Мотивация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:48, реферат

Описание

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности является одной из центральных как в психологии, социологии, педагогике, так и в управлении. В основе мотивации человека лежит, прежде всего, его деятельность. Деятельность занимает важное место в жизни человека, поэтому необходимо изучать все процессы и явления, связанные с ней, в том числе и мотивацию, с целью сделать деятельность человека как можно более эффективной.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Основные понятия…………………………………………………………………………...4
2. Мотив труда…………………………………………………………………………………..5
3. Виды мотивов труда…………………………………………………………………………6
4. Потребности………………………………………………………………………………….6
5. Вознаграждение (стимулирование)………………………………………………………...8
6. Факторы, от которых зависит процесс мотивации персонала…………………………..10
6.1. Соответствие компетентностей сотрудника должности, которую он занимает…..10
6.2. Уровень сложности решаемых сотрудником задач…………………………………10
6.3. Определение ведущих мотиваторов……………………………………………….....11
6.4. Определение демотиваторов. Негативная мотивация………………………………14
6.5. Последовательность процесса мотивации…………………………………………...15
6.6. Статус человека, осуществляющего мотивации…………………………………….16
7. Золотые правила мотивации………………………………………………………………16
8. Виды стимулов……………………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Доклад.docx

— 259.80 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

  1. Основные понятия…………………………………………………………………………...4
  2. Мотив труда…………………………………………………………………………………..5
  3. Виды мотивов труда…………………………………………………………………………6
  4. Потребности………………………………………………………………………………….6
  5. Вознаграждение (стимулирование)………………………………………………………...8
  6. Факторы, от которых зависит процесс мотивации персонала…………………………..10
    1. Соответствие компетентностей сотрудника должности, которую он занимает…..10
    2. Уровень сложности решаемых сотрудником задач…………………………………10
    3. Определение ведущих мотиваторов……………………………………………….....11
    4. Определение демотиваторов. Негативная мотивация………………………………14
    5. Последовательность процесса мотивации…………………………………………...15
    6. Статус человека, осуществляющего мотивации…………………………………….16
  7. Золотые правила мотивации………………………………………………………………16
  8. Виды стимулов……………………………………………………………………………...16

    Список литературы…………………………………………………………………………21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 

     На  современном этапе развития экономики  становится очевидным, что ни одна система  управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную  систему мотивации труда (как  основной компонент мотивационной  сферы компании), побуждающую каждого  конкретного работника (рабочего, техника, инженера, менеджера, служащего) работать производительно и качественно  для достижения конкретно поставленной цели. Разработка системы мотивации  труда, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и  потребности работников со стратегическими  задачами предприятия, является ключевой задачей кадровой службы.

     К настоящему времени, прежде всего, зарубежными  фирмами, но также и российскими  предприятиями накоплен значительный опыт в разработке систем мотивации. Но, несмотря на наличие значительного  количества различных мотивационных  систем, выбрать из них единственную и механически внедрить ее принципы на конкретном российском предприятии  практически невозможно. Это объясняется  тем, что нельзя переносить зарубежный опыт на российскую действительность, не учитывая социально-экономические  и культурные особенности развития страны.

     Проблема  мотивации и мотивов поведения  и деятельности является одной из центральных как в психологии, социологии, педагогике, так и в  управлении. В основе мотивации человека лежит, прежде всего, его деятельность. Деятельность занимает важное место  в жизни человека, поэтому необходимо изучать все процессы и явления, связанные с ней, в том числе  и мотивацию, с целью сделать  деятельность человека как можно  более эффективной.

     Понятия мотива и личности неразрывно связаны  друг с другом. Таким образом, зная особенности личности, можно в  значительной мере судить о мотивационной  сфере человека, изучая мотивационную  сферу, мы тем самым изучаем и  личность.

     Основополагающим  фактором успеха любой организаций, работающих на современном рынке  товаров и услуг, являются люди. В  первую очередь таких квалифицированных  работников необходимо найти, а это, как известно, не так просто. После  того как такой персонал подобран, начинаются другие проблемы, в основном это проблемы, связанные с отсутствием  мотивации человека к трудовой деятельности. Это очень опасно, потому что отсутствие мотивации порождает нежелание  работать, а впоследствии и желание  вообще поменять работу.

     Менеджерам  важно и необходимо знать ключевые аспекты мотивации персонала  организации для создания оптимальных  условий для реализации потенциала работников предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  понятия

Менеджмент, или управление предприятием - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации посредством воздействия на других людей.

Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.

Функция мотивации  заключается в том, что она  оказывает влияние на трудовой коллектив  предприятия в форме побудительных  мотивов к эффективному труду, общественного  воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы  воздействия активизируют работу субъектов  управления, повышают эффективность  всей системы управления предприятием, организацией.

Сущность мотивации  заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами  и обязанностями, сообразуясь с  принятыми управленческими решениями.

Под персоналом организации понимается совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые  привлекаются к реализации некоторых  проектов, эксперты, которые могут  быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т. д. Сущность управления персоналом - организация эффективной  деятельности персонала.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать  потенциальные возможности группы работников.

Главная задача с точки зрения мотивационного процесса работников - это сделать их не столько  обладателями средств производства, сколько владельцами своей собственной  рабочей силы.

Руководители  воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Люди, трудящиеся в современных  организациях, обычно гораздо более  образованны и обеспечены, чем  в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Эффективность  мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связаны с конкретной ситуацией.

Вернемся еще  раз к определениям мотивации, уже  прозвучавшим во введении.

В классической зарубежной и отечественной литературе по менеджменту мотивация имеет  различные определения:

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

Рассмотрим основные понятия, поясняющие сущность мотивации  и стимулирования труда.

  1. Мотив труда

Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Трудовой  мотив - это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потребностей.

Мотив труда  формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда  имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует  особых усилий либо его очень трудно получить, то мотив труда чаще всего  не формируется.

Формирование  мотива труда происходит в том  случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый  набор благ, соответствующий социально  обусловленным потребностям человека. Для получения благ требуются  личные трудовые усилия работника. Трудовая деятельность позволяет работнику  получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.

Группа ведущих  мотивов, определяющих поведение работника, называется мотивационным ядром (комплексом), имеющим свою структуру, которая  различается в зависимости от конкретной трудовой ситуации.

Сила мотива определяется степенью актуальности той  или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или  ином благе, чем сильнее стремление получить его, тем активнее будет  действовать работник.

Мотивы труда  разнообразны. Они различаются по потребностям, которые человек стремится  удовлетворить посредством трудовой деятельности, по тем благам, которые  потребуются человеку для удовлетворения своих потребностей, по той цене, которую работник готов заплатить  за получение искомых благ. Общим  у них является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с трудовой деятельностью.

Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные  мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные  на определенную интенсивность работы.

Благо становится стимулом труда, если оно формирует  мотив труда. Практическая сущность понятий «мотив труда» и «стимул  труда» тождественна. В первом случае речь идет о работнике, стремящемся  получить благо посредством трудовой деятельности (мотив). Во втором - о субъекте управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем  их ему при условии эффективной  трудовой деятельности (стимул).

  1. Виды мотивов труда

Мотивы труда  можно разделить на биологические  и социальные. Биологические мотивы соотносятся с физиологическими позывами и потребностями (голод, жажда, сон и т. д.). То есть, например, для  того чтобы удовлетворить чувство  голода, человек должен сделать какую-либо простую работу - собрать плоды, поймать  рыбу или же заработать денег другим способом и на них купить себе еды. Но первично его подвигает к труду  биологический мотив. К социальным можно отнести следующие:

  • Коллективизм (потребность быть в коллективе) характерен для японского стиля управления персоналом, но имеет сильные позиции и у нас в России.
  • Личное самоутверждение (самовыражение) характерно для большого числа работников, преимущественно молодого или зрелого возраста.
  • Мотив самостоятельности присущ работникам, готовым жертвовать стабильностью и высокими заработками взамен установки быть хозяином и иметь свое дело.
  • Мотив надежности (стабильности) противоположен предыдущему.
  • Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе маркетинга, используется производителями новых товаров и услуг.
  • Мотив справедливости проходит через всю историю цивилизации. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации.
  • Мотив состязательности генетически присущ каждому человеку. Это основа организации соревнования на предприятии.
  1. Потребности

Важным фактором личности является система ее потребностей, мотивов, интересов, то есть то, что  определяет причины поведения личности, помогает объяснить принимаемые  решения.

С психологической  точки зрения потребность индивида - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающего у человека побуждение к действию.

Применительно к трудовой деятельности потребность -это состояние человека, выступающее  источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую  он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования.

Информация о работе Мотивация персонала