Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:49, курсовая работа
Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Введение……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала…………….
5
1.1. Содержание понятия мотивации………………………………….....
5
1.2. Методы мотивирования персонала……………………………….....
10
2. Организация мотивации персонала гостиницы «У Ирины»…………….
20
2.1. Краткая характеристика гостиницы «У Ирины»…………………...
20
2.2. Анализ эффективности основных направлений и прикладных инструментов мотивации персонала, применяемых в гостинице «У Ирины»……………………………………………………………
22
3. Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала в гостинице «У Ирины»…………………...………………………………..
28
3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала……...
28
3.2. Эффективность предложенных мероприятий………………………
32
Заключение …………………………………………………………………...
38
Список использованной литературы…………………………………
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития.
Теория Л.С. Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное мотивирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С.Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью [9, С.51].
По всему, эта теория более прогрессивна, чем любая другая. Однако она не учитывает высшие проблемные потребности человека.
Таким образом, исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т. е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное мотивирование.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
ГОСТИНИЦЫ «У ИРИНЫ»
2.1. Краткая характеристика гостиницы «У Ирины»
Гостиница «У Ирины» – это два этажа гостиничного комплекса, в котором есть все, что необходимо современному туристу: интернет, информационное бюро, комнаты для ведение переговоров, конферец-зал и многое другое. Кроме того, благодаря наличию современных и технически оснащенных конференц-залов гостиница «У Ирины» используется для проведения различных выставок, семинаров, презентаций тренингов.
Гостиница «У Ирины» имеет удачное расположение. Гостиница находится в элитном районе города по адресу пр. М.Горького, 7. Забронировать гостиничный номер можно по телефону и по электронной почте, что очень удобно для туристов. Можно забронировать номер и в Интернете. Специально для этого на сайте есть электронная форма бронирования номеров. Бронирование гостиницы (on-line) можно осуществлять в любое время суток.
Гостиница «У Ирины», так же как многие гостиницы России имеет типичную структуру, которая в себя включает все основные и дополнительные службы предоставления гостиничных услуг.
Любая организация существует лишь тогда, когда есть работающие в ней люди, кадры. Кадры - это основной (штатный) состав квалифицированных работников предприятий, государственных учреждений, организаций. В настоящее время наиболее часто используется термин «персонал». Персонал представляет собой целостное выражение совокупных возможностей и функциональных способностей человека, которые непрерывно развиваются и обновляются в соответствии с потребностями производства и труда. Персонал в управленческой науке определяется как социально-экономическая категория, выражающая социальную общность работников конкретной организации, как совокупность людей, обладающих трудовыми, профессиональными, творческими и предпринимательскими способностями. Кадровый состав гостиницы «У Ирины» и его подчиненность можно выразить на рис. 3, выполненной в виде структурной схемы, количественный состав указан в скобках:
Рис.3. Структура гостиницы «У Ирины»
Правила внутреннего распорядка – является одним из важнейших документом, регламентирующим порядок приема и увольнения сотрудников, время труда и отдыха и др. Утверждается этот документ генеральным директором гостиницы и содержит следующие разделы:
Положение о подразделении является основным нормативным документом, регламентирующим назначение и место подразделения в организации, его структуру, основные функции и задачи управления, права, ответственность и формы поощрения работников подразделения. Оно так же утверждается директором.
Должностная инструкция – основной документ, который регламентирует назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения. Она может быть индивидуальной (ориентированной на определенную должность и конкретное лицо) или типовой, разрабатываемой применительно к группе должностей одного уровня.
При решении задач по управлению персоналом серьезное внимание должно уделяться вопросам организации труда работников. Производительный труд в организации может быть обеспечен правильной организацией рабочих мест. Рациональное размещение персонала дает возможность сократить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения работников, обеспечить площади.
2.2. Анализ эффективности основных направлений и прикладных инструментов мотивации персонала, применяемых в гостинице
«У Ирины»
Для стимулирования труда работников ООО «У Ирины» использует экономические, социальные и административные методы мотивации. Наиболее значимым экономическим методом мотивации на предприятии является заработная плата, начисляемая по повременно-премиальной и сдельной системам оплаты труда.
Использование прямой индивидуальной сдельной системы оплаты труда предполагает, что размер заработка определяется количеством выработанной им за определенный отрезок времени продукции или услуги, как в нашем случае. Вся выработка рабочего оплачивается по одной постоянной сдельной расценке. Поэтому заработок работника увеличивается прямо пропорционально его выработке.
Для руководителей, специалистов и служащих используется система должностных окладов. Должностной оклад – абсолютный размер заработной платы, установленный в соответствии с занимаемой должностью. Помимо оклада выплачивается премия, связанная с результативностью предприятия. Непосредственно зависит от загрузки гостиницы. В гостинице установлено так же единовременное вознаграждение за выслугу лет. Данное вознаграждение выплачивается работникам проработавшим на данном предприятии полный календарный год.
Помимо выше перечисленных работникам выплачиваются следующие доплаты и надбавки:
Работникам гостиницы выплачивается материальная помощь в связи с похоронами, тяжелыми материальными условиями.
К социальной мотивации
можно отнести следующие
Для соблюдения трудовой производственной дисциплины используется административная мотивация в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров, строгих выговоров, штрафов, увольнения с работы. Выговора выносятся на основании служебных записок руководителей.
Методом опроса были получены
данные об эффективности использования
системы мотивации в целом
и отдельных элементов в
Таким образом, менеджмент
компании имеет систему мотивации
персонала основными
Стиль управления характеризуется как авторитарный, однако, основанный на подходах компетентности, справедливости и уважения человеческого достоинства.
Оплата труда является составным элементом системы мотивации персонала и всей системы управления предприятием в целом. Следовательно, целесообразно рассматривать данный компонент с точки зрения системного подхода.
Сопоставление целей деятельности руководства компании и целей стимулирования и оплаты труда позволяет сделать вывод об их взаимосвязи и взаимозависимости.
В состав корпоративных целей входит положение о стимулировании новаторской деятельности, предприимчивости и инициативы персонала, повышение ими интенсивности труда в целях повышения эффективности деятельности предприятия и на этой основе создания условий жизни и работы сотрудников корпорации.
Положение «Об оплате труда работников гостиницы ООО «У Ирины» гласит: «Система оплаты труда предназначена для введения материальных рычагов стимулирования новаторской деятельности, развития предприимчивости, поощрения инициативы и интенсивности труда и расширение поля должностных обязанностей персонала».
Таким образом, цель системы оплаты труда, провозглашенная менеджментом предприятия – стимулирование деятельности персонала, коррелирует с корпоративными целями. Перед системой оплаты стоят следующие задачи:
При рассмотрении системы оплаты труда существующей в гостинице было выявлено, что большая часть работников не имеет постоянной компоненты оплаты за труд (применение сдельной системы оплаты труда). Это противоречит рациональному подходу и социально-психологическому восприятию работником данной системы.
Таким образом, на основе изучения системы оплаты труда работников ООО «У Ирины», можно сделать вывод о том, что Положение «Об оплате труда работников предприятия гостиницы» так и осталось формальным документом, утвержденным при создании предприятия, но так и не внедренным в жизнь, так как задачи стоящие перед системой оплаты труда не реализуются.
Как мы видим, самый важный фактор в системе мотивации персонала – система оплаты труда, также было выявлено, что существующая система оплаты труда не соответствует задачам заявленным руководством предприятия.
Следовательно, достижение целей, стоящих перед системой оплаты и, в целом, компании в данной ситуации и при данном подходе проблематично, и результаты свидетельствуют о неэффективности системы.
Управляющий использует в системе оплаты труда концепцию оплаты труда по результату (сдельную оплату труда). Однако, для более эффективного функционирования гостиницы, под результатом необходимо понимать конечный результат деятельности предприятия – прибыль, позволяющий учитывать оплату труда с учетом вклада каждого работника на основе разработанной системы.
Функционирование производства всегда связано с людьми, которые работают на предприятии. Правильные принципы организации производства играют, конечно же, важную роль, но производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации. Организация труда на предприятии призвана создавать нормальные для человека условия труда, заинтересованность работника в результатах труда и в результатах работы предприятия. Кроме того, организация труда призвана создавать на предприятии системы труда, повышающие доход предприятия. Мотивация является одним из основных факторов, определяющих эффективность трудовой деятельности.