Мотивация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как материальные, так и нематериальные методы поощрения. Но определенной картины о соотношении аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория, ни практика управления персоналом не дает.

Работа состоит из  1 файл

Агаркова Ирина.334. Мотивация трудовой деятельности персонала.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

     Для того чтобы система стимулирования персонала была эффективной, необходимо выполнение следующих пяти условий:

     1. Система стимулирования в организации  должна соответствовать бизнес-стратегии  организации, т.е. она должна  разрабатываться для каждого  конкретного случая.

     2. Формы стимулирования должны  быть адекватны мотивационному  профилю организации - учитывать

     мотивационные типы работников в организации.

     3. Применение системы стимулирования  должно быть справедливым - при  возникновении основания для  стимулирования должны применяться  только те формы, которые указаны  в «Положении о стимулировании персонала» и которые соответствуют данному основанию.

     4. Применение системы стимулирования  должно носить неизбежный характер - когда возникает основание для  стимулирования, должно осуществляться  соответствующее стимулирование.

     5. Система стимулирования должна быть известна и понятна всем работникам организации - работники должны быть проинформированы о существующей системе поощрений и взысканий в организации. При этом работник должен видеть, что стимулирование производится строго в соответствии с «Положением о стимулировании персонала» и в каждой ситуации, которая дает основание для той или иной формы стимулирования.[16] 
 
 

     1.2. Теории  мотивации

     Теории  мотивации делятся на две группы :

  • теории содержания
  • теории процесса
 

     Теории  содержания мотивации анализируют факторы, оказавшие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влияния на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

  • теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу;
  • теория ERG, разработанная Альдерфером;
  • тория приобретенных потребностей МакКлелланда;
  • теория двух факторов Герцберга.

    [12] 

     Теория  мотивации  по  А.  Маслоу 

     Первая  из рассматриваемых теорий  называется иерархией  потребностей Маслоу.  Сущность ее сводится  к изучению потребностей  человека. Это  более ранняя теория. Ее сторонники, в  том числе  и Абрахам  Маслоу, считали, что предметом психологии является  поведение, а  не сознание  человека. В  основе же  поведения лежат  потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:                

  • физиологические   потребности,   необходимые   для   выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;              
  • потребности  в  безопасности  и  уверенности  в  будущем -    защита  от  физических  и других  опасностей со  стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем.
  •   социальные  потребности -  необходимость в социальном

         окружении. В общении с людьми, чувство  «локтя» и   поддержка;

  • потребности   в  уважении,   в  признании   окружающих  и стремлении к личным достижениям, потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей. [9]

     Первые  две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. 

       
 
 
 
 

     Смысл такого иерархического построения заключается в  том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

     Самая высокая потребность - потребность  самовыражения и роста человека как личности - никогда не может  быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

    1. Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников. [4]

     Теория  приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда

     С развитием экономических отношений  и совершенствованием управления  значительная роль в теории мотивации  отводится потребностям более высоких  уровней. Представителем этой теории является Дэвид МакКлелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения  в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии  сложных  решений  и  нести  за них  персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить  о честолюбии,  но  и показывать  умение человека  успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию  -  его  способность  быть  неформальным  лидером, иметь свое  собственное мнение  и уметь  убеждать окружающих  в его правильности.                                        

        Согласно теории МакКлелланда, люди  стремящиеся к власти, должны  удовлетворить эту свою  потребность  и  могут это сделать при  занятии определенных должностей  в организации.

       Управлять такими  потребностями можно,  подготавливая работников к переходу по иерархии на  новые должности  с помощью  их  аттестации, направления  на курсы  повышения квалификации  и  т.д.  Такие  люди  имеют  широкий круг  общения и стремятся  его расширить.  Их руководители  должны способствовать этому.                   

     Теория  ERG К. Альдерфера

     Эта теория считается сравнительно новой  концепцией в рамках содержательного  подхода к мотивации. Альдерфер  также выделяет три группы потребностей. Во-первых, это потребности существования, примерно соответствующие двум  нижним группам потребностей Маслоу. Во-вторых, потребности связи, нацеленные на поддержание контактов, признание, самоутверждение, обретение поддержки, групповой безопасности, охватывающие третью, а также частично вторую и четвертую её ступени. В-третьих, потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и самоутверждению, в основном эквивалентные двум верхним ступеням пирамиды Маслоу.

     Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает  потребности в рамках иерархии, однако в отличии от него считает возможным переход от одного их уровня к другому в различных направлениях. Например, при невозможности удовлетворить потребности высшего уровня вновь возвращается к низшему и активизирует свою деятельность здесь, что создаёт дополнительные возможности для мотивации.[13]

     Двухфакторная  теория  мотивации  Фредерика Герцберга

     Эта  теория появилась в связи с  растущей необходимостью выяснить  влияние материальных  и  нематериальных  факторов на  мотивацию человека.                                                         

     Фредерик  Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность  работой.

     Факторы, влияющие на удовлетворенность  в работе 

     Внешние факторы      Мотивация
     Политика  фирмы и администрации      Успех
     Условия работы      Продвижение по службе
     Заработок      Признание и одобрение результата
     Межличностные отношения      Высокая степень ответственности
     Степень непосредственного контроля над  работой      Возможность творческого и делового роста
 

     Первая  группа  факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением  личности,  ее  внутренними  потребностями, а также  с  окружающей средой,  в которой  осуществляется сама работа. Вторая  группа факторов  мотивации связана  с характером  и  сущностью  самой  работы. Руководитель  здесь должен помнить  о    необходимости  обобщения  содержательной части работы.                                                   

     Гигиенические  факторы  Ф.  Герцберга,  как  видно, соответствуют  физиологическим  потребностям, потребности  в безопасности и уверенности в будущем.

     Эта теория была создана на основе данных интервью, взятых на различных рабочих  местах, в разных профессиональных группах и в разных странах.  Интервьюируемых просили описать  ситуации, в которых они чувствовали  полное удовлетворение или, наоборот, неудовлетворение от работы.

     Ответы  были классифицированы по группам.  Изучая собранный материал, Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность  и неудовлетворенность работой  вызываются различными факторами.

     На  удовлетворенность  работой  влияют:

  • достижения (квалификация) и признание успеха,
  • работа как таковая (интерес к работе и заданию),
  • ответственность,
  • продвижение по службе,
  • возможность профессионального роста.

     Эти факторы он назвал "мотиваторами".

     На  неудовлетворенность работой влияют:

  • способ управления,
  • политика организации и администрация,
  • условия труда,
  • межличностные отношения на рабочем месте,
  • заработок,
  • неуверенность в стабильности работы,
  • влияние работы на личную жизнь.

     Именно  эти внешние факторы и получили название "факторов контекста", или "гигиенических" факторов.

     Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями  личности в самовыражении.  Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями.  С этими факторами легко связать неприятные ощущения, которых необходимо избегать. По мнению Герцберга, факторы, вызывающие удовлетворенность работой, не являются противоположностью в одном и том же измерении.  Каждый из  них находится как бы в собственной шкале измерений, где один действует в диапазоне от минуса до нуля, а второй - от нуля до плюса.  Если факторы контекста создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой, а дают скорее нейтральное отношение.  Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до "плюса". [15]

     Как видно, каждая из теорий имеет что- то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое  признание теоретиков и практиков  и внести существенный вклад в  разработку знаний о мотивации. Однако, несмотря на принципиальные различия, все четыре вышеописанные теории имеют нечто общее, позволяющее установить определенные параллели между ними. Характерной особенностью всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать некие выводы  о механизме мотивации человека.

Информация о работе Мотивация персонала