Мотивация и стимулирования персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение основ мотивации и стимулирования персонала и установления их влияния на работу отельной организации.
В соответствии с целью определяется и круг задач:
освещение вопросов о понятии мотивации и стимулирования трудовой деятельности;
рассмотрение материального и нематериального стимулирования персонала;
выявление основных факторов мотивации труда и общих подходов по управлению мотивацией
проведение общего анализа мотивации персонала в ООО «ГТК «Метизы»;
разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации.

Содержание

Введение………………………….…………………………….…………3

Глава 1. Теоретические основы мотивации и стимулирования трудовой деятельности…………………………………..………..…..5
1.1. Сущность мотивации трудовой деятельности..…...……......5
1.2. Сущность стимулирования трудовой деятельности.………9
1.3. Материальное и нематериальное стимулирование персонала…………………………………………………….13
Глава 2. Механизмы реализации мотивации и стимулирования на примере ООО «ГТК «Метизы»...…………........................................17
2.1. Характеристика организации ООО «ГТК «Метизы»…...…17
2.2. Мотивация и стимулирование в ООО «ГТК «Метизы»..….19
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования персонала в ООО «ГТК «Метизы»………………27

Заключение……………………………………………………………...29

Список литературы………………………………………………….….31

Работа состоит из  1 файл

Мотивация и стимулирования персонала.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)


Национальный Открытый Институт России г. Санкт-Петербург

 

Кафедра     «Менеджмента»

Дисциплина «Управление персоналом»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Студента (-тки) группы        М102с/2в                    

 

 

«Мотивация и стимулирования персонала»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Проверил____________________

 

                                                        Дата________________________

                                                                              

                                                        Оценка______________________

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                        

                                                                          стр.

Введение………………………….…………………………….…………3

 

Глава 1. Теоретические основы мотивации и стимулирования трудовой деятельности…………………………………..………..…..5

1.1.         Сущность мотивации трудовой деятельности..…...……......5

1.2.         Сущность стимулирования трудовой деятельности.………9

1.3.         Материальное и нематериальное стимулирование персонала…………………………………………………….13

Глава 2. Механизмы реализации мотивации и стимулирования на примере ООО «ГТК «Метизы»...…………........................................17

2.1. Характеристика организации ООО «ГТК «Метизы»…...…17

2.2. Мотивация и стимулирование в ООО «ГТК «Метизы»..….19

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования персонала в ООО «ГТК «Метизы»………………27

 

Заключение……………………………………………………………...29

 

Список литературы………………………………………………….….31

 

 

 

 


Введение.

              - 2 -



Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Эффективное поведение сотрудников организации заключается в том, что они добросовестно и надежно выполняют свои обязанности, готовы во имя интересов организации приложить дополнительные усилия для достижения определенных результатов и выйти за пределы своих непосредственных обязанностей, проявлять активность, находить возможности для сотрудничества.

Первый подход к решению данной проблемы – подбор людей обладающих определенными качествами, необходимыми для работы в данной сфере или организации. Однако данный подход имеет ограниченное применение, так как во-первых не всегда можно найти людей с определенным набором качеств, во-вторых нет абсолютной гарантии в том, что эти люди оправдают ожидания организации относительно результативности их работы, а в-третьих, требования к поведению членов организации могут со временем меняться.

Второй подход состоит в том, что организация может влиять на человека, заставляя его менять свое поведение в нужном направлении. Данный подход основывается на том, что человек обладает способностью быть наученным поведению, менять его на основе своего предыдущего опыта и требований, которые предъявляет к нему организация.

В основе трудового поведения лежат мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения человека и ее формы. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мотивация – ключ к воздействию на человека и пониманию его поведения.

Правильно сформированная система мотивации персонала может компенсировать недостатки других функций управления, вместе с тем слабую мотивацию труда трудно чем-либо восполнить. Именно поэтому основной функцией руководителей должно быть умение раскрывать потребности и побудительные мотивы работника и оказывать на них соответствующее воздействие с целью повышения эффективности функционирования предприятия в целом.

Анализ курсовой работы будет основываться на данных деятельности предприятия ООО «ГТК «Метизы».

Предприятие ООО «ГТК «Метизы» - это группа торговых компаний. Специализируется на продаже крепежных изделий (метизов, болтов, гвоздей, саморезов, гаек, анкеров), инженерной сантехники (труб, фитингов, запорной арматуры, канализации, смесителей),  электротехнического оборудования (провода, кабеля, выключателей), замочно-скобяных изделий (дверных ручек, замков, крючков) и  котельного оборудования.

Целью работы является изучение основ мотивации и стимулирования персонала и установления их влияния на работу отельной организации.

В соответствии с целью определяется и круг задач:

освещение вопросов о понятии мотивации и стимулирования трудовой деятельности;

рассмотрение материального и нематериального стимулирования персонала;

выявление основных факторов мотивации труда и общих подходов по управлению мотивацией;

проведение общего анализа мотивации персонала в ООО «ГТК «Метизы»;

разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации.

Объектом исследования является система управления персоналом, основанная на мотивации.

Предметом исследования является влияние системы мотивации и стимулирования персонала на развитие предприятия.


Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала

1.1.         Сущность мотивации трудовой деятельности.

Мотивация трудовой деятельности – это стремление  работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации. В процессе мотивации трудовой деятельности формируются и мотивы труда.

Мотив труда – это побудительная причина трудовой деятельности индивида, вызванная его интересами и потребностями, удовлетворение которых возможно посредством получения благ, являющихся жизненной необходимостью, с наименьшими моральными и материальными издержками.

Мотивы трудовой деятельности являются частью всей совокупности мотивов человека. Именно трудовая деятельность дает возможность человеку получить эти блага с наименьшими материальными и моральными издержками, чем другие виды деятельности.

Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему: мотивы общей полезности труда; мотивы содержательности труда; мотивы получения материальных благ; статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы. Результаты исследования мотивов, побуждающих людей лучше трудиться приведены на рис.1.1.

Рис. 1.1. Мотивы, побуждающие лучше трудиться

В структуре процесса формирования мотива можно выделить три блока: потребностный, блок «внутреннего фильтра» и целевой блок (рис.1.2).

Рис. 1.2. Процесс формирования мотива[1]

В потребностный блок входят следующие компоненты:

потребность – объективно заданная связь индивида и среды, необходимое условие его жизнедеятельности (нужда, надобность человека в чем-либо для своего нормального функционирования). Особенность потребностей в процессе мотивации трудового поведения состоит в том, что они только тогда становятся внутренним побудителем и регулятором, когда осознаются работником. В этом случае потребности приобретают форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам;

интерес – актуализированная потребность, удовлетворение которой в силу ограниченности благ требует активности индивида. Эта та база на основе которой формируются мотивы.

Главное в том, что проявляя интерес к какому-либо предмету, человек может сделать этот интерес средством достижения своих целей. Потребности приобретают осознанную, смыслообразующую силу именно через интерес, т.е. через полное понимание сущности потребности и способов ее удовлетворения.

В блок «внутреннего фильтра» входят компоненты: нравственный контроль; оценка внешней ситуации; оценка своих возможностей (знаний, умений, деловых качеств); личные предпочтения (склонности, уровни притязаний).

Целевой блок состоит из следующих компонентов:

благо – любой компонент среды, способный удовлетворять потребность индивида. Не существует жесткой привязки блага и потребности: одни и те же потребности могут удовлетворяться различными благами; одно и то же благо способно удовлетворить разные потребности;

деятельность рассматривается как связующее звено между потребностью и благом, способ присвоения благ;

цена – совокупность физиологических, экономических, психологических, нравственных и других издержек, связанных с присвоением блага;

цель – образ предмета, который может удовлетворить потребность; представление процесса удовлетворения потребности.

Если мотив – внутреннее осознанное побуждение, то стимулы – это набор ценностей (благ), выступающих как объект устремлений. Блага, которые организация может предоставить в распоряжение работнику в обмен на выполнение заранее поставленных условий, и есть основа, способная при определенных условиях стать стимулами трудовой деятельности (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Условия формирования мотива труда

На рисунке показано, что мотив труда формируется в том случае, когда труд является если не единственной, то по крайней мере, основной предпосылкой получения блага. Тогда благо обретает стимулирующую функцию и становится стимулом труда.

 

 

 

 

1.2. Сущность стимулирования трудовой деятельности

Стимул труда – побудительная причина заинтересованности в труде. В процессе трудовой деятельности в качестве стимулов рассматриваются блага, имеющиеся в распоряжении организации. При этом следует отметить, что не все внешние воздействия провоцируют активность человека, к некоторым из них он остается равнодушным. Уровень стимула по содержанию, величине и времени, который способен преодолеть безразличие работника и вызвать положительный отклик на его воздействие называют пороговым значением стимула.

Стимулы оказавшиеся ниже порогового значения, не способны преодолеть безразличие к стимулу, т.е. вызвать планируемую трудовую деятельность или организационное поведение. Стимулы, ценности (блага) безразличны работнику если они: не отвечают по составу и содержанию требованием мотивов, потребностей персонала; недостаточны по размерам; несвоевременны.

Применение стимулов является основой процесса стимулирования трудовой деятельности. Под стимулированием понимается внешний по отношению к персоналу процесс управленческого воздействия, идущего от конкретного руководителя или органа управления и основывающийся на субъективном понимании системой управления этого воздействия, направленного на мотивы работников. Стимулирование трудовой деятельности – это стремление организации с помощью моральных и материальных средств воздействия побудить работников к труду, его интенсификации, повышению производительности и качества труда для достижения целей организации. Стимулирование осуществляется администрацией организации и предполагает создание механизма, при котором активная трудовая деятельность  становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника.  Основные направления стимулирования показаны в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1

Основные направления стимулирования трудовой деятельности

Форма стимулирования

Основное содержание

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ

 

ДЕНЕЖНОЕ

Заработная плата (номинальная)

Оплата труда наемного работника, включающая основную (сдельную, повременную, окладную) и дополнительную (премии, надбавки за профмастерство, доплаты за условия труда, совместительство, за работу в ночное время, подросткам, кормящим матерям, за работу в праздничные и воскресные дни, за сверхурочную работу, за руководство бригадой, оплата или компенсация за отпуск и т.д.) заработную плату

Заработная плата (реальная)

Обеспечение реальной заработной платы путем повышения тарифных ставок в соответствии с устанавливаемым государством минимумом; введения компенсационных выплат; индексации заработной платы в соответствии с инфляцией

Бонусы

Разовые выплаты из прибыли предприятия (вознаграждение, премия, добавочное вознаграждение). За рубежом – это годовой, полугодовой, рождественский, новогодний бонусы, связанные как правило, со стажем работы и размером получаемой зарплаты

Участие в прибылях

Выплаты через участие в прибылях – это не разовый бонус. Устанавливается доля прибыли, из которой формируется поощрительный фонд. Распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль (чаще всего это управленческие кадры)

Участие в акционерном капитале

Покупка акций предприятия (АО) и получение дивидендов: покупка акций по льготным ценам, безвозмездное получение акций

Планы дополнительных выплат

Планы связаны чаще всего с работниками сбытовых организаций и стимулируют поиск новых рынков сбыта: подарки фирмы, субсидирование деловых расходов, покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок не только работника, но и его супруга или друга в поездке). Это косвенные расходы, не облагаемые налогом и поэтому более привлекательные

МАТЕРИАЛЬНОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕ

ДЕНЕЖНОЕ

Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом

Выделение средств на оплату транспортных расходов; приобретение транспорта: а) с полным обслуживанием (транспорт с водителем); б) с частичным обслуживанием

Сберегательные фонды

Организация сберегательных фондов для работников предприятия с выплатой процентов не ниже установленного уровня в Сбербанке РФ. Льготные режимы накопления средств.

Организация питания

Выделение средств на организацию питания в фирме; выплату субсидий на питание

Продажа товаров, выпускаемых организацией

Выделение средств на скидку при продаже этих товаров

Стипендиальные программы

Выделение средств на образование (покрытие расходов на образование на стороне)

Программы обучения персонала

Покрытие расходов на организацию обучения (переобучения)

Программы медицинского обслуживания

Организация медицинского обслуживания или заключение договоров с медицинскими предприятиями. Выделение средств на эти цели

Консультативные службы

Организация консультативных служб или заключение договоров с таковыми. Выделение средств на эти цели

Программы жилищного строительства

Выделение средств на собственное строительство жилья или строительство на паевых условиях

Программы, связанные с воспитанием и обучением детей

Выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания детей, внуков сотрудников фирмы; привилегированные стипендии

Гибкие социальные выплаты

Компании устанавливают определенную сумму на «приобретение» необходимых льгот и услуг. Работник в пределах установленной суммы имеет право самостоятельного выбора льгот и услуг

Страхование жизни

Страхование за счет средств компании, жизни работника и членов его семьи. За счет средств, удерживаемых из доходов работника, при несчастном случае, при несчастном случае выплачивается сумма, равная годовому доходу работника; при несчастном случае, связанном со смертельным исходом, выплачиваемая сумма удваивается

Медицинское страхование

Страхование самих работников и членов их семей

Льготы и компенсации, не связанные с результатами

Компенсация перехода на службу из других компаний – расходов, связанных с переездом, продажей, покупкой квартир, недвижимости, Трудоустройство жены (мужа) и т.д.; премии и другие выплаты в связи с уходом на пенсию или увольнением

Отчисления в пенсионный фонд

Такой альтернативный государственному фонд дополнительного пенсионного обеспечения может быть создан как на самом предприятии, так и по договору с каким-либо фондом на стороне

 

 

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ

Стимулирование свободным временем

Регулирование времени по занятости: путем предоставления работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска, возможности выбора времени отпуска и т.д.; путем организации гибкого графика работы; путем сокращения длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда

Трудовое или организационное стимулирование

Регулирует поведение работника на основе измерения чувства его удовлетворенности работой и предполагает наличие творческих элементов в его труде, возможность участия в управлении, продвижения по службе в пределах одной и той же должности, творческие командировки

Моральное стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания

Вручение грамот, значков, вымпелов, размещение фотографий на доске почета. В зарубежной практике используются почетные звания и награды, публичные поощрения (избегают, особенно это характерно для Японии, публичных выговоров). В США используется для морального стимулирования модель оценки по заслугам. Создаются кружки («золотой кружок» и пр.)

Информация о работе Мотивация и стимулирования персонала