Автор работы: Кристина Лобойко, 24 Июля 2010 в 19:17, курсовая работа
Мотивация имеет прямое отношение к результатам работы. И сейчас она играет более важную роль в жизни каждого менеджера, чем когда-либо ранее. Времена, когда руководители просто говорили своим подчиненным, что им делать, уже давно прошли. Теперь сотрудники более требовательно относятся к своим работодателям, чем раньше. Они хотят знать, что происходит в организации, участвовать в ее жизни, хотят, чтобы с ними советовались.
Введение…………………………………………………………………….….3
Глава I. Исследование теоретических основ мотивации…………………....5
1. Определение базовых понятий……………………………….……...5
2. Теории мотивации……………………………………………..……..6
2.1 Сущность основных теорий мотивации………………….....7
2.2 Содержательные теории…………………………………..…7
Теория мотивации по А. Маслоу………………………..…8
Теория мотивации Д. МакКлелланда…………………….9
Теория ERG К. Альдерфера ………………………………9
Теория мотивации Ф. Герцберга………………………….10
2.3 Процессуальные теории…………………………………….12
Теория ожидания В.Врума………………………………...14
Теория справедливости……………………………………14
Теория мотивации Л. Портера - Э.Лоулера……………...14
Теория мотивации Дугласа МакГрегора…………………15
Глава II. Мотивирование – новый подход…………………………………..17
1. Новый взгляд на мотивацию……………………………………….17
2. Альтернативные теории мотивации……………………………….18
[+-+-+]
2.1 Дополнение к пирамиде Маслоу…………………………...18
2.2 Психотехнический подход к стимулированию…………....20
2.3 Мотивационная теория подкрепления……………………..21
3. Мотивация и демотивация……………………………………….....22
Глава III. Рекомендации по применению подходов к мотивированию в современных условиях……………………………………………………….25
1. Мотивация и стимулирование работников………………………..25
2. Рекомендуемые способы мотивирования работников …………...27
Заключение……………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………...33
Приложение…………………………………………………………………34
Процессуальные
теории
Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Однако даже если предположить, что все это хорошо известно (хотя это явно утопическое предположение), все равно нет гарантии, что удастся совершенно точно понять мотивацию человека. Тем не менее, из этого никак н6е следует, что мотивационный процесс не может быть осознан и управляем. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществить мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Самая общая схема этой концепции изображена на рис.1 (см. Приложение).
Данная схема очень общая, т.к. она не раскрывает ни механизма вознаграждения , ни собственно содержания вознаграждения, сущности и содержания оценки, ни превращение оценки в решение. В современной управленческой практике существует ряд теорий, которые достаточно подробно и на операционном уровне описывают процесс мотивации:
Теория ожидания (Врум, Портер, Лоулер и др.)
Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные
теории ожидания устанавливают,
что поведение сотрудников
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Мотивированная
деятельность является целенаправленной.
Цель обычно связана с прямым или
косвенным удовлетворением
Сила стремления к получению вознаграждения или другой цели (другими словами, исполнительная мотивация) зависит от:
То, что человек ценит, зависит от его потребностей. Чтобы человек был мотивирован на определенную деятельность, нужно его достижения в этой деятельности вознаграждать тем, что он ценит, и вознаграждение должно быть связано с достижением цели так, чтобы человек это заметил. С другой стороны, каждый знает, что не всегда даже настойчивые усилия гарантируют достижение цели. На основе ранее полученного опыта формируется представление (ожидание) о том, насколько реальной является возможность достижения цели. В этом случае взвешиваются также все возможности и препятствия, возникающие вследствие окружения и ситуации данного момента.
Если ожидания высоки, сила побудительного мотива возрастает. Ранее полученный успешный опыт также подкрепляет ожидание того, что соответствующий результат мог бы быть получен. Таким образом, успех усиливает мотивацию.
Если же ожидания не осуществляются, препятствия к достижению цели порождают ощущение тщетности усилий. Чем больше для человека важность (ценность) недостигнутой цели, тем больше ощущение тщетности. В следующий раз, может быть, будет немного снижен и уровень цели и, если цель не осуществится несколько раз, снизится оценка реальности ее достижения и мотивация уменьшится. "Стоит ли пытаться..." Ощущение тщетности снижает мотивацию, а низкая мотивация уменьшает исполнительский вклад, осложняет достижение цели и вызывает еще большее ощущение тщетности.
Круг замыкается.
От ощущения тщетности может избавить постановка реальных целей, приближение ожиданий к реальности и вознаграждение от достижения цели тем способом, который ценит сам работник.7
Исходя
из теории ожиданий, можно
сделать вывод, что работник
должен иметь такие потребности,
которые могут быть в значительной
степени удовлетворены в
результате предполагаемых вознаграждений.
А руководитель должен давать
такие поощрения, которые могут удовлетворить
ожидаемую потребность работника. Например,
в ряде коммерческих структур вознаграждение
выделяют в виде определенных товаров,
заведомо зная, что работник в них нуждается.
Теория справедливости (равенства).
Согласно
этой теории эффективность мотивации
оценивается работником не по определенной
группе факторов, а системно с учетом оценки
вознаграждений, выданных другим работникам,
работающим в аналогичном системном
окружении.
Сотрудник
оценивает свой размер поощрения по
сравнению с поощрениями других
сотрудников. При этом он
учитывает условия, в которых
работают он и другие сотрудники.
Например, один работает на новом оборудовании,
а другой - на старом, у одного
было одно качества заготовок, а другого
- другое. Или, например, руководитель
не обеспечивает сотрудника
той работой, которая соответствует его
квалификации. Или отсутствовал доступ
к информации, необходимой для выполнения
работы, и т.д.
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера
Эта
теория построена на сочетании элементов
теории ожиданий и теории справедливости.
Суть ее в том, что введены соотношения
между вознаграждением и
Л.
Портер и Э. Лоулер ввели три
переменные, которые влияют на
размер вознаграждения: затраченные
усилия, личностные качества человека
и его способности и осознание
своей роли в процессе труда.
Элементы теории ожидания здесь
проявляются в том, что работник
оценивает вознаграждение в соответствии
с затраченными усилиями и верит в то,
что это вознаграждение будет адекватно
затраченным им усилиям. Элементы
теории справедливости проявляются
в том, что люди имеют собственное
суждение по поводу правильности
или неправильности вознаграждения по
сравнению с другими сотрудниками
и соответственно и степень
удовлетворения. Отсюда важный
вывод о том, что именно результаты
труда являются причиной удовлетворения
сотрудника, а не наоборот. Согласно
такой теории результативность должна
неукоснительно повышаться.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. По моему мнению, все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.
Теория Выгодского утверждает,
что в психике человека
имеются два параллельных
уровня развития - высший
и низший, которые и определяют
высокие и низкие потребности человека
и развиваются параллельно.
Это означает, что удовлетворение
потребностей одного уровня
с помощью средств другого невозможно.
Например, если в определенный момент
времени человеку требуется удовлетворение
в первую очередь низших потребностей,
срабатывает материальное стимулирование.
В таком случае реализовать
высшие потребности человека
можно только нематериальным
путем. Л.С.Выгодский сделал вывод о том,
что высшие и низшие потребности
развиваясь параллельно и самостоятельно,
совокупно управляют поведением человека
и его деятельностью.
По всему мнению, эта
теория более прогрессивна,
чем любая другая. Однако
она не учитывает высшие проблемные
потребности человека.
Исходя из системного представления
человеческой деятельности, можно
утверждать, что человек принимает
решения на уровне регулирования,
адаптации и самоорганизации. Соответственно
и потребности должны быть реализованы
на каждом из указанных уровней
одновременно. Можно утверждать,
что низшие, высшие и самые
высшие потребности развиваются параллельно
и совокупно и управляются поведением
человека на всех уровнях его организации,
т. е. существует тройственный характер
удовлетворения потребностей через материальное
и нематериальное стимулирование.
Теория мотивации Дугласа МакГрегора (теория постановки целей)
Дуглас
МакГрегор проанализировал
Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас МакГрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов возможно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория Y”.
“Теория
X” воплощает чисто
“Теория
Y” соответствует
Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.
Эти теории оказали сильное влияние на развитие управленческой теории в целом. Ссылки на них сегодня можно встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных.
Теории МакГрегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с тем развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т.е. необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем.
Информация о работе Мотивация и мотивирование в современных условиях. Новый взгляд на мотивацию