Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 16:39, курсовая работа
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как материальные, так и нематериальные методы поощрения. Но определенной картины о соотношении аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория, ни практика управления персоналом не дает.
Для того чтобы система стимулирования персонала была эффективной, необходимо выполнение следующих пяти условий:
1.
Система стимулирования в
2. Формы стимулирования должны быть адекватны мотивационному профилю организации - учитывать
мотивационные типы работников в организации.
3.
Применение системы
4.
Применение системы
5.
Система стимулирования должна быть
известна и понятна всем работникам организации
- работники должны быть проинформированы
о существующей системе поощрений и взысканий
в организации. При этом работник должен
видеть, что стимулирование производится
строго в соответствии с «Положением о
стимулировании персонала» и в каждой
ситуации, которая дает основание для
той или иной формы стимулирования.[16]
1.2. Теории мотивации
Теории мотивации делятся на две группы :
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказавшие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влияния на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
[12]
Теория мотивации по А. Маслоу
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:
окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
Первые
две группы потребностей первичные,
а следующие три вторичные. Согласно
теории Маслоу, все эти потребности можно
расположить в строгой иерархической
последовательности в виде пирамиды, в
основании которой лежат первичные потребности,
а вершиной являются вторичные.
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда
С
развитием экономических
Согласно теории МакКлелланда, люди
стремящиеся к власти, должны
удовлетворить эту свою потребность
и могут это сделать при
занятии определенных
Управлять такими потребностями
можно, подготавливая работников к
переходу по иерархии на новые должности
с помощью их аттестации, направления
на курсы повышения квалификации
и т.д. Такие люди имеют
широкий круг общения и стремятся
его расширить. Их руководители
должны способствовать этому.
Теория ERG К. Альдерфера
Эта теория считается сравнительно новой концепцией в рамках содержательного подхода к мотивации. Альдерфер также выделяет три группы потребностей. Во-первых, это потребности существования, примерно соответствующие двум нижним группам потребностей Маслоу. Во-вторых, потребности связи, нацеленные на поддержание контактов, признание, самоутверждение, обретение поддержки, групповой безопасности, охватывающие третью, а также частично вторую и четвертую её ступени. В-третьих, потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и самоутверждению, в основном эквивалентные двум верхним ступеням пирамиды Маслоу.
Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в рамках иерархии, однако в отличии от него считает возможным переход от одного их уровня к другому в различных направлениях. Например, при невозможности удовлетворить потребности высшего уровня вновь возвращается к низшему и активизирует свою деятельность здесь, что создаёт дополнительные возможности для мотивации.[13]
Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга
Эта
теория появилась в связи с
растущей необходимостью выяснить
влияние материальных и нематериальных
факторов на мотивацию человека.
Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
Факторы,
влияющие на удовлетворенность
в работе
Внешние факторы | Мотивация |
Политика фирмы и администрации | Успех |
Условия работы | Продвижение по службе |
Заработок | Признание и одобрение результата |
Межличностные отношения | Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля над работой | Возможность творческого и делового роста |
Первая
группа факторов (гигиенические факторы)
связана с самовыражением личности,
ее внутренними потребностями,
а также с окружающей средой,
в которой осуществляется сама работа.
Вторая группа факторов мотивации
связана с характером и сущностью
самой работы. Руководитель здесь
должен помнить о необходимости
обобщения содержательной части работы.
Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.
Эта
теория была создана на основе данных
интервью, взятых на различных рабочих
местах, в разных профессиональных
группах и в разных странах.
Интервьюируемых просили
Ответы были классифицированы по группам. Изучая собранный материал, Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами.
На удовлетворенность работой влияют:
Эти факторы он назвал "мотиваторами".
На
неудовлетворенность работой
Именно эти внешние факторы и получили название "факторов контекста", или "гигиенических" факторов.
Мотиваторы,
вызывающие удовлетворенность работой,
связывались с содержанием
Как видно, каждая из теорий имеет что- то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Однако, несмотря на принципиальные различия, все четыре вышеописанные теории имеют нечто общее, позволяющее установить определенные параллели между ними. Характерной особенностью всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека.