Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:48, реферат
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности является одной из центральных как в психологии, социологии, педагогике, так и в управлении. В основе мотивации человека лежит, прежде всего, его деятельность. Деятельность занимает важное место в жизни человека, поэтому необходимо изучать все процессы и явления, связанные с ней, в том числе и мотивацию, с целью сделать деятельность человека как можно более эффективной.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Основные понятия…………………………………………………………………………...4
2. Мотив труда…………………………………………………………………………………..5
3. Виды мотивов труда…………………………………………………………………………6
4. Потребности………………………………………………………………………………….6
5. Вознаграждение (стимулирование)………………………………………………………...8
6. Факторы, от которых зависит процесс мотивации персонала…………………………..10
6.1. Соответствие компетентностей сотрудника должности, которую он занимает…..10
6.2. Уровень сложности решаемых сотрудником задач…………………………………10
6.3. Определение ведущих мотиваторов……………………………………………….....11
6.4. Определение демотиваторов. Негативная мотивация………………………………14
6.5. Последовательность процесса мотивации…………………………………………...15
6.6. Статус человека, осуществляющего мотивации…………………………………….16
7. Золотые правила мотивации………………………………………………………………16
8. Виды стимулов……………………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………………………21
Еще две плоскости мотивации. Первая – направленность сотрудника либо на себя, либо на дело, либо на поддержание отношений в коллективе. Вторая – мотивация "К" и мотивация "От". Рассмотрим подробнее, что скрывается за каждой из них.
Мотивация
направлена на "Дело" отражает
интенсивность, с которой человек выполняет
задания, решает проблемы, и в какой мере
он заинтересован выполнять свою работу
как можно лучше. Несмотря на свои личные
интересы, такой человек будет охотно
сотрудничать с коллективом, если это
повысит продуктивность группы.
Мотивация
направлена на "Отношения" отражает
интенсивность, с которой человек старается
поддерживать хорошие отношения с людьми,
но лишь "на поверхности", что часто
препятствует выполнению конкретных заданий
или оказанию настоящей, искренней помощи
людям.
Мотивация "От" отражает страх перед несчастными случаями, перед неудачами. Люди, которые боятся неудач, предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.
Мотивация «К» иначе называется позитивной, а мотивация «От» - негативной.
Соединяя две предложенных теории мотивации, получаем несколько типажей, шесть типом поведения сотрудников.
Мотивация направлена на… | Выражена мотивация "К" | Выражена мотивация "От" |
Я | Любыми способами будет искать и находить ситуации, которые способствуют повышению личного престижа, статуса, узнаваемости, власти. | Избегают ситуации, в которых престиж и вера в себя могут быть поставлены под сомнение. Избегают ситуаций, в которых необходимо рисковать. |
Дело | Стремятся решить задачи наиболее конструктивным образом, с большей прибылью и выгодой. Выбирают варианты развития событий, которые принесут наибольшую пользу для дела. | Стараются остаться на "плаву". Минимизировать убытки вместо увеличения прибыли. Могут плыть по течению, если видят в этом некое постоянство и стабильность. Избегают ситуаций риска ради выигрыша в деле. |
Отношения | На первое место ставят отношения, стараются их всячески улучшить, поддержать атмосферу в команде. Могут пожертвовать продуктивностью решения задачи ради сохранения и развития отношений. | Стараются "не высовываться". Избегают ситуаций открытого конфликта. Для них "худой мир лучше доброй ссоры". |
Можно привести и другую классификацию типов мотивации работников:
Как правило, к таким людям относятся так называемые неудачники, которым в силу тех или иных обстоятельств не удалось занять подобающее место в обществе. Они часто поддерживают различные экстремистские группировки, способствуя на выборах их приходу к власти. В нашей стране очень много таких людей достаточно пожилого возраста, вспоминающих добром только советский строй и не пытающихся осмыслить происходящие в обществе перемены. К ним относятся те, кто в советское время имел привилегии, входя в номенклатуру, военные, вышедшие в отставку в небольших чинах, а также люди, находящиеся до сих пор под влиянием коммунистических идей (бывшие общественные работники и агитаторы), или «добровольные» безработные.
Демотиваторы
– это полная противоположность
мотиваторов. То есть, к примеру,
если ведущим мотиватором у
На "входе"
демотиваторы может выявить с
помощью ряда вопросов: "Что абсолютно
неприемлемо для человека в работе?",
"Сотрудник полностью
Вопросы следует
задавать в хаотичном порядке, чтобы
будущий сотрудник отвечал
Наиболее часто встречаются следующие факторы, которые влияют на потерю мотивации:
В то же время, демотиваторы могут лечь в основу негативной мотивации.
Негативная мотивация — это побуждения, вызывающиеся осознанием неудобств, наказаний, которые могут иметь место в случае невыполнения работы. Предвидение неприятностей, связанных с работой, и стремление их избежать — важнейшие стимуляторы активности при действии негативной мотивации. Цель работников — снизить угрозу и вызываемый ею страх, что побуждает действовать в соответствии с требованиями руководителя.
Особенности негативной мотивации:
Замечания, неодобрение, выговор, чувство вины, страха, несомненно, оказывают определенное мотивационное воздействие. Однако негативные санкции не всегда имеют достаточное влияние на персонал. Поэтому следует учитывать недостатки негативной мотивации.
Мотивация страхом имеет слишком много негативных последствий, чтобы быть успешной в реальной практике. В такой ситуации работники испытывают постоянный внутренний стресс, в результате чего снижается не только качество работы, но и наносится реальный вред здоровью людей. Более того, формируется определенный тип сотрудников, которые не способны принимать самостоятельные решения, боясь ошибиться.
Многие руководители
играют на психологии страха и вины
подчиненных. Но в этом проявляется
и проблема самих руководителей,
их психологической
В процессе поощрения, стимулирования, мотивации очень важна последовательность и системность действий. "Выполнил хорошо - поощрили", еще раз выполнил – еще раз поощрили. Поступки близко расположенные друг к другу во времени связываются друг с другом. И наоборот, действия, которые далеко разнесены во временном пространстве, друг с другом не соотносятся.
Действуя таким
образом, Вы закрепляете в сознании
сотрудника, что в компании от него
ожидают, а что нет; что "хорошо",
а что "плохо".
Еще один аспект – кто будет мотивировать сотрудник? Менеджер или руководитель компании? Каким неформальным статусом обладает этот человек? Какое влияние он имеет на сотрудников?
Фигуре, пользующейся
уважением у сотрудников
Золотые правила мотивации
Правила, соблюдение которых позволит повысить эффективность мотивационных мероприятий в организации: