. Стратегии модификации поведения 15
2.4. Графики подкрепления 17
2.5. Ситуационное управление поведением 20
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ 22
3.1. Опыт применения метода в зарубежных компаниях 22
3.2. Программа повышения уровня безопасности труда «Туттава» 23
3.3. Применение методики модификации поведения в ОАО «КИСМ» 27
БИБЛИОГРАФИЯ 34
ВВЕДЕНИЕ
Проблема мотивации является
одной из основных задач для любого
руководителя, в чьем подчинении находится
хотя бы один работник. Как использовать
потенциал работника таким
Содержательные теории отвечают
на вопрос «что является причинами
того или иного поведения
Первыми процессуальные аспекты
мотивации первыми отразили ученые-бихевиористы
в исследованиях процессов
Целью данной курсовой работы
является рассмотрение понятие метода
модификации поведения, его теоретического
и практического аспектов. Предстоит
рассмотреть историю
Также будут рассмотрены примеры практической реализации программ, основанных на методике модификации поведения.
ГЛАВА 1.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЯ
«МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ»
1.1. Содержательные и процессуальные теории мотивации
Мотивация – это процесс
активизации внешних и
Как уже было сказано выше, процессы мотивации сложны и не всегда предсказуемы. Очевидно, что для понимания их одной универсальной теории недостаточно. Все множество разработанных когда-либо теорий мотивации принято разделять на две большие группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на тезисе о наличии причинно-следственных связей между внутренними психическими факторами и поведением работника. Основная задача подобных теорий – обосновать причины определенной формы активности людей, и, как следствие, их поведения, т.е. основным объектом изучения являются внутренние стимулы сотрудника, в качестве которых выступают потребности. Теория мотивации в данном случае исходит из понимания потребностей личности.
Среди наиболее известных содержательных теорий мотивации – пирамида потребностей А. Маслоу, теория потребностей ERG К.Альдерфера, «теория Х – теория Y» Д. Макгрегора, теория гигиенических факторов и факторов мотивации Ф. Герцберга. Содержательные теории мотивации предполагают, что знание основных потребностей работников поможет им выбрать наиболее правильный способ стимулирования.
Процессуальные теории занимаются
изучением не структуры и содержания
потребностей, а самого механизма
мотивации, отображаемого как
Для более полного понимания
метода модификации поведения
Согласно теории ожиданий основным мотивационным источником служит уверенность человека в большой вероятности удовлетворения потребностей и достижения цели.
Ключевыми понятиями теории являются: результат, валентность и ожидания.
Результат — это любое связанное с потребностью следствие поведения. На рабочем месте такими результатами являются заработная плата, продвижение по службе, сохранение рабочего места или увольнение, удовлетворенность своими достижениями и вкладом в общую работу, уважение со стороны коллег, усталость, стресс, потеря здоровья и т. д.
Валентность результата —
это сила предпочтения индивида в
отношении данного результата. Каждый
рассматриваемый индивидом
Ожидания результата —
это субъективно оцениваемая
вероятность получения
Привлекательность поведенческой
альтернативы зависит от ожиданий и
валентности результатов, связываемых
с данной альтернативой. Числовое выражение
привлекательности
Рис.1. Мотивационная теория ожиданий
Согласно теории ожидания, для достижения поставленных целей все три фактора должны быть высокими. В случае если хотя бы один из факторов близок к нулю, мотивация также будет нулевой. Задача менеджера — добиться, чтобы сотрудники четко понимали, что размер вознаграждения основывается на результатах и способностях работников, необходимых для выполнения задания на высоком уровне.
Одной из лучших процессуальных
теорий признана комплексная модель
Портера – Лоулера. В данной теории
увязаны затраченные усилия (через
способности, характер и осознание
своей роли) с результатами работы
путем внутреннего и внешнего
вознаграждения. При этом вознаграждение
изучается с позиции его
Выше были кратко рассмотрены основные процессуальные теории мотивации, имеющие и на сегодняшний день большое влияние на формирование науки управления поведения персонала. Однако первыми процессуальные аспекты мотивации отразили психологи-бихевиористы в своих исследованиях процесса научения. Далее будут более подробно освещены основные достижения бихевиористов в разработке теории мотивации сотрудников.
1.2. Бихевиористский подход в теориях мотивации
Бихевиористский подход наибольший
вклад внес в психологию, однако
смежные отрасли науки, к которым
можно отнести социологию, управление
персоналом, организационное поведение,
также получили благодаря результатам
исследований бихевиористов новые
направления и перспективы
Бихевиоризм возник в начале XX века и стал направлением, утвердившем в качестве предмета изучения поведение (англ. «behavior») как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Основателем направления принято считать Джона Уотсона, статья которого «Психология, каковой ее видит бихевиорист» (1913) стала манифестом новой школы.
Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Отныне она включала доступные объективному внешнему наблюдению, независимые от сознания «стимул-реактивные» отношения.
Основателем инструментальной формы научения считается Э. Торндайк, который назвал эту форму научения «методом проб, ошибок и случайного успеха».
На первый план в исследованиях
ученых - бихевиористов выдвигалось
научение, которое рассматривалось
как приобретение организмом нового
опыта, а лежащая в основе этого
процесса связь «стимул – реакция»
(S - R) принималась за единицу поведения.
Согласно теории бихевиоризма знание
природы стимула позволяет
1.3. Теория оперантного обуславливания
Скиннер разработал основные
понятия бихевиористского подхода:
стимул, реакция и подкрепление.
Автор выделил два вида стимулов:
обусловленные и
В целом подход концентрирует
внимание на наблюдаемом поведении
организационной системы и его
последствиях. При этом особо выделяется
то, что Скиннер назвал оперантом,
или познанным поведением (R2), в
отличие от реактивного поведения
(R1). Исследования показывают, что оперантное
поведение — функция его
Исследования Б. Скиннера
имели широкий научный
Фундаментом, на который
опирается модификация
ГЛАВА 2.
ПРОЦЕСС МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ
2.1. Понятие модификации поведения в социологии, психологии, менеджменте
Термин «модификация поведения» используется в различных научных отраслях: психологии, психиатрии, социологии, управлении персоналом, менеджменте и т.п., что связано с широким диапазоном возможностей применения данного метода. В настоящее время данной методике соответствует следующее определение:
Модификация поведения – исследовательская процедура, применяемая в бихевиористской психологии и социологии с целью формирования желаемого типа поведения [20].
Как правило, в психологии
модификация поведения
Информация о работе Модификация поведения работника в организации