Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:39, курсовая работа
Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства.
Введение.
Глава 1. Денежно-кредитная политика: теоретический аспект.
1.1 Сущность и инструменты монетарной политики.
1.2 Противоречия денежно-кредитной политики.
Глава 2. Модели монетарной политики.
2.1 Кейнсианская и монетаристская денежно-кредитная политика.
2.2 Денежно-кредитная политика США.
Глава 3. Российская модель денежно-кредитной политики.
3.1 Монетарная политика России в 90е годы: опыт и недостатки.
3.2 Денежно-кредитная политика России в начале XXI века.
Заключение.
Список литературы.
Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Другими словами, когда на денежном рынке сложилась высокая процентная ставка и центральный банк ставит задачу по ее снижению путем увеличения денежного предложения, он начинает скупать правительственные и корпоративные ценные бумаги на открытом рынке. Поскольку спрос на ценные бумаги увеличивается, их рыночная цена повышается, и доходность начинает падать. Это делает ценные бумаги все менее привлекательными для их владельцев (основную массу которых составляют банки), и от них начинают избавляться. В результате к государству уходят ценные бумаги, а от него в сферу обращения – денежные средства. У банков в результате продажи ценных бумаг возрастают объемы избыточных резервов, и в результате действия денежного мультипликатора – значительное увеличение предложения денег. Кривая денежного предложения сдвигается вправо, процентная ставка падает.[10] К противоположному результату приводит расширенная продажа государством ценных бумаг.
Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
Регулирование обменного курса национальной валюты – операции, проводимые центральным банком на валютном рынке посредством регулирования обменного курса национальной валюты, то есть пропорций, в которых она обменивается на валюту других стран. Если в рамках антиинфляционного курса ставится задача удержать отечественную валюту от падения (девальвации), центральный банк снимает с инвалютного счета определенную сумму и приобретает на нее в ходе так называемой валютной интервенции национальную валюту. А если для преодоления экономического спада необходимо некоторое ослабление национальной валюты (для поощрения экспорта и торможения конкурирующего импорта), он производит скупку иностранной валюты, выпуская взамен нее в обращение дополнительную порцию отечественной наличности.[11]
Регулируя обменный курс национальной валюты и операции на открытом рынке, центральный банк напрямую влияет на параметры денежного предложения. Поэтому эти инструменты являются наиболее быстродействующими рычагами регулирования денежной массы.
Эффективно использовать рассмотренные инструменты центральный банк может, только если он в достаточной степени независим от исполнительной власти и подчиняется исключительно закону.
Цели и инструменты монетарной политики ЦБ можно свести в таблицу (см. Таблица 1).
Таблица 1
Монетарная политика ЦБ[12]
| Политика «дешевых» денег | Политика «дорогих» денег |
Цели | Увеличение денежной массы для стимулирования экономического роста и сокращения безработицы | Уменьшение денежной массы для борьбы с инфляцией
|
Инструменты | - Покупка иностранной валюты; - Покупка государственных ценных бумаг; - Уменьшение обязательной резервной нормы; - Уменьшение процентной ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ; - Уменьшение ставки рефинансирования | - Продажа иностранной валюты; - Продажа государственных ценных бумаг; - Увеличение обязательной резервной нормы; - Увеличение процентной ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ; - Увеличение ставки рефинансирования |
Таким образом, современные государства обладают целой системой методов регулирования экономики, причем, составляющие ее инструменты отличаются не только по силе воздействия на кредитный рынок, но и по сферам их применения, что при правильной оценке ситуации позволяет найти оптимальное решение, выводящее страну из вероятного кризиса.
Денежно-кредитная политика имеет свои сильные и слабые стороны. К числу её сильных сторон относятся:
быстрота и гибкость. Она способна быстро менять свои ориентиры: например, масштабы покупки или продажи государственных облигаций могут изменяться ежедневно. Лаг решения в сфере денежно-кредитного регулирования гораздо короче по сравнению с соответствующим лагом в бюджетно-налоговой сфере. Так, в США комитет открытого рынка Федеральной Резервной Системы собирается для принятия политических решений довольно часто, в то время как в области фискальной политики для выработки приемлемого решения необходимо подготовить законодательство, рассмотреть его в обеих палатах Конгресса и получить их одобрение. Подобных проблем в монетарной политике фактически не существует. Правда, в монетарной политике может оказаться весьма продолжительным лаг воздействия, в то время как в фискальной сфере изменения налоговых ставок, объема государственных закупок и программ трансфертных платежей способны достаточно быстро стабилизировать макроэкономическую ситуацию.
изоляция от политического давления: относительно меньшая коррумпированность руководителей центрального банка, которые обычно назначаются на длительный срок (в США - 14 лет), а потому имеют большие возможности проводить непопулярные мероприятия. Кроме того, денежно-кредитная политика мягче, является более тонкой. Поэтому ее труднее критиковать, нежели политику сокращения государственных расходов или увеличения налогов.
Более тонкий, менее подверженный общественному контролю механизм её осуществления. Для населения страны, обычно недостаточно искушенного в вопросах денежно-кредитного регулирования, гораздо труднее критиковать действия монетарных властей по продаже государственных облигаций на открытом рынке, нежели политику сокращения государственных расходов или увеличения налогов с их вполне очевидными социально конфликтными последствиями.[13]
Слабые стороны монетарной политики заключаются в том, что:
трансмиссионный механизм крайне сложен. Слабость одного звена способен повлечь за собой сбой всего механизма. Данный механизм реализуется лишь при условии усиления центрального банка, государственный контроль за которым затруднен. К тому же, по убеждению кейнсианцев, неэффективность монетарной политики объясняется непредсказуемостью спроса на деньги.
политика «дорогих» денег в целом достаточно результативна - особенно в плане борьбы с инфляцией. А вот политика «дешевых» денег сталкивается с проблемой, выражаемой пословицей: "можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его напиться". Коммерческие банки в результате проведения центральным банком данной политики получают возможность выдавать больше ссуд и тем самым положительно воздействовать на инвестиционную активность предприятий. Но приказать коммерческим банкам расширить предложение денег, а фирмам больше вкладывать в производство (особенно в условиях экономического спада, когда кредитные риски велики) никто не сможет. Таким образом, против глубокого спада политика денежной экспансии мало что дает. Хотя денежная политика, бесспорно, способна «лечить» экономику во время неглубоких спадов, однако никакой значительный спад при больших незагруженных производственных мощностях и высоком уровне безработицы не удавалось остановить посредством повышения доступности кредита. Дело в том, что кредиты, полученные домохозяйствами и фирмами, в результате проведения политики «дешевых» денег, могут быть направлены ими не на покупки потребительских и инвестиционных товаров, а на погашение уже имеющейся задолженности. По мнению кейнсианцев, Великая депрессия доказала невозможность при помощи денежного регулирования вернуться к процветанию: политика дешевых денег, проводимая в эти годы ФРС, не привела к увеличению банковских ссуд и расходов частного сектора.
не вполне ясно, увеличивается или сокращается потребление в результате уменьшения процентной ставки. С одной стороны, пониженная ставка процента побуждает значительную часть населения меньше сберегать и больше потреблять. С другой стороны, для тех, кто сберегает с целью обеспечить старость или накопить на образование детей, более низкая процентная ставка заставляет больше отказывать себе в текущем потреблении. Конечно, многие из указанных слабостей денежно-кредитной политики проявляются лишь в экстремальных условиях глубокой депрессии. В нормальных условиях политика дешевых денег все же порождает кредитную экспансию и подстегивающий экономику рост денежного предложения.
некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном предложению денег. Так, некоторые статистические данные показывают, что при сокращении предложения денег автоматически возрастает скорость их обращения, поэтому сдерживание денежной массы, ее таргетирование не способно адекватно снизить инфляцию. Именно инфляция при прочих равных условиях заставляет хозяйственных агентов всеми способами убыстрять денежные расчеты, избавляться от обесценивающихся денег, что, в конечном счете, приводит к увеличению скорости обращения денег и нейтрализации проводимой политики «дорогих» денег. И, наоборот, проводимая в период спада политика «дешевых» денег, характеризуемая низкими ставками процента, побуждает население не торопиться с вкладами сбережений в банки, что замедляет трансакционную скорость обращения денег и нейтрализует позитивный эффект данной политики.
Денежно-кредитная политика будет успешнее, если она эффективно сочетается с другими мерами, в частности, с фискальной политикой (в частности, мерами по регулированию бюджетного дефицита), политикой занятости и т.д. Лишь в этом случае она достигает желаемого эффекта.
При рассмотрении денежно-кредитной системы обычно касаются кейнсианской и монетаристской теории денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитное регулирование экономики в рамках кейнсианской модели опирается на предположение о том, что спрос на деньги является нестабильным и непредсказуемым. Потребность населения в деньгах (особенно спекулятивный спрос на них) зависит от множества объективных и субъективных факторов. В этих условиях непосредственное воздействие на денежное предложение, по мнению ДЖ. Кейнса просто утрачивает смысл. Только процентная ставка способна уравновешивать спрос на деньги и их предложение, а потому государственная денежно-кредитная политика должна быть направлена на регулирование ее уровня и динамики. Таким образом, кейнсианцы склонны считать процентную ставку важнейшим регулятором денежного рынка.
Изменять предложение денег центральный банк имеет немалые возможности, но воспользоваться ими он может по-разному. Например, увеличивая предложение разумными темпами и до определенной границы, государство может обеспечить устойчивое неинфляционное развитие национальной экономики.
Допустим, при исходном положении равновесия в точке А (см. Рис.1) государство доводит предложение денег от Ms1 до Ms2 при неизменном спросе на них. Тогда процентная ставка движется (снижается) в направлении от r1 к r2 вдоль кривой MD1.
Рисунок 1.
Ликвидная ловушка.
r r MD1 MD2
r1
r1 А В
r
r0
Ms1 Ms2 Ms3 Msn M
На товарных рынках удешевление кредита приведет к увеличению инвестиций и объема ВВП. Результатом обозначившегося экономического роста страны станет наращивание совокупного дохода ее граждан, что приведет к росту спроса на деньги на денежном рынке – MD2 (см. Рис.1). вследствие этого процентная ставка вновь повысится до уровня r1 и равновесие денежного рынка будет достигнуто в точке В. В таком случае центральный банк в очередной раз осуществляет правостороннее смещение кривой денежного предложения с соответствующим снижением процентной ставки и т.д.
Информация о работе Монетарная политика в рыночной системе и функции Центрального Банка