Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:49, курсовая работа
Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Введение……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала…………….
5
1.1. Содержание понятия мотивации………………………………….....
5
1.2. Методы мотивирования персонала……………………………….....
10
2. Организация мотивации персонала гостиницы «У Ирины»…………….
20
2.1. Краткая характеристика гостиницы «У Ирины»…………………...
20
2.2. Анализ эффективности основных направлений и прикладных инструментов мотивации персонала, применяемых в гостинице «У Ирины»……………………………………………………………
22
3. Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала в гостинице «У Ирины»…………………...………………………………..
28
3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала……...
28
3.2. Эффективность предложенных мероприятий………………………
32
Заключение …………………………………………………………………...
38
Список использованной литературы…………………………………
Предмет: Менеджмент
Тема: Мотивация персонала
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала……………. |
5 |
1.1. Содержание понятия мотивации…………………………………..... |
5 |
1.2. Методы мотивирования персонала………………………………..... |
10 |
2. Организация мотивации персонала гостиницы «У Ирины»……………. |
20 |
2.1. Краткая характеристика гостиницы «У Ирины»…………………... |
20 |
2.2. Анализ эффективности
основных направлений и |
22 |
3. Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала в гостинице «У Ирины»…………………...……………………………….. |
28 |
3.1. Мероприятия по
совершенствованию мотивации |
28 |
3.2. Эффективность предложенных мероприятий……………………… |
32 |
Заключение ………………………………………………… |
38 |
Список использованной литературы………………………………………... |
40 |
Руководители всегда
сознавали, что в современном
менеджменте все большее
Особенностью управления
персоналом при переходе к рынку
является возрастающая роль личности
работника. Соответственно и меняется
соотношение мотивов и потребно
Актуальность рассматриваемой т
Таким образом, целью данной работы является изучение теоретической основы мотивации персонала и изучение применения теории мотивирования сотрудников на практике на примере конкретного предприятия. В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
Постановка и последовательное решение данных задач определило структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.
Предметом исследования являются принципы, методы мотивирования, используемые в управлении персоналом.
Объектом исследования является персонал современного предприятия – гостиница «У Ирины». Методологическая основа исследования базируется на общенаучном диалектическом методе познания объективной действительности, а также на использовании системно-структурного, статистического, социологического, сравнительно-правового и других частных методов научного познания.
Нормативно-правовую базу курсовой работы составили нормативно-правовые документы регламентирующие работу предприятий; периодическая, научная и учебная литература по управлению персоналом и кадровому менеджменту.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ
1.1. Содержание понятия мотивации
Существует большое количество мотивационных тенденций, из которых и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. К сожалению, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения. Например, у Г. Г. Зайцева встречается такое определение: «мотивация – это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связан-ное со стремлением удовлетворить определенные потребности» [14, С.149].
С точки зрения Б.Ю. Сербинского, мотивация – это побуждение людей к деятельности [20, С.97].
Однако, все определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны – побуждение, навязанное извне, а с другой стороны – самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать сотрудников – значит затронуть их важные интересы, потребности в чем-либо. Нарушения в мотивации могут иметь несколько причин, которые коренятся в межличностных конфликтах между сотрудниками. Образцовые компании, достигающие значительных результатов в побуждении у десятков и даже сотен людей приверженности к труду и склонности к постоянным нововведениям, показывают, что нет никаких причин, по которым невозможно создавать системы, позволяющие большинству персонала чувствовать себя победителями [18, С.19].
Думается, более широко раскрывает понятие мотивации, следующее определение Э.А. Уткина: « Мотивация – состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации» [22, С.41]. В данном определении мотив характеризуется двумя составными элементами: (Рис. 1.).
Деятельность
Рис. 1. Составные элементы мотивации
Мотив всегда связан с определенной ситуацией. Исследования показывают, что соотношение деятельности (или активности) человека и результатов его работы характеризуется кривой линией. Вначале по мере роста активности результаты повышаются, позже на определенном уровне активности результаты сохраняются на одном уровне. Этот этап именуется Э.А. Уткиным оптимальным диапазоном активности, когда достигаются лучшие результаты. После того как активность начинает превышать границу оптимального диапазона, итоги работы начинают ухудшаться. Отсюда следует, что менеджер призван добиваться не максимальной активности подчиненных, а наращивания их активности до оптимального уровня.
Следует учитывать, что активность не обеспечивает необходимой мотивации. Человек может работать старательно, быть активным, но положительных результатов может не быть, если он направляет свою деятельность в неправильном направлении. Подобная ситуация возникает тогда, когда подчиненный не представляет конечных целей работы. Причиной может быть неосведомленность, недостаточный контроль, неудовлетворительное руководство его деятельностью. Из-за неверной направленности труда реально также возникновение конфликта между собственными потребностями человека и целями коллектива [17, С.38].
Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию. Создание и поддержание мотивации является достаточно сложным делом, так как действующие мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Но все же имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала в привлекательности труда, творческом ее характере.
Поведение человека, как правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий, причем структура мотивации характеризуется определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. Интересен вопрос соотношения «внутренних» и «внешних» мотивов [21, С.119]. Деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и задачи, но бывает, что и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы, побуждающие человека к решению задачи). В первом случае мотив именуют «внутренним», ибо мотивы порождает непосредственно человек, сталкивающийся с задачей. Примером такой мотивации может быть стремление к конкретному достижению, завершению работы, познанию и т.д. В ином случае, мотивы деятельности, связанные с решением задачи, вызываются извне. Такой мотив можно назвать «внешним». Здесь в этом качестве выступают процессом мотивирования оплата, распоряжение, правила поведения и другое.
Следует иметь ввиду, что в жизни нет четких различий между «внешней» и «внутренней» мотивацией. Некоторые мотивы в одних случаях порождены «внутренней» мотивацией, а в других – «внешней». Иногда мотив одновременно порожден разными системами мотивации. Общеизвестно, что мотивация оказывает большое значение на выполнение человеком работы, вместе с тем между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется прямой зависимости. Иногда человек, ориентированный на качественное выполнение порученной ему работы, имеет худшие результаты, чем менее мотивированный работник. Отсутствие непосредственной связи между мотивацией и конечным результатом труда обусловлено тем, что на последнее оказывает влияние множество других факторов, в частности квалификация и способности человека, правильное понимание выполняемой задачи и многое другое. Наиболее элементарная модель процесса мотивации имеет всего три элемента:
В менеджменте большое значение уделяется также учету уровней мотивации. На уровне удовлетворительного поведения сотрудники достигают того минимума, который оказывается приемлемым для руководства. Для тех работников, чей уровень мотивации характеризуется отличным поведением, работа является желанной частью, что приносит награды и удовлетворение. Исследования показали, что сотрудники не работают обычно в полную силу и экономят часть своей энергии, а выкладываются лишь тогда, когда уверены, что их дополнительные усилия будут должным образом оценены и вознаграждены [3, С.47]. Задача менеджера заключается в обеспечении для работников возможности удовлетворения всего спектра их потребностей в процессе работы, в обмен на их энергию и трудовую отдачу. Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представит в виде ряда последовательных этапов.
Первый – возникновение потребностей. Второй этап - поиск путей обеспечения потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать. Третий этап - определение целей (направлений) действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно обеспечить потребность. Здесь выявляется, что нужно получить, чтобы устранить потребность, чтобы получить то, что желательно, в какой мере можно добиться того, что необходимо и то, что реально получить, способно устранить потребность. Четвертый этап - реализация действия. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которые, открывают ему возможность приобретения того необходимого, что нужно для устранения потребности. Поскольку процесс работы оказывает влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей. Пятый этап - получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию. Шестой этап - ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности (рис.2).