Мотивация как функция менеджмента. Теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 01:53, контрольная работа

Описание

Путь к эффективному управлению персоналом, к активизации его деятельности и повышении ее эффективности лежит через понимание мотивации людей. Если хорошо понимать, что движет человеком, побуждает его к действиям, к чему он стремиться, выполняя определенную работу, можно таким образом построить управление персоналом фирмы, что люди будут сами активно стремиться выполнить свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Мотивация как функция менеджмента……………………………….4
1.1.Что такое мотивация………………………………………………………….4
Глава 2. Теории процесса мотивации ………………………………………….9
2.1. Теория ожидания ……………………………………………………………9
2.2. Теория постановки целей …………………………………………………..10
2.3. Теория равенства ………………………... …………………………………12
Глава 3. Теории содержания мотивации………………………………………..14
3.1. Теория иерархии потребностей Маслоу……………………………………14
3.2. Теория ERG Альдерфера ……………………………………………………16
3.3. Теория приобретенных потребностей МакКелланда……………………...17
Заключение………………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

менеджмент контрольная работа.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)
"justify">неравенства: 

  • Работник может попытаться добиваться  справедливого  распределения поощрений усилением  своей  трудовой  активности.  Однако  в  этом случае он почувствует, что вместе  с ростом  поощрения растут и его издержки, в размерах,  которые  с  его  точки  зрения издержкам других не соответствуют.           
  • Работник может потерять мотивацию, считая, что его труд поощряют и оценивают неравно и несправедливо. Это может  привести,  к решению сократить   прилагаемые   усилия,   что   приведет   к    снижению эффективности и качества труда,  сокращению  трудовой  активности.
  • Работник может предпринять попытку увеличить  поощрения,  то  есть начать  добиваться  роста  заработной  платы  и   требовать дополнительных стимулов, в том числе и нематериального  характера для поддержания трудовой деятельности на текущем уровне.
  • Работник может произвести переоценку своих  возможностей,  решить, что завышал оценку своих способностей. При этом понизится уровень самооценки, уверенности в себе.
  • Может   быть  предпринята   довольно оригинальная попытка воздействовать  на  поощрения  и  нагрузки  тех  лиц,  с  которыми  сравнивает себя работник.  Доступными  ему способами влияния он  может пытаться заставить этих лиц увеличить усилия,  затраты,  или добиваться сокращения их поощрений.
  • Работник может изменить для себя объект сравнения, решив, что лицо  или несколько лиц, с которыми он сравнивается, находятся в  особых условиях.

Глава 3. Теории содержания мотивации.

3.1. Теория иерархии  потребностей Маслоу.

      Концепция иерархии потребностей  Абрахама Маслоу является широко

известной и признаваемой теоретической схемой потребностей человека, применяемой в теории менеджмента, в психологии, в экономической теории и

других  науках.

Менеджеры, действующие на международной арене, также как и их коллеги, действующие  внутри какой-либо страны, должны обеспечивать возможности для удовлетворения потребностей сотрудников. Поскольку  в различных странах относительная  важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать эти различия и принимать их в расчет. Теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации. Все потребности человека можно разделить на пять групп:

  • физиологические потребности — необходимые для выживания; К данной группе  относятся  потребности  в  воде, пище,  воздухе,  жилье и т.д. Они являются  врожденными,   так   как   обеспечиваю поддержание физиологических процессов в  организме.  Люди,  мотивы трудовой деятельности которых порождены в  основном  потребностями этой  группы,  мало  уделяют  внимания  содержанию   работы;   они концентрируются на оплате, условиях труда и т.п.
  • потребности в безопасности и уверенности в будущем; эти  потребности  характеризуют  стремление  людей находиться в стабильном состоянии и не подвергаться  отрицательным воздействиям  внешней  среды.  Эти  потребности  так  же  являются  врожденными и первичными. Исходя из этих  потребностей,  работник: стремиться избегать  риска,  внутренне  противится  нововведениям, уважает четкие правила,  порядок, оценивает  свою  работу  сточки зрения  обеспечения  стабильности,  требует  социальных  гарантий страхования.  
  • социальные потребности — потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей; работник стремится к  совместным действиям в группе, ищет  дружеские  связи,  общение,  хочет  быть членом каких-либо неформальных объединений людей,  участвовать  в общественных  мероприятиях.  Люди,  мотивы  трудовой  деятельности которых порождены в основном потребностями этой группы, видят свою работу  как  способ  установить  принадлежность  к  коллективу и получить хорошие и дружеские отношения с коллегами.
  • потребности в уважении и признании; данная группа  потребностей  отражает желание людей быть компетентными, способными, уверенными  в  себе, желание добиться признания этих  качеств  и  уважения  со  стороны окружающих 
  • потребности самовыражения; данная группа объединяет потребности,  выражающиеся в деятельности человека через его стремление  к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и  навыков,  к  получению образования, повышению квалификации. Сюда же относятся потребности в   творчестве,   в   выполнении   творческой    работы,    сугубо индивидуальные у каждого человека.

Располагая  потребности в виде строгой иерархической  структуры, Маслоу показывал, что потребности  низших уровней (физиологические и  потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня (причем необязательно полностью). Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими.

3.2. Теория  ERG Альдерфера.

      При изложении своей теории ERG (existence, relations, growth), Клейтон

Альдерфер также исходит из предположения, что все многообразие человеческих потребностей можно условно  разделить  на  группы.  В  отличие  от  иерархии Маслоу, он полагает, что таких групп достаточно выделить три:

  • потребности существования (existence),
  • потребности связи (relations),
  • потребности роста (growth).

      Потребности существования как бы  включают  в   себя   две   группы

потребностей  теории Маслоу:  потребности безопасности, физиологические потребности.

      Потребности связи корреспондируют   с  потребностями  принадлежности  и причастности.  Потребность  связи,  по   Альдерферу, отражает   социальную сущность человека, стремление его быть членом семьи, коллектива, общества  в целом. Поэтому к данной группе можно отнести часть потребностей признания  и самоутверждения  в  коллективе,  которые  связаны  со  стремлением  человека занимать определенное положение в окружающей его социальной среде, а так  же часть потребностей пирамиды Маслоу, связанную с групповой безопасностью.

      Потребности  роста  аналогичны  потребностям  самовыражения   пирамиды Маслоу  и  включают  в  себя  так  же  ту  часть  потребностей  признания  и самоутверждения, которая связана со стремлением к  развитию  уверенности,  к самосовершенствованию и т.п.

      Эти группы потребностей также   расположены  в  иерархическом   порядке.

Однако  иерархия по теории Маслоу допускает движение  от  потребности только снизу вверх (удовлетворил  потребность  нижнего  уровня,  перешел  на  более высокий), в то время как у Альдерфера допускается движение  в  обе  стороны. Наверх, если удовлетворены  потребности  низшей  группы,  и  вниз,  если  не получается  удовлетворить  потребности  более  высокой  группы.   При   этом подчеркивается, что неудача  в  удовлетворении  потребности  более  высокого уровня вызывает усиление насущности потребности более  низкого,  и  внимание человека на какое-то время полностью переключается на нее.

      Наличие  двух  направлений   движения  в  удовлетворении   потребностей

открывает  новые  возможности  в  мотивационном  воздействии  на персонал.

Например,  если  организации  не  хватает  возможностей  для удовлетворения

посредством  стимулов  потребностей  работников   более   высокого   уровня,

менеджер  имеет перспективу найти другие эффективные  стимулы, соотносящиеся с более низким  уровнем потребностей  работников,  и  предложить  им  эти стимулы, расширив потенциал мотивирования данной группы работников.

3.3. Теория  приобретенных потребностей МакКелланда.

      Широко распространенная теория  МакКелланда связана с описанием  влияния на поведение человека выделяемых им,  из  всего  многообразия  потребностей, трех потребностей:  потребности  соучастия,  достижения  и  властвования.  В соответствии с идеями МакКелланда, если эти три специфические потребности  в достаточной мере присутствуют у человека (а они присутствуют  у  большинства людей),  то  они  оказывают  заметное  воздействие  на   его   деятельность, заставляют прилагать усилия и  осуществлять  действия,  направленные  на  их удовлетворение. При этом подчеркивается, что данные потребности не врожденные, а могут приобретаться  в  процессе  обучения,  под  влиянием  опыта   и   конкретных

жизненных обстоятельств. Потребность  достижения проявляется стремлении  человека  достичь стоящих перед ним целей, причем сделать это  более  эффективными  способами, чем ему это удавалось ранее. Люди с высоким уровнем  потребности  достижения предпочитают  самостоятельно  ставить  свои  цели.  Они  склонны   принимать достаточно умеренные по уровню риска решения и ожидают  немедленной  отдачи, обратной связи от осуществленных  действий.  При  этом  таким  людям  трудно дается  такая  работа,  у  которой  нет  ясного и   ощутимого   результата, наступающего достаточно быстро. Важно отметить, что качество их  результатов и качество их трудовой деятельности не обязательно являются наивысшими,  так стремление к собственно достижению способствует игнорированию  характеристик достигнутого. Люди с данной потребностью много  и  охотно  работают,  но  не любят  делиться  работой  с   другими.   Совместно   достигнутый   результат удовлетворяет их гораздо меньше.

     Стремление к достижению, в принципе, способствует успешности  людей  в решении стоящих перед ними трудовых задач и  активизирует  их  деятельность. Успешный  предприниматель  должен  иметь  развитую  потребность  достижения. Однако часто именно люди с очень высокой потребностью  достижения  не  могут достичь высших уровней в  организационной  иерархии,  так  как  там  от  них требуется принятие  более  рискованных  решений,  постановка  более  высоких целей, чем они  могут  позволить  себе.  Поэтому  если  человек  работает  в большой организации, очень развитая потребность достижения  может  создавать определенные неудобства и ему, и коллегам. Потребность соучастия проявляется  в  стремлении  наладить  личностные взаимоотношения в  рамках  коллектива  и  почувствовать  себя  включенным  в процесс  общего  дела.  Люди  с  высокой   потребностью   соучастия   обычно коммуникабельны, стремятся получить одобрение  и  поддержку  от  коллектива, обеспокоены  общественным  мнением.  Они  предпочитают  работать  в  составе групп, а не индивидуально. Для них важен  вопрос  о  значимости  их  личного вклада, вклада их группы в общие достижения организации.

     Потребность власти характеризуется  желанием  человека  контролировать

процессы  самого  разного  свойства,  которые  протекают  в  его  окружении. Основным направлением ее проявления выступает стремление  контролировать действия и деятельность людей, оказывать влияние на их поведение,  брать  на себя ответственность за определение направления их деятельности.

     Лица с развитой потребностью  властвования  могут  быть  разделены на

взаимоисключающую пару групп. Первую группу составят  те,  кто  стремится  к властвованию ради собственно процесса контролирования людей, кого во  власти прежде всего привлекает возможность командовать другими людьми.  Интересы  и цели организации для таких людей могут отойти на второй план,  так  как  они сконцентрируют внимание именно на своей руководящей позиции  в  организации, будут стремиться подчеркнуть и укрепить ее, демонстрировать силу.  К  другой группе  относятся  те  лица,  которые  стремятся   к  достижению властных полномочий ради того, чтобы добиваться с  помощью  этих  полномочий  решения задач,  стоящих  перед  группой,   коллективом,   организацией.   Эти   люди удовлетворяют свою потребность  власти  тем,  что  определяют цели,  ставят задачи для коллектива, но при этом не  отрицают  своего  личного  участия  в процессе  их  решения.  При  этом  таким  людям  свойственно  интересоваться возможностями мотивирования других людей. То  есть  потребность  власти  для них – это не  самоутверждение,  удовлетворение  тщеславия,  а  стремление  к выполнению ответственной  руководящей  работы,  связанной  с решение задач коллектива, организации.

     МакКелланд  считает,  что для успеха  менеджера   из   перечисленных потребностей  наиболее важен  уровень  развития  потребности   властвования второго типа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      Активизация деятельности персонала  фирмы, подразумевающая  развитие  в ней компонентов  усилия,  старания, настойчивости и инициативы, является главной составляющей частью  функций  менеджера  по  управлению  персоналом. Вопрос об активизации деятельности тесно  связан  с  вопросом  об  оценке  и повышении уровня ее эффективности, конкретных результатов труда.

      Менеджеры воплощают свои  решения  на  практике  с  помощью  доступных человеческих ресурсов, персонала фирмы, применяя к людям  основные  принципы мотивации,  выступающие  в  качестве  рычага  побуждения  себя  и  других  к трудовой  деятельности  для  достижения  как  личных  целей,  так  и   целей организации.

Информация о работе Мотивация как функция менеджмента. Теории мотивации