Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении различных механизма мотивации труда работников ООО «Светлана» и разработке предложений по его совершенствованию. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать методологическую характеристику мотивации труда;
- провести анализ мотивации труда персонала ООО «Светлана»;
- разработать предложения совершенствования механизма мотивации персонала предприятия.
Введение …………………………………………………………………………2
1. Теоретические основы мотивации стимулирования труда персонала……5
Мотивация, сущность, понятия……………………………………5
Теории мотивации………………………………………………….9
Методы мотивации и стимулирования труда персонала……….11
2. Исследования мотивации и стимулирования труда персонала………….16
2.1 Характеристика предприятия и персонала……………………...….16
2.2 Анализ системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии …………………………………………………………………….17
2.3 Исследование удовлетворения системой мотивации на предприятии……………………………………………………………………...21
3. Разработка системы стимулирования на предприятии………………… 26
Заключение………………………………………………………………………30
Библиографический список…………………………………………………….32
В процессе
мотивации могут участвовать
лишь две последних формы стимулов,
так как принуждение не может
стать мотивом трудовой деятельности.
Косвенно порицание может иметь
мотивирующее воздействие, так как
порицание может вызвать, с одной
стороны, досаду, неудовлетворенность
собой, растерянность, но с другой стороны,
- желание действовать. Чтобы порицание
дало положительный результат, необходимо
знание работников, их нравственно-психологические
особенности. В этом случае порицание
будет мотивом трудовой деятельности.
Дальнейшее развитие этой зависимости
- психологическое поведение человека,
конкретный результат деятельности, совершаемой
для реализации определенной потребности
(результат в материальной форме - количество
произведенной продукции, работ, услуг;
интенсивность труда; производительность;
эффективность и т.д.). Нас интересует именно
психологическое поведение человека,
так как определение степени влияния мотивов
на конкретный результат деятельности,
осознанное поведение работника может
дать положительный результат предприятию
и способствовать управлению мотивацией.
Именно на этапе формирования мотива поведение
работника становится волевым, т.е. он
определяет, стоит ли выполнять какую-либо
работу; если стоит, то, как; оценивает
все «плюсы» и «минусы» своей предполагаемой
деятельности. Чтобы заинтересовать работника
трудиться с полной отдачей, необходимо
на этапе процесса мышления (когда определяется
поведение, наиболее целесообразное для
человека) дать импульс активности в виде
стимула, актуального для работника именно
в этой ситуации, который станет мотивом
деятельности для работника.
1.2 Теории мотивации
Теории мотивации прошли длительный путь развития и совершенствования. Еще в «школе научного управления» применялась теория мотивации по типу «кнута и пряника». Тейлор и его современники ввели понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладам.
По мере развития технологии и углубления специализации труда специалисты в области управления стали искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте. Результаты исследований поведения человека в труде позволили создать две категории теории мотивации: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних побуждений, называемых потребностями, описаны в работах А. Маслоу, Д. Мак Клеланда, Ф. Герцберга. Современные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания (теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера).
Хотя эти теории расходятся по ряду вопросов, но они не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации явно имело эволюционный, а не революционный характер. Однако эти теории можно использовать эффективно при решении задач управления персоналом предприятия.
Рассмотрим вышеперечисленные теории мотивации в виде таблицы
Таблица 1
Основные положения теории мотивации
Название теории, автор | Принципиальные
положения
теории мотивации |
1 | 2 |
Теория экономического человека А.Смита |
Доминирующая роль социально-экономических условий, которые влияют на эффективность труда и определяют методы мотивации |
Поведенческая теория управления Э.Мэйо | Методы мотивации связаны с результатами психологических исследований, побуждающих стимулов труда человека |
Теория потребностей Маслоу | Выделяется пять типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения), которые образуют иерархическую структуру и определяют поведение человека. |
Теория Мак Кленда | Используются потребности: власти, успеха и принадлежности, которые можно удовлетворять вознаграждениями |
Теория Герцберга | Выделены факторы, которые действуют на работу и влияют на удовлетворение потребностей: ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей. |
Теория ожиданий | Основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение цели и удовлетворяет свои потребности за счет достижения цели. |
1 | 2 |
Теория справедливости | Предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения затраченным усилиям и сравнивают с тем, что получили другие работники за аналогичную работу |
Модель
Портера-Лоулера |
Основана на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками полученного вознаграждения. Результативность труда порождает удовлетворенность размером вознаграждения |
После
рассмотрения понятия термина мотивация
в менеджменте, разобрав его сущность,
и эволюционное развитие перейдем к
методам мотивирования.
1.3. Методы мотивации и стимулирования труда персонала
Методы
мотивации персонала могут быть
самыми разнообразными и зависят
от проработанности системы
Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические являются одними из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:
- Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами.
Они предполагают
материальную мотивацию, то есть ориентацию
на выполнение определенных показателей
или заданий, и осуществление
после их выполнения экономического
вознаграждения за результаты работы.
Использование экономических
- Организационно-
- Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. "Применение социально-психологических методов в менеджменте в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.)".
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями.
Однако, акцентирование внимания на экономических методов стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально –психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.
В
современном менеджменте
1. Экономические
стимулы всех типов (зарплата
во всех ее разновидностях, включая
контрактную, премии, льготы, страховки,
беспроцентные кредиты и т.п.).
Успешность их воздействия
2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
3. Обогащение
труда - эта система в большей
степени относится к
4. Система
участия в настоящее время
существует в многообразных
Особое место занимают методы мотивации результативной деятельности персонала.
Экономические (прямые): Сдельная оплата, повременная оплата, премии за рационализацию, участие в доходах, оплата обучения, выплата за отсутствие невыходов (в отличие от выплат по болезни)
Экономические (косвенные): льготное питание, доплата за стаж, льготное пользование жильем, транспортом и т.п.
Методы мотивации результативной деятельности: льготное питание, доплата за стаж, льготное пользование жильем, транспортом и т.п.
Нематериальные : обогащение труда, гибкие рабочие графики, охрана труда, программы повышения качества трудовой жизни, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне.
В рамках этих групп
методов сегодня
Таким образом, мотивация является побуждением к деятельности, с целью удовлетворения определенных потребностей. Мотивация осуществляется в несколько этапов: возникновение потребностей, выявление потребностей в сознании, формирование мотива к деятельности по удовлетворению потребностей и основывается на определенных мотивационных теориях.
Так
же в организациях применяются различные
методы мотивации, направленные на повышение
эффективности деятельности работников.
Информация о работе Мотивация и стимулирование труда работников