Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:44, курсовая работа
Целью работы является изучение основ мотивации и стимулирования персонала и установления их влияния на работу отельной организации.
В соответствии с целью определяется и круг задач:
освещение вопросов о понятии мотивации и стимулирования трудовой деятельности;
рассмотрение материального и нематериального стимулирования персонала;
выявление основных факторов мотивации труда и общих подходов по управлению мотивацией
проведение общего анализа мотивации персонала в ООО «ГТК «Метизы»;
разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации.
Введение………………………….…………………………….…………3
Глава 1. Теоретические основы мотивации и стимулирования трудовой деятельности…………………………………..………..…..5
1.1. Сущность мотивации трудовой деятельности..…...……......5
1.2. Сущность стимулирования трудовой деятельности.………9
1.3. Материальное и нематериальное стимулирование персонала…………………………………………………….13
Глава 2. Механизмы реализации мотивации и стимулирования на примере ООО «ГТК «Метизы»...…………........................................17
2.1. Характеристика организации ООО «ГТК «Метизы»…...…17
2.2. Мотивация и стимулирование в ООО «ГТК «Метизы»..….19
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования персонала в ООО «ГТК «Метизы»………………27
Заключение……………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………………….….31
Национальный Открытый Институт России г. Санкт-Петербург
Кафедра «Менеджмента»
Дисциплина «Управление персоналом»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента (-тки) группы М102с/2в
«Мотивация и стимулирования персонала»
Санкт-Петербург
2011
Введение………………………….……………………………
Глава 1. Теоретические основы мотивации и стимулирования трудовой деятельности…………………………………..………
1.1. Сущность мотивации трудовой деятельности..…...……......5
1.2. Сущность стимулирования трудовой деятельности.………9
1.3. Материальное и нематериальное стимулирование персонала…………………………………………………….
Глава 2. Механизмы реализации мотивации и стимулирования на примере ООО «ГТК «Метизы»...…………...............
2.1. Характеристика организации ООО «ГТК «Метизы»…...…17
2.2. Мотивация и стимулирование в ООО «ГТК «Метизы»..….19
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования персонала в ООО «ГТК «Метизы»………………27
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение.
- 2 -
Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Эффективное поведение сотрудников организации заключается в том, что они добросовестно и надежно выполняют свои обязанности, готовы во имя интересов организации приложить дополнительные усилия для достижения определенных результатов и выйти за пределы своих непосредственных обязанностей, проявлять активность, находить возможности для сотрудничества.
Первый подход к решению данной проблемы – подбор людей обладающих определенными качествами, необходимыми для работы в данной сфере или организации. Однако данный подход имеет ограниченное применение, так как во-первых не всегда можно найти людей с определенным набором качеств, во-вторых нет абсолютной гарантии в том, что эти люди оправдают ожидания организации относительно результативности их работы, а в-третьих, требования к поведению членов организации могут со временем меняться.
Второй подход состоит в том, что организация может влиять на человека, заставляя его менять свое поведение в нужном направлении. Данный подход основывается на том, что человек обладает способностью быть наученным поведению, менять его на основе своего предыдущего опыта и требований, которые предъявляет к нему организация.
В основе трудового поведения лежат мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения человека и ее формы. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мотивация – ключ к воздействию на человека и пониманию его поведения.
Правильно сформированная система мотивации персонала может компенсировать недостатки других функций управления, вместе с тем слабую мотивацию труда трудно чем-либо восполнить. Именно поэтому основной функцией руководителей должно быть умение раскрывать потребности и побудительные мотивы работника и оказывать на них соответствующее воздействие с целью повышения эффективности функционирования предприятия в целом.
Анализ курсовой работы будет основываться на данных деятельности предприятия ООО «ГТК «Метизы».
Предприятие ООО «ГТК «Метизы» - это группа торговых компаний. Специализируется на продаже крепежных изделий (метизов, болтов, гвоздей, саморезов, гаек, анкеров), инженерной сантехники (труб, фитингов, запорной арматуры, канализации, смесителей), электротехнического оборудования (провода, кабеля, выключателей), замочно-скобяных изделий (дверных ручек, замков, крючков) и котельного оборудования.
Целью работы является изучение основ мотивации и стимулирования персонала и установления их влияния на работу отельной организации.
В соответствии с целью определяется и круг задач:
освещение вопросов о понятии мотивации и стимулирования трудовой деятельности;
рассмотрение материального и нематериального стимулирования персонала;
выявление основных факторов мотивации труда и общих подходов по управлению мотивацией;
проведение общего анализа мотивации персонала в ООО «ГТК «Метизы»;
разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации.
Объектом исследования является система управления персоналом, основанная на мотивации.
Предметом исследования является влияние системы мотивации и стимулирования персонала на развитие предприятия.
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала
1.1. Сущность мотивации трудовой деятельности.
Мотивация трудовой деятельности – это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации. В процессе мотивации трудовой деятельности формируются и мотивы труда.
Мотив труда – это побудительная причина трудовой деятельности индивида, вызванная его интересами и потребностями, удовлетворение которых возможно посредством получения благ, являющихся жизненной необходимостью, с наименьшими моральными и материальными издержками.
Мотивы трудовой деятельности являются частью всей совокупности мотивов человека. Именно трудовая деятельность дает возможность человеку получить эти блага с наименьшими материальными и моральными издержками, чем другие виды деятельности.
Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему: мотивы общей полезности труда; мотивы содержательности труда; мотивы получения материальных благ; статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы. Результаты исследования мотивов, побуждающих людей лучше трудиться приведены на рис.1.1.
Рис. 1.1. Мотивы, побуждающие лучше трудиться
В структуре процесса формирования мотива можно выделить три блока: потребностный, блок «внутреннего фильтра» и целевой блок (рис.1.2).
Рис. 1.2. Процесс формирования мотива[1]
В потребностный блок входят следующие компоненты:
потребность – объективно заданная связь индивида и среды, необходимое условие его жизнедеятельности (нужда, надобность человека в чем-либо для своего нормального функционирования). Особенность потребностей в процессе мотивации трудового поведения состоит в том, что они только тогда становятся внутренним побудителем и регулятором, когда осознаются работником. В этом случае потребности приобретают форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам;
интерес – актуализированная потребность, удовлетворение которой в силу ограниченности благ требует активности индивида. Эта та база на основе которой формируются мотивы.
Главное в том, что проявляя интерес к какому-либо предмету, человек может сделать этот интерес средством достижения своих целей. Потребности приобретают осознанную, смыслообразующую силу именно через интерес, т.е. через полное понимание сущности потребности и способов ее удовлетворения.
В блок «внутреннего фильтра» входят компоненты: нравственный контроль; оценка внешней ситуации; оценка своих возможностей (знаний, умений, деловых качеств); личные предпочтения (склонности, уровни притязаний).
Целевой блок состоит из следующих компонентов:
благо – любой компонент среды, способный удовлетворять потребность индивида. Не существует жесткой привязки блага и потребности: одни и те же потребности могут удовлетворяться различными благами; одно и то же благо способно удовлетворить разные потребности;
деятельность рассматривается как связующее звено между потребностью и благом, способ присвоения благ;
цена – совокупность физиологических, экономических, психологических, нравственных и других издержек, связанных с присвоением блага;
цель – образ предмета, который может удовлетворить потребность; представление процесса удовлетворения потребности.
Если мотив – внутреннее осознанное побуждение, то стимулы – это набор ценностей (благ), выступающих как объект устремлений. Блага, которые организация может предоставить в распоряжение работнику в обмен на выполнение заранее поставленных условий, и есть основа, способная при определенных условиях стать стимулами трудовой деятельности (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Условия формирования мотива труда
На рисунке показано, что мотив труда формируется в том случае, когда труд является если не единственной, то по крайней мере, основной предпосылкой получения блага. Тогда благо обретает стимулирующую функцию и становится стимулом труда.
1.2. Сущность стимулирования трудовой деятельности
Стимул труда – побудительная причина заинтересованности в труде. В процессе трудовой деятельности в качестве стимулов рассматриваются блага, имеющиеся в распоряжении организации. При этом следует отметить, что не все внешние воздействия провоцируют активность человека, к некоторым из них он остается равнодушным. Уровень стимула по содержанию, величине и времени, который способен преодолеть безразличие работника и вызвать положительный отклик на его воздействие называют пороговым значением стимула.
Стимулы оказавшиеся ниже порогового значения, не способны преодолеть безразличие к стимулу, т.е. вызвать планируемую трудовую деятельность или организационное поведение. Стимулы, ценности (блага) безразличны работнику если они: не отвечают по составу и содержанию требованием мотивов, потребностей персонала; недостаточны по размерам; несвоевременны.
Применение стимулов является основой процесса стимулирования трудовой деятельности. Под стимулированием понимается внешний по отношению к персоналу процесс управленческого воздействия, идущего от конкретного руководителя или органа управления и основывающийся на субъективном понимании системой управления этого воздействия, направленного на мотивы работников. Стимулирование трудовой деятельности – это стремление организации с помощью моральных и материальных средств воздействия побудить работников к труду, его интенсификации, повышению производительности и качества труда для достижения целей организации. Стимулирование осуществляется администрацией организации и предполагает создание механизма, при котором активная трудовая деятельность становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника. Основные направления стимулирования показаны в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основные направления стимулирования трудовой деятельности
Форма стимулирования | Основное содержание | |
МАТЕРИАЛЬНОЕ
ДЕНЕЖНОЕ | Заработная плата (номинальная) | Оплата труда наемного работника, включающая основную (сдельную, повременную, окладную) и дополнительную (премии, надбавки за профмастерство, доплаты за условия труда, совместительство, за работу в ночное время, подросткам, кормящим матерям, за работу в праздничные и воскресные дни, за сверхурочную работу, за руководство бригадой, оплата или компенсация за отпуск и т.д.) заработную плату |
Заработная плата (реальная) | Обеспечение реальной заработной платы путем повышения тарифных ставок в соответствии с устанавливаемым государством минимумом; введения компенсационных выплат; индексации заработной платы в соответствии с инфляцией | |
Бонусы | Разовые выплаты из прибыли предприятия (вознаграждение, премия, добавочное вознаграждение). За рубежом – это годовой, полугодовой, рождественский, новогодний бонусы, связанные как правило, со стажем работы и размером получаемой зарплаты | |
Участие в прибылях | Выплаты через участие в прибылях – это не разовый бонус. Устанавливается доля прибыли, из которой формируется поощрительный фонд. Распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль (чаще всего это управленческие кадры) | |
Участие в акционерном капитале | Покупка акций предприятия (АО) и получение дивидендов: покупка акций по льготным ценам, безвозмездное получение акций | |
Планы дополнительных выплат | Планы связаны чаще всего с работниками сбытовых организаций и стимулируют поиск новых рынков сбыта: подарки фирмы, субсидирование деловых расходов, покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок не только работника, но и его супруга или друга в поездке). Это косвенные расходы, не облагаемые налогом и поэтому более привлекательные | |
МАТЕРИАЛЬНОЕ
НЕ ДЕНЕЖНОЕ | Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом | Выделение средств на оплату транспортных расходов; приобретение транспорта: а) с полным обслуживанием (транспорт с водителем); б) с частичным обслуживанием |
Сберегательные фонды | Организация сберегательных фондов для работников предприятия с выплатой процентов не ниже установленного уровня в Сбербанке РФ. Льготные режимы накопления средств. | |
Организация питания | Выделение средств на организацию питания в фирме; выплату субсидий на питание | |
Продажа товаров, выпускаемых организацией | Выделение средств на скидку при продаже этих товаров | |
Стипендиальные программы | Выделение средств на образование (покрытие расходов на образование на стороне) | |
Программы обучения персонала | Покрытие расходов на организацию обучения (переобучения) | |
Программы медицинского обслуживания | Организация медицинского обслуживания или заключение договоров с медицинскими предприятиями. Выделение средств на эти цели | |
Консультативные службы | Организация консультативных служб или заключение договоров с таковыми. Выделение средств на эти цели | |
Программы жилищного строительства | Выделение средств на собственное строительство жилья или строительство на паевых условиях | |
Программы, связанные с воспитанием и обучением детей | Выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания детей, внуков сотрудников фирмы; привилегированные стипендии | |
Гибкие социальные выплаты | Компании устанавливают определенную сумму на «приобретение» необходимых льгот и услуг. Работник в пределах установленной суммы имеет право самостоятельного выбора льгот и услуг | |
Страхование жизни | Страхование за счет средств компании, жизни работника и членов его семьи. За счет средств, удерживаемых из доходов работника, при несчастном случае, при несчастном случае выплачивается сумма, равная годовому доходу работника; при несчастном случае, связанном со смертельным исходом, выплачиваемая сумма удваивается | |
Медицинское страхование | Страхование самих работников и членов их семей | |
Льготы и компенсации, не связанные с результатами | Компенсация перехода на службу из других компаний – расходов, связанных с переездом, продажей, покупкой квартир, недвижимости, Трудоустройство жены (мужа) и т.д.; премии и другие выплаты в связи с уходом на пенсию или увольнением | |
Отчисления в пенсионный фонд | Такой альтернативный государственному фонд дополнительного пенсионного обеспечения может быть создан как на самом предприятии, так и по договору с каким-либо фондом на стороне | |
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ | Стимулирование свободным временем | Регулирование времени по занятости: путем предоставления работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска, возможности выбора времени отпуска и т.д.; путем организации гибкого графика работы; путем сокращения длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда |
Трудовое или организационное стимулирование | Регулирует поведение работника на основе измерения чувства его удовлетворенности работой и предполагает наличие творческих элементов в его труде, возможность участия в управлении, продвижения по службе в пределах одной и той же должности, творческие командировки | |
Моральное стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания | Вручение грамот, значков, вымпелов, размещение фотографий на доске почета. В зарубежной практике используются почетные звания и награды, публичные поощрения (избегают, особенно это характерно для Японии, публичных выговоров). В США используется для морального стимулирования модель оценки по заслугам. Создаются кружки («золотой кружок» и пр.) |