Монетарная политика в рыночной системе и функции Центрального Банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание

Успешное развитие экономики во многом определяется состоянием денежно-кредитной системы государства.

Содержание

Введение.

Глава 1. Денежно-кредитная политика: теоретический аспект.

1.1 Сущность и инструменты монетарной политики.

1.2 Противоречия денежно-кредитной политики.

Глава 2. Модели монетарной политики.

2.1 Кейнсианская и монетаристская денежно-кредитная политика.

2.2 Денежно-кредитная политика США.

Глава 3. Российская модель денежно-кредитной политики.

3.1 Монетарная политика России в 90е годы: опыт и недостатки.

3.2 Денежно-кредитная политика России в начале XXI века.

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)


Глава 3. Российская модель денежно-кредитной политики.

3.1 Монетарная политика России в 90е годы: опыт и недостатки.

Несмотря на то, что мировой опыт разработки и проведения денежно-кредитной политики предоставляет собой набор общих правил и схем, каждая страна на разных этапах своего развития имеет свои особенности, не укладывающиеся в стандартные схемы. Наглядный тому пример – эволюция денежно- кредитной политики Банка России. По международным меркам Банк России разрабатывает и проводит самостоятельную денежно-кредитную политику не очень давно. Начало было положено только в 1992-1993гг., когда Россия приступила к радикальным рыночным преобразованиям.

С 1992г. денежно-кредитная политика Банка России была направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.

Однако на первом этапе этих реформ денежная политика характеризовалась неконтролируемой денежной эмиссией, осуществлявшейся сразу двенадцатью Центральными банками рублевой зоны вслед за неконтролируемым ростом цен в целях поддержания платежного оборота. В результате денежная эмиссия, проводившаяся в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный реальный процент от Центрального банка привилегированным коммерческим банкам, концентрировалась в сфере валютных спекуляций и не оказывала ожидавшегося влияния на рост денежного предложения в производственной сфере. Развернувшаяся вследствие мгновенной либерализации цен инфляция издержек обусловила выгодность валютных спекуляций и отток капитала из производственной сферы. Денежная накачка лишь частично смягчала рост неплатежей и не могла в этих условиях предотвратить «вымывание» капитала из производственной сферы, его переток в сферу финансовых спекуляций главным образом на валютном рынке. Это влекло за собой соответствующее изменение пропорций в системе денежного обращения. Начиналась дезинтеграция экономики, ее распад на автономно функционирующие сферы: спекулятивно-финансовую и производственную.

Объявление в середине 1992 г. главной целью денежно-кредитной политики подавление инфляции хоть и выглядело как кардинальный сдвиг к жесткой денежной политике, но не изменило ее суть. Само подавление инфляции пытались осуществить исключительно путем сжатия денежной массы, рассматривая экономику страны в соответствии с концепцией "черного ящика". Хотя было доказано, что ведущим фактором быстрого роста цен была инфляция издержек, денежные власти пытались бороться с ней сокращением денежного предложения, отказываясь от регулирования цен. Так, в России в течение недели после либерализации цен (январь 1992г.) цены выросли в 3,5 раза.[22] Закономерным результатом этой явно неадекватной политики стало не столько снижение инфляции, сколько сжатие производства и сокращение реальных доходов населения. Истоки сложившейся ситуации следует искать в том, что практически с начала реформ ни ЦБР, ни Правительство вопросы денежного обращения не увязывали с динамикой ВВП и инфляцией. Так при росте ВВП в 1992г. в фактически действующих ценах в 14 раз, росте инфляции в 30 раз, денежная масса (М2) возросла в 4 раза. В результате более высокого роста цен по сравнению с ростом денежной массы к концу 1992г. «денежный навес», который давил на экономику в 1990-91 гг., был ликвидирован. При этом доля всей денежной массы в ВВП снизилась с 49%(91г.) до 14,5%в 1992г., то есть более чем в три раза.

В экономике усиливались дезинтеграционные процессы. Вследствие гиперинфляции и перетока капитала в спекулятивную сферу возник дефицит собственных финансовых ресурсов предприятий. Параллельно сжатию производственной сферы начал бурно развиваться финансовый рынок. В 1993 г. Минфин совместно с Центральным банком России приступил к выпуску ГКО. (в 1993 г. эмиссия составила 240 млрд. руб., а к концу 1994 г. достигла 20,5 трлн. руб.). Доходность операций на финансовом рынке была огромной, практически уникальной по мировым меркам, в то время как рентабельность выпуска продукции в производственной сфере быстро снижалась.[23] В результате экономическое пространство страны фактически распалось на две слабо связанные друг с другом сферы. Первая - сфера финансовых спекуляций - характеризуется сверхвысокими прибылями и высокой скоростью обращения денег, относительно невысокими рисками. Вторая - производственная сфера - характеризуется низкой прибыльностью и низкой скоростью обращения денег, высокими рисками в связи с неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и общей неблагоприятной конъюнктурой рынка.

В 1993-94 гг. в целях подавления гиперинфляции Правительство и ЦБ РФ начали проводить умеренно жёсткую денежно-кредитную политику, основой которой стало ограничение денежно-кредитной эмиссии, бюджетных расходов, ужесточение фискальной политики. Результаты такой политики проявились в недофинансировании основных секторов экономики, хронических задержках зарплаты, что позволило сжать денежную массу в ещё большей степени 11,8% ВВП (93г.), 1994г.-11,4%ВВП.

К 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики. Либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов, таких как фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы – все это казалось серьезной заявкой на последовательные реформы. Однако в стране продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета. В 1995 г. главным врагом стабилизации и экономического роста была объявлена инфляция, в целях борьбы с которой было принято решение о переходе от эмиссионных способов балансировки государственного бюджета к заимствованиям внутренним и внешним; началось ужесточение денежно-кредитной политики. В дальнейшем подавление инфляции переродилось из главной цели в единственную, а целенаправленные структурные преобразования в реальном секторе экономики так и не начались.

В то же время с крахом частных финансовых пирамид и последовательной политикой Центрального банка по завышению обменного курса рубля началось снижение доходности и увеличение рискованности спекулятивных операций. Вследствие роста избыточной денежной массы в спекулятивном секторе при ухудшении финансового положения производственных предприятий усилился отток капитала за рубеж, начался бюджетный кризис. Попытки смягчения последствий этого кризиса путем эмиссии ГКО и наращивания госдолга привели к обратным результатам: еще большему вымыванию денег из производственной сферы, дальнейшему углублению кризиса неплатежей и снижению налоговых поступлений. В конечном счете, эта политика, связав деньги в пирамиде ГКО, привела все же к ощутимому снижению инфляции, которое было достигнуто с истощением перетока денег из производственной сферы в спекулятивную.

Анализ развития эмиссионных и инфляционных процессов за 1992-95гг. как раз и показывает, что именно действия Правительства, а также отказ от регулирования кредитно-денежных отношений явились одной из главных причин падения российской экономики. Фактически в 1992-94гг. не работало общепризнанное в мировой практике правило постоянного роста денежной массы за ростом цен.

  В результате осуществления денежно-кредитной политики в 1996г. ЦБР удалось добиться снижения инфляции до минимального с начала периода экономических реформ уровня (менее 1% в месяц), а среднемесячные темпы прироста денежной массы- 2,3-2,4%. Таким образом, был сделан важный шаг в направлении стабилизации национальной валюты. Динамика ставки рефинансирования также отражала значительное снижение инфляции и инфляционных ожиданий. В течение 1996г. инфляция была снижена со 160% до 48% и затем до 24%.[24]

К концу 1997 г. возможности для поддержания рынка ГКО за счет средств резидентов оказались практически исчерпаны и рынок был открыт для иностранного капитала. К середине 1998 года на руках у нерезидентов оказалось около 30% всех размещенных государственных ценных бумаг. К этому моменту Банк России был уже неспособен удерживать курс рубля в искусственно заниженном валютном коридоре, доходы федерального бюджета стремительно падали, а обязательства по обслуживанию долгов, напротив, росли.

С середины августа 1998 года кризис перешел в явную форму и охватил все стороны экономической жизни России: Правительство Российской Федерации оказалось не в состоянии обслуживать государственный долг и выполнять свои текущие обязательства, произошла практически полная остановка финансовых рынков, золотовалютные резервы страны оказались на низком уровне, в банковском секторе возник системный кризис. За семь месяцев 1998г денежная масса уменьшилась на 3,8%.[25] (Динамику изменения денежной массы в 1996-98гг. можно отследить на рисунке 1 в Приложении).

17 августа 1998 года финансовая система страны рухнула под тяжестью собственных долгов, похоронив под своими обломками те немногие положительные результаты, которых удалось достичь в предшествующие годы – низкие темпы инфляции, твердый курс рубля, современные финансовые институты и зарождающееся доверие к ним. Последовавшая девальвация рубля определила новое состояние экономики, которое характеризовалось, в первую очередь, скачком инфляции, потерей доверия населения к финансовой системе и банкам, ограничением возможностей рыночного финансирования экономики.

Правительство, возглавляемое Е.Примаковым, пришедшее к власти в сентябре 1998 года, вызвало ожидания серьезных изменений макроэкономической политики. Правительство Е. Примакова проявило необходимую осторожность и в итоге обеспечило не только принятие, но и реализацию жесткого бюджета на 1999 год при проведении сдержанной денежной политики. Со второго квартала 1999г. начался рост производства, а к концу 1999г. цены стабилизировались, ставки процента по ссудам и особенно по депозитам существенно снизились, возросла ликвидность банковской системы, возобновился рост вкладов, стала сокращаться задолженность предприятий по заработной плате и перед бюджетом. В сфере валютных отношений наметились тенденции к дедолларизации активов и пассивов банков, укреплению национальной валюты, плавной динамике курса рубля к доллару. В целом итоги 1999 г. оказались более благоприятными, чем самые оптимистические прогнозы, делавшиеся как в конце 1998 г., так и в начале 1999 года. Рост экономики продолжился и в 2000 г.[26]

 

3.2 Денежно-кредитная политика России в начале XXI века.

Анализ показателей денежно-кредитной политики Банка России выявил, что относительно высокие темпы инфляции в стране при общей тенденции к их снижению - это вынужденная реакция рынка на сохраняющуюся межрегиональную неоднородность финансово-экономических структур. Проблема регулирования инфляции в российских ус­ловиях осложняется тем, что ставка рефинансирования Банка России по-прежнему не оказывает реального воздействия на ликвидность межбанковского рынка и не является действенным ин­струментом антиинфляционной политики. (Динамику ставки рефинансирования за последние десятилетия можно отследить по таблице 1 в Приложении). Это во мно­гом обусловлено проводимой Банком России полити­кой управляемого, а не свободного плавания курса рубля с целью нейтрализации симптомов так называ­емой голландской болезни, связанной с чрезмерной зависимостью экономики страны от значительных объемов экспортной выручки, поступающей от прода­жи энергоносителей. Интервенции Банка России на валютном рынке позволяют сдерживать реальное ук­репление рубля по отношению к корзине ведущих ми­ровых валют. Управление обменным курсом рубля с помощью рыночных инструментов является вынуж­денной мерой, которая не позволяет ставке рефинан­сирования играть заметную роль в кредитовании эко­номики и регулировании инфляции.

В целом вполне очевидно, что независимая денежно-кредитная политика Банка России должна сохранять свою приоритетную антиинфляционную направлен­ность, однако ее эффективность во многом зависит от более тесной координации с налогово-бюджетным, структурным, региональным и другими направлениями экономической политики. В конечном счете, практичес­кое значение имеет системный, взвешенный подход к регулированию инфляции, предполагающий решение про­блемы обеспечения ценовой стабильности с позиций поддержания общего макроэкономического равновесия в стране.    

В июле 2007г  Государственная Дума РФ приняла к сведению представленные ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год». В документе Банк России второй год подряд явно обозначил свою главную задачу на 2008 год, которой должна стать борьба с инфляцией (6−7% по итогам 2008 г., 5,5– 6,5% по итогам 2009 г. и 5–6% в 2010 г.).[27] Что касается целевого ориентира по индексу реального курса рубля, то в документе сказано о том, что диапазон его изменения составляет от 0% до 10%. По мнению экспертов Института экономики переходного периода, такая формулировка целей Банка России позволяет ему более эффективно проводить денежно-кредитную политику, не пытаясь одновременно достичь двух во многом противоречащих друг другу целей. Фактически столь широкий диапазон изменения реального курса означает, что ЦБ РФ облегчает себе задачу по его поддержанию, сосредоточившись при этом на достижении ориентира по инфляции. Прирост денежной базы в узком определении в 2008г. в соответствии с прогнозом ЦБ, составит 18,7−22,9%. Золотовалютные резервы на конец 2008 г. могут составить от 456 до 486 млрд долл. США.

Основной задачей центрального банка, максимально отвечающей интересам экономики и возможностям самих денежных властей, является достижение и поддержание низкого уровня ин­фляции. Признание этого факта привело к тому, что за последние двадцать лет десятки стран в разных концах света, различных по уровню и характеру экономического развития, перешли к модели денежно-кредитной политики, основанной на выборе в качестве целевого ориентира темпов инфляции.

В октябре 2007 г. глава Министерства экономического развития и торговли, Эльвира Набиулина, заявила, что в 2008 году рост цен в России составит 7%. По ее мнению, новая денежно-кредитная политика позволит снизить инфляцию и уложиться в запланированные 7%.[28] Однако эксперты Института экономики переходного периода с ней не согласны. С учетом инфляционного всплеска осенью 2007 г. достижение ориентиров ЦБ в 2008 г. является маловероятным: по их оценкам, в 2008 г. ИПЦ составит от 8 до 10%. Также заниженным представляется прогноз размера золотовалютных резервов на конец 2008 г., учитывая, что на 1 января 2008 г. объем международных резервных активов равнялся 476,4 млрд долл. Выполнение плана по росту денежных агрегатов во многом будет зависеть от динамики притока валюты в РФ. Если цены на нефть не понизятся, а приток капитала продолжится темпами 2007 г., то увеличение денежного предложения также превысит ориентиры, заложенные в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2008 год».

Основная задача, стоящая в настоящее время перед Банком России, заключается в определении способов трансформации денежной массы в реальный сектор экономики. Наиболее эффективным вариантом управления денежным предложением будет, по моему мнению, содействие развитию производства.  Однако   развитие   кредитования предприятий   сопряжено   с  большими трудностями, в частности с  отсутствием долгосрочных ресурсов у коммерческих банков. Экономика, во многом зависящая от состояния мировых финансовых и сырьевых рынков, и низкий уровень доверия населения к банковской системе делают практически невозможным формирование коммерческими банками базы долгосрочных ресурсов, которые могли бы быть использованы на предоставление  кредитов предприятиям. Высокая стоимость  кредитов делает их недоступными для большей части российских предприятий.

Данные проблемы эффективно разрешаются в случае, если Банк России окажет содействие развитию  кредитования. С одной стороны, Банк России обладает огромными ресурсами. Речь, прежде всего, идет о золотовалютных резервах, накопленных Банком России (см. рисунок 2).

Рисунок 2.

Золотовалютные резервы ЦБ РФ (1998-2006гг.)

 

Информация о работе Монетарная политика в рыночной системе и функции Центрального Банка