Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:19, курсовая работа
Целью курсовой работыподробно рассмотреть эти методы активизации персонала, понять, на сколько они эффективны и как используются на практике не только в России, но и за рубежом.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Мотивация персонала как основной фактор повышения производительности труда……………………………………………………….5
1.1. Мотивация: понятие, структура, виды и факторы мотивации…………….5
1.2. Стимулирование: понятие, функции, принципы и методы стимулирования………………………………………………………………….11
2. Методы активизации персонала в Западной Европе и США………………21
2.1. Поиски новых форм мотивации в странах Западной Европы……………21
2.2. Материальные и нематериальные системы вознаграждения
как основная мера повышения эффективности деятельности персонала…...24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложение 1……………………………………………………………………36
Конечно же, существуют и пункты, по которым критикуют PFP. Но подавляющая часть этой критики направлена не на систему как таковую, а на неудачные способы ее применения. Часто сомнению подвергается тот факт, что вознаграждение сотрудника во многом определяется субъективным мнением менеджера, которому сложно установить и описать, значимые различия между хорошо выполняющими свою работу подчиненными. Это, безусловно, одна из главных трудностей, возникающих при PFP. Чтобы преодолеть ее, компания должна использовать независимые методы оценки, не базирующиеся исключительно на личных симпатиях и антипатиях. Второй пункт критики в том, что PFP, по мнению некоторых исследователей, наносит непоправимый удар по командной работе, порождая ненужную конкуренцию среди сотрудников (хотя сейчас все чаще применяются именно "командные вознаграждения"). Критикуют PFP и по некоторым другим поводам. В то же время данная система приносит организации большие дивиденды в виде высокой мотивации сотрудников, роста отдачи от них и как итог увеличение прибыли всей компании.
Нефинансовые вознаграждения
Речь идет о тех способах вознаграждения сотрудников, которые часто становятся решающими при выборе места работы и составлении впечатления о нем. Много заплатить сейчас может большое количество компаний. Другой вопрос в том, будет ли эта высокая оплата поддерживаться другими — нематериальными (нефинансовыми) - категориями вознаграждений. И часто этот вопрос становится решающим. Под нематериальными, а точнее, нефинансовыми вознаграждениями подразумевают все методы, не касающиеся непосредственно оплаты труда, которые компании используют для вознаграждения своих сотрудников за хорошую работу и повышения их мотивации и приверженности к фирме.
Существует огромное множество различных нематериальных вознаграждений. Уже отмечалось, что каждая фирма может конструировать свои собственные PFP-программы, но нефинансовых вознаграждений это касается даже в большей степени. Поэтому общепризнанной классификации нефинансовых вознаграждений не существует и перечисляемые системы являются наиболее распространенными.
Во-первых, льготы, связанные с графиком работы. Прежде всего, это меры, связанные с оплатой нерабочего времени сотрудника (праздничные дни и отпуск, период временной нетрудоспособности, перерывы на обед и отдых). Крайним случаем льгот такого рода является оплата декретного отпуска. Кроме того, это предоставление сотруднику гибкого графика работы. И, наконец, весьма популярной в последнее время является система "банка нерабочих дней". Сотруднику предоставляется некоторое количество дней в году, которые он может не работать (обычно это количество складывается из нормы отпуска и разумного количества отгулов), и он получает возможность воспользоваться нерабочими днями по своему усмотрению.
Во-вторых, материальные нефинансовые вознаграждения. В этот блок входят все материальные стимулы, которые использует компания. Прежде всего, это различные подарки, которые фирма делает своим сотрудникам. Это могут быть небольшие сувениры, более крупные подарки как символ важности сотрудника для фирмы, семейные подарки (например, окорок на Пасху или индейка на Рождество в американских компаниях), ко дню рождения, билеты в театр, подарки по случаю рождения ребенка. Кроме того, сюда же относятся различные финансовые "послабления" сотрудникам. Это в первую очередь оплата медицинской страховки, а также ссуды по льготной программе и скидки на приобретение продукции компании.
В-третьих, различные общефирменные мероприятия, не касающиеся непосредственно работы. Это внутрифирменные праздники, посвященные значимым событиям (юбилею фирмы, выпуску новой модели продукции и т.д.). Кроме того, различные мероприятия, на которые работники имеют право приглашать свои семьи (Новый год, День независимости), загородные и экскурсионные поездки, устраиваемые компанией. К этой же категории можно отнести оплачиваемые централизованные обеды и практикуемые некоторыми фирмами вечеринки а-ля фуршет после окончания рабочего дня.
В-четвёртых, тип вознаграждений, который можно назвать "вознаграждения-признательнос
Так, например, в компании Walt Disney Co. применяется следующая практика: на центральной улице парка Disneyland окна кафе посвящают наиболее ценным работникам, а в компании Southwest Airlines выпущен специальный самолет в честь сотрудников компании (внутри аэробуса увековечены их имена). В результате успехи Walt Disney Co. общеизвестны, Southwest Airlines отличается самой низкой текучестью кадров среди подобных компаний.
В-пятых, вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника. В этот блок входит не только повышение в должности, но и обучение сотрудника за счет фирмы (за которым часто следует повышение в должности); приглашение сотрудника в качестве выступающего или лектора (такой вид вознаграждения говорит о высокой оценке его профессиональных качеств и предоставляет ему возможность попробовать свои силы в новом качестве), предложение участвовать в более интересном или материально выгодном проекте (для организаций проектного типа), а также возможность использования оборудования компании для реализации собственных проектов.
В-шестых, вознаграждения, связанные с изменением рабочего места. В этот блок входят все те меры, которые ведут к изменению технической оснащенности рабочего места сотрудника и его эргономики (перенос рабочего места, выделение отдельного кабинета, наем секретаря, предоставление дополнительного офисного оборудования), а также предоставление сотруднику служебного автомобиля.
В последнее время ясно очерчивается тенденция к системному использованию нефинансовых вознаграждений. Во многом (особенно в крупных компаниях) это происходит под давлением профсоюзов, во многом — из-за объективной необходимости удерживать квалифицированных сотрудником и привлекать новых исполнителей. Эта тенденция привела к возникновению системы "пакета услуг". При ее использовании сотрудник получает возможность выбора из некоторого количества различных вознаграждений то, в чем он максимально заинтересован в настоящий момент.
Делегирование полномочий
В последние десятилетия практически все компании применяют делегирование полномочий. Под этим понимают такой процесс, при котором часть обязанностей, ответственности и полномочий по принятию решений передаются на более низкий уровень организационной структуры. На практике это означает, что представитель более высокого уровня передает ответственность за решение какой-либо проблемы и властные полномочия для ее решения какому-либо сотруднику (или группе сотрудников) более низкого уровня. В отношении делегирования полномочий применяют показатели его объема (круга вопросов, в отношении которых осуществляется делегирование) и полноты (степени, в которой исполнителю передастся право выполнения определенных функций).
Простейший пример делегирования полномочий, когда менеджер распределяет объем работы, который поручен подразделению, между сотрудниками подразделения. Кроме того, может возникнуть ситуация, при которой сотрудники получают право в определенных ситуациях действовать и принимать решения (в том числе финансовые) без консультаций с начальством. Даже на производстве, где, казалось бы, деятельность каждого работника строго регламентирована, может применяться делегирование: широко распространенные в последнее время "кружки качества", в которых работникам выделяются функции управленцев по совершенствованию системы производства для повышения качества выпускаемой продукции.
Вопрос о необходимости делегирования полномочий давно уже решен в западных компаниях. Во-первых, это мощный стимул для повышения мотивации сотрудников: они, с одной стороны, чувствуют, что компания внимательна к ним и доверяет их компетентности, а с другой, удовлетворяют потребности за счет расширения объема своих полномочий при сохранении прежнего должностного статуса. Во-вторых, это эффективный способ повышения потенциала сотрудников путем реализации их способностей не только в основной деятельности. В-третьих, делегирование полномочий необходимо для эффективного функционирования организационной структуры в современной динамичной среде. Менеджер физически не в состоянии контролировать выполнение всех обязанностей, возложенных на подразделение, и поэтому решающая роль отводится его подчиненным, которые должны овладевать навыками самостоятельных действий. Менеджер в такой ситуации выступает как координатор процессов, происходящих в подчиненном ему подразделении.
Тем не менее, на пути эффективного применения делегирования полномочий встают разного рода барьеры. К ним относятся традиции организации, недоверие менеджера к качествам исполнителей, низкая нагрузка самого менеджера и отсутствие четкого плана действий со стороны менеджеров. В то же время изменчивость рынка делает необходимым преодоление этих барьеров.
Таким образом, мы видим, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Для мотивации и активизации сотрудников компании используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Заметная роль отводится способам мотивации, не имеющим отношения к материальным поощрениям.
Для эффективного выполнения работниками задач, поставленных организацией, необходимо их заинтересовать в этом; иными словами должен существовать мотив поведения человека в ее интересах.
Экономические мотивы поведения людей основаны на получении
материальных благ за выполнение определенной работы. Поскольку в России достаточно низкий уровень доходов населения, то большая часть потребностей, по крайней мере, низшего порядка, удовлетворяются с помощью денег, основным источником которых является заработная плата. Поэтому выбор наиболее оптимальной системы оплаты труда — одна из важнейших задач менеджмента.
В условиях рыночной экономики изменяются подходы к оплате труда, оплачиваются не затраты, а результаты труда— признание рынком продукта труда в качестве товара. Каждый руководитель из всего разнообразия форм оплаты труда (тарифная система, контрактная система, комиссионная система и т. д.) выбирает тот вариант, который в наибольшей степени соответствует конкретным условиям производства (характеру выпускаемой продукции, конкретному технологическому процессу, уровню управления, рынку сбыта, объему спроса и т.д.).
Однако менеджер должен учитывать и нематериальные стимулы к труду, используя их с наивысшей отдачей.
Руководство фирм и предприятий может использовать весь широкий спектр современной системы мотивации труда. К ним относятся продвижение по службе, публичная оценка заслуг работника, поднятие морального духа сотрудников, повышение делового настроя и создание комфортного климата в коллективе.
Материальные и моральные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга, делая труд приятным и высокопроизводительным.
Таким образом, в ходе выполнения курсовой работы я выяснила, что в целях повышения эффективности деятельности персонала менеджеры используют различные методы их активизации. В общем эти методы можно разделить на материальные и нематериальные (экономические и неэкономические). На протяжении большого отрезка времени, по крайней мере у нас в России, считалось, что материальные методы являются наиболее эффективными, т.к. способны в большей степени удовлетворить потребности
человека. Но в последнее время ясно очерчивается тенденция к системному использованию нефинансовых методов. Поэтому наиболее продуктивным является именно сочетание этих методов.
Я считаю, что для успешного применения данных методов у нас в России, нам необходимо использовать опыт зарубежных стран в этой области (например, заимствование финансовой системы вознаграждения PFP или других нефинансовых систем). Безусловно, необходимо иметь ввиду, что любое заимствование чужого опыта связано с адаптацией его к условиям того общества, в которое он переносится. Однако, не касаясь наших национально-исторических и культурных особенностей, надо взять во внимание факт перехода от социализма к рыночной экономике. Известно, что социализм оставил в наследство извращенное сознание, которое привыкло к патернализму и иждивенчеству, к автоматическому обеспечению хотя бы скудного минимума жизненных потребностей, к формальным и зачастую искусственным оценкам экономической деятельности в целом и трудового вклада каждого в частности, к мотивации, направленной не на достижение результата, а на обеспечение материального благополучия и социальной защищенности любыми другими способами. Поэтому данные методы призваны и на борьбу с таким сознанием.
Список используемой литературы:
1. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х т.
2. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.
3. Виханский Г.Б., Наумов А.В. Менеджмент.
4. Веснин А.Н. Менеджмент.
5. Федосеев С.П., Капустин Ю.А. Управление персоналом организации.
6. Шейла Р. Управление мотивацией.
7. Березкина Т.Е. Основы менеджмента.
8. Волгина О.Н. Мотивация персонала финансово-кредитных организаций.
9. Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур. Маркетинг 2001.-N1
10. Козычева Н.Б, Козычев Б.С. Проблемы и задачи мотивации персонала. Менеджмент в России и за рубежом. 2001.-N2
11. Комаров Е. Стимулирование и мотивация в современном УП. Управление персоналом 2002.-N1
12. Дряхлов Н. Системы мотивации персонала в Европе и США. Проблемы теории и практики управления. 2002.-N2
13. Пунтус С.А. Модели стимулирования труда. Вестник Московского университета.
14. Албастова Л.Н. Технологии оценки мотивации и стимулирования персонала.
Приложение 1.
Формы стимулирования персонала компании.
Материальные вознаграждения:
зарплата;
бонусы;
участие в прибылях;
дополнительные выплаты;
отсрочечные платежи;
участие в акционерном капитале.
Дополнительные стимулы:
машины компании;
Информация о работе Мотивация и методы активизации персонала