Монетарная политика в рыночной системе и функции Центрального Банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства.

Содержание

Введение.

Глава 1. Денежно-кредитная политика: теоретический аспект.

1.1 Сущность и инструменты монетарной политики.

1.2 Противоречия денежно-кредитной политики.

Глава 2. Модели монетарной политики.

2.1 Кейнсианская и монетаристская денежно-кредитная политика.

2.2 Денежно-кредитная политика США.

Глава 3. Российская модель денежно-кредитной политики.

3.1 Монетарная политика России в 90е годы: опыт и недостатки.

3.2 Денежно-кредитная политика России в начале XXI века.

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)


2

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

              ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

Монетарная политика в рыночной системе и функции Центрального Банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:   слушатель 1 курса специальности ГМУ

                        Епишева Анастасия Ивановна

Научный руководитель:                                 

                        Капканщиков Сергей Геннадьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2010


Оглавление

 

Введение.

Глава 1. Денежно-кредитная политика: теоретический аспект.

1.1 Сущность и инструменты монетарной политики.

1.2 Противоречия денежно-кредитной политики.

Глава 2. Модели монетарной политики.

2.1 Кейнсианская и монетаристская денежно-кредитная политика.

2.2 Денежно-кредитная политика США.

Глава 3. Российская модель денежно-кредитной политики.

3.1 Монетарная политика России в 90е годы: опыт и недостатки.

3.2 Денежно-кредитная политика России в начале XXI века.

Заключение.

Список литературы.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение.

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства. Роль и место денежных и кредитных отношений особенно усилились на пороге XXI в. Стало очевидным, что в новом столетии достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия денежно-кредитной системы страны.

Основы теории денежно-кредитного регулирования экономики заложены в трудах классиков экономи­ческой мысли - Дж. Кейнса, М. Фридмана, И. Фишера, А. Маршалла и т.д. Зна­чительный вклад в развитие теоретических основ денежно-кредитной политики внесли такие видные зарубежные ученые, как Д. Д. Ван-Хуз, Э. Дж. Долан, Р. Дорнбуш,  Р. Дж. Кэмпбелл, Д.Е. Линдсей, Р. Л. Миллер, Дж. Д. Сакс.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что ни обилие иностранной литературы, ни возможность обратиться к практике западных центральных банков и собственному историческому опыту денежно-кредитного регулирования не позволяют утверждать, что в России сформировался приемлемый механизм, который способен при помощи денежно - кредитной политики обеспечить достижение поставленных целей экономического развития.

Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключено и усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает центральный  банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная. Проанализировать, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на каждом этапе экономических реформ, какие шаги необходимо предпринять и какие инструменты денежно-кредитной политики задействовать в дальнейшем - и будет являться главной целью данной работы.
 


Глава 1. Денежно-кредитная политика: теоретический аспект.

1.1 Сущность и инструменты монетарной политики.

Денежно-кредитная политика – это комплекс государственных мер в сфере денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение неинфляционного экономического роста, полной занятости, а также на сглаживание конъюнктурных циклов деловой активности.[1]

Монетарная политика проводится большинством государств посредством двухуровневой (как минимум) банковской системы. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[2] (1995г.) отмечается, что банковская система включает Центральный банк и кредитные организации. Итак, первый уровень данной системы представлен центральным банком. К центральным банкам чаще всего относится государственная форма собственности. Капитал Банка России принадлежит государству. Вторым же уровнем являются коммерческие банки. Современные коммерческие банки ‑ это банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население ‑ своих клиентов.[3]

Традиционно перед ЦБ ставятся пять основных задач, в соответствии с которыми он является:

1. Эмиссионным центром страны. ЦБ монопольно выпускает национальные банкноты – бумажные деньги;

2. Банком банков. ЦБ хранит резервы коммерческих банков, выдает им ссуды (является кредитором последней инстанции), осуществляет надзор за их деятельностью;

3. Банкиром правительства. ЦБ размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, ведет счета казначейства, хранит официальные золото-валютные резервы;

4. Главным расчетным центром страны. ЦБ выступает посредником между банками при осуществлении безналичных расчетов;

5. Органом регулирования экономики посредством монетарной политики.[4]

Важным условием успешного функционирования Центрального банка является его независимость от исполнительных или законодательных органов государственной власти. В России председатель Центрального банка назначается президентом и утверждается Государственной Думой. При этом политическая независимость ЦБ прежде всего зависит от возможности государственных органов отклонять решения руководства банка и от того, насколько банк обязан координировать свою политику с мероприятиями правительства. В этом смысле можно говорить о достаточно высокой степени независимости Банка России.

Монетарная политика государства осуществляется, как правило, по двум направлениям: проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации ЦБ осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику «дешевых» денег» (экспансионистская), которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.

При росте инфляции ЦБ проводит политику «дорогих» денег (рестрикционная), что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег больше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств.[5] Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

Для регулирования экономики центральный банк использует следующие инструменты  денежно-кредитной политики:

1.      изменение учетной ставки

2.      изменение резервной нормы

3.      операции на открытом рынке

4.      регулирование курса национальной валюты.

Первым инструментом денежно-кредитной политики центрального банка является учётная политика. Учётная ставка (ставка рефинансирования) ‑ ставка процента, который Центральный банк взимает по ссудам, предоставляемым депозитным учреждениям (коммерческим банкам).[6] Назначая ту или иную учетную ставку, центральный банк тем самым задает низшую границу процентной ставки по кредитам коммерческих банков населению.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть изменение ставки рефинансирования прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.[7] Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Изменение официальной ставки центрального банка, безусловно, оказывает влияние на кредитную сферу, а также означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Политика обязательных резервов. Норма обязательных резервов – это минимальный размер вклада, который коммерческий банк или другое кредитное учреждение должны держать в центральном банке.[8] Центральный банк повышает или снижает норму обязательных резервов в зависимости от экономической ситуации в стране. При увеличении нормы у коммерческих банков уменьшаются суммы на выдачу кредитов. Предложение денег сокращается, заемные средства становятся дороже, что снижает деловую активность, вызывает сокращение производства, сокращение наличных денег в обращении, уменьшение инфляции. Напротив, снижение резервной нормы вызывает кредитную экспансию – предложение денег растет, процентная ставка снижается, кредит становится привлекательным, следовательно, прибыльными становятся новые инвестиции для предприятий. Это, в свою очередь, означает рост производства и снижение уровня безработицы.[9]

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

Этот инструмент монетарной политики (впервые его применили в США в 1933г.) является, по мнению многих специалистов, наиболее мощным, но в то же время слишком грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. По этой причине в странах с развитой и хорошо настроенной экономической системой он используется редко. В российской переходной экономике с ее низкой чувствительностью к «деликатным» экономическим воздействиям использование данного инструмента весьма эффективно. В условиях жесткой нехватки денежных средств в обращении снижение нормы обязательных резервов способно заменить эмиссию денег.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Операции на открытом рынке. Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Информация о работе Монетарная политика в рыночной системе и функции Центрального Банка