Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 11:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение влияния мотивации персонала, как функции управления на предприятии. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
* рассмотреть структуру и факторы мотивационного процесса;
* исследовать теории мотивации:;
* изучить причины неэффективной системы мотивирования персонала;
* охарактеризовать методы стимулирования и мотивации;
* рассмотреть классификацию сотрудников для построения верной системы мотивации;
* выявить приоритеты системы мотивации на различных стадиях развития компании;
* ознакомиться с формированием нематериальной мотивации персонала.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала…7
1.1. Основные понятия: мотив и мотивация …………………………….7
1.2. Основные теории мотивации и сущность стимулирования………..9
1.3. Структура и факторы мотивационного процесса………………….16
Глава 2. Система мотивации и стимулирования персонала на предприятии……………………………………………………………………..20
2.1. Методы стимулирования и мотивации…………………………….20
2.2. Материальные методы стимулирования и мотивации……………24
2.3. Нематериальное стимулирование …………………………………27
2.4. Случаи неэффективной работы системы мотивации …………….32
Глава 3. Мотивация и стимулирование персонала в салонах красоты……38
1. Повышение мотивации сотрудников предприятий красоты…….38
2. Нематериальная мотивация сотрудников салона красоты……….43
3. Классификация сотрудников для верной мотивации……46
4. Аттестация, как способ мотивации…………....................................48
Заключение……………………………………………………………………..54
Список используемой литературы…………………………………………..59
Как же выйти из этой трудной ситуации? Для этого необходимо знать и применять на практике основные моменты работы с персоналом и управления специалистами вашего предприятия.
Рассмотрим основные вопросы управления персоналом:
Оценку мотивации сотрудников к труду следует проводить постоянно, как при подборе, так и во время работы.
Часто при оценке специалиста руководитель предприятия обращает внимание только на его профессиональные качества – уровень мастерства, количество клиентов у этого специалиста. При этом почти все руководители хотят получить сразу готового специалиста. Тем не менее, следует обязательно составить и психологический портрет вашего специалиста, так как личные качества могут существенно помогать в работе, а также сводить к нулю все профессиональные навыки.
Очень важно, чтобы в коллективе появилась уверенность, что каждый сотрудник являются творцом своей организации, и этот деятельный оптимистичный настрой отразится на всех сферах жизни предприятия. Требуется пересмотр традиционно бытующих формулы отношений: "Выгодно для работника — невыгодно для предпринимателя. Выгодно для предпринимателя — невыгодно для работника".[6]
Ключевым пунктом я считаю обеспечение позитивного отношения работника к кругу своих обязанностей и к предложенным "правилам игры", для чего необходимо культивирование и поощрение правильного самоопределения работника. Самоопределение означает не только адекватное понимание, но и осознанное принятие работником нормативных условий его труда и жизни в организации.
Многие считают, что самое главное в вопросах мотивации – это материальное вознаграждение. Однако статистика показывает, что 10% сотрудников будут отлично работать вне зависимости от величины материального вознаграждения, другие 10% всегда будут работать плохо даже при высоком уровне оплаты. Работа же остальных 80% сотрудников зависит от внутренней мотивации, методов управления и стимулирования. Вроде бы все просто – достаточно уволить плохо работающих, а остальных мотивировать и развивать. Почему же не всем руководителям удается успешно управлять персоналом?[33]
Традиционно выделяют три большие группы человеческих потребностей и соотносят с ними цели:
Вот несколько путей повышения мотивации ваших специалистов:
При подборе нового специалиста требуется определить его профессиональные и личные качества , а также цели, стимулы в работе, наиболее приемлемые взаимоотношения организации. И в результате проведения собеседования, составить индивидуальную мотивационную шкалу. Вот на основании этой шкалы в дальнейшем и должны действовать.
Понятно, что есть некие единые стандарты назначения и выплаты зарплаты сотрудникам, но помимо этого должна быть и индивидуальная программа взаимодействия с каждым специалистом.[6]
Вообще, весь процесс мотивации можно разбить на четыре этапа:
В любом случае, мотивация персонала, как правило, будет обеспечиваться двумя основными критериями:
По поводу гибкой и эффективной оплаты труда. Это основной вопрос, который не дает покоя любому руководителю салона красоты. Заработная плата сотрудников — это всегда затраты, эффективность которых не так просто оценить.[25]
В этой связи необходимо ответить на следующие вопросы:
От чего будет зависеть размер заработной платы сотрудников?
Будете ли проводить индексацию заработной платы сотрудников с учетом инфляционных процессов и тенденций общего изменения условий оплаты труда в стране, регионе, отрасли и т. д.?
Каково соотношение постоянной и переменной частей заработной платы для сотрудников различных подразделений и уровня организационно-управленческой структуры?
От чего зависит переменная часть заработной платы? Как связать переменную часть вознаграждения с результатами работы конкретного сотрудника?
Какой принцип премирования выбрать — коллективный или индивидуальный?
Каковы основные критерии предоставления льгот?
Система
оплаты и мотивации персонала
базируется, прежде всего, на основании
экономических показателей (Технико-Экономического
Обоснования - ТЭО) вашего салона. Ведь
просчитывая экономическую рентабельность
и эффективность той или иной мотивационной
программы нельзя просчитать ее для всех
салонов. Нужно сделать это самостоятельно,
либо обратиться к специалистам на нашем
рынке. На мой взгляд, дешевле один раз
разработать (или оплатить разработку)
индивидуальную эффективную модель оплаты
и стимулирования персонала, чем в последствии
постоянно сталкиваться с проблемой текучки
кадров и клиентуры.
3.2 Нематериальная мотивация сотрудников салона красоты
В основе материальной мотивации сотрудников должна лежать система их оценки по ключевым показателям деятельности. Последние подразделяются на общие, включающие оценку результата работы всей компании, и индивидуальные, определяющие личный вклад сотрудника. Такая система позволяет сотрудникам почувствовать вес своего вклада в общее дело.
Стимул и мотив не всегда согласуются между собой, но это две стороны, две системы воздействия на сотрудника, побуждения его к определенным действиям. Стимулы могут быть материальными и нематериальными. Если с материальным стимулированием все достаточно понятно (кто из сотрудников не стремится улучшить свое благосостояние!), то нематериальное стимулирование – вещь более сложная для обыденного восприятия, и в то же время нужная для развития бизнеса. [26]
Варианты мотиваторов, не требующих инвестиций (моральные поощрения):
Поздравления с днем рождения (список именинников на информационном стенде, теплые слова, подарок от всех в складчину). Важно, чтобы от лица компании именинников поздравлял генеральный или исполнительный директор. Личное, внимательное отношение со стороны коллег и руководства мотивирует сотрудника на личное отношение к компании, повышает лояльность.
«Витрина успехов» или «Доска почета». Например, поздравления PR-службе за особенно успешно проведенное мероприятие по продвижению. Также можно вывешивать журнальные статьи, где упоминается салон, работа его сотрудников или организованные ими мероприятия. Особенно хорошо, если достижения связываются с целями и планом компании на этот год. Достижения, естественно, могут выражаться как в количественных, так и в качественных показателях. С целью мотивирования профессионального роста можно вывешивать информацию о лучших участниках тренингов или сотрудниках, проявивших в работе профессионализм и клиенториентированность (другие качества, ценимые в сотрудниках салона). Данные стимулы направлены на мотивирование особых достижений в профессиональном плане, выполнение поставленных целей точно и в срок. Они повышают лояльность, так как сотрудники чувствуют, что их трудовой порыв оценен по достоинству.[27]
«Вымпелы и кубки» лучшему в профессии/должности – администратору reception, стилисту, косметологу и т.д. и т.п. Роль вымпела и кубка может выполнять практически все, что угодно, здесь важен не сам предмет, а тот символический смысл, который он несет. Такого рода мотивирование эффективно, когда критерии присуждения переходящего приза достаточно объективны, достижимы и известны всем.
«Легенды салона» - это сотрудники, давно работающие в компании и внесшие значительный вклад в ее становление и развитие или являющиеся «лицом» компании. У самой «легенды» это мотивирует лояльность, личное отношение к работе и компании. Для других сотрудников это будет планкой, ориентиром, эталоном поведения, на который можно ориентироваться, выстраивая свою карьеру. Вообще, если у компании есть история и легенды, это позволяет сотрудникам убедиться в ее надежности и особенности («Мы - особенные!»).[26]
Зачастую руководители центров и салонов красоты не учитывают социальные последствия принимаемых ими решений, особенно если они носят не комплексный, а сугубо экономический характер. При этом каждый из них осознает, что необходимо побуждать своих сотрудников работать не только на себя, но и общие цели организации, но, как правило, полагает, что достаточно лишь материального вознаграждения. Иногда такая политика приносит свои плоды, но в целом она неверна. Мотивируя персонал не только материально, можно добиться куда большего.
Прописанные
и доведенные до сведения сотрудников
компании, критерии и этапы горизонтального
и вертикального карьерного пути
(карьерная лестница, цепочка разрядов
в рамках одной должности) открывают
сотрудникам перспективы роста,
мотивируют на развитие, улучшение показателей
деятельности.[27]
Информация о работе Мотивация и стимулирование персонала в организации