Мотивация работников предприятия в рыночной системе хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы, исходя из предмета и объекта, состоит в анализе основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников.
Поставленная исследованием цель требует решения следующих задач:
- рассмотреть сущность мотивации в системе управления;
- исследовать теории мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации;
- охарактеризовать методы стимулирования и мотивации на предприятии и попытаться предложить свою систему мотивации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 5
1. Сущность мотивации в системе управления 5
2. Анализ теории мотивации 14
1.2.1.Содержательные теории мотивации 14
1.2.2. Процессуальные теории мотивации 23
1.2.3 Альтернативные теории мотивации 26
Глава 2. Методы стимулирования и мотивации на предприятии в современных условиях 31
2.1 Классификация методов стимулирования 31
2.2 Материальные методы стимулирования и мотивации 34
2.3 Нематериальное стимулирование мотивации на предприятии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Мотивация работников предприятия в рыночной системе хозяйствования).doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

--------------------------------------------------------------------------------------- 

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Менеджмент»
 

на тему: "Мотивация работников предприятия в рыночной системе

хозяйствования" 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: Студентка 3 курса 17 группы Факультета экономики и менеджмента

                МУМУМУМУ

                Руководитель: к.э.н., доцент

                КУКУКУКУК 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Самара

2010 

      СОДЕРЖАНИЕ 

                                                                             

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

 
Глава 1. Теоретические  аспекты мотивации как функции  управления организацией                                                                                                                        5 

    1. Сущность мотивации в системе управления                               5
    2. Анализ теории мотивации                                                              14

                 1.2.1.Содержательные теории мотивации                                      14

                 1.2.2. Процессуальные теории мотивации                                      23

                 1.2.3 Альтернативные теории мотивации                                       26 

Глава 2. Методы стимулирования и мотивации на предприятии в современных условиях                                                                                                                  31 

      2.1 Классификация методов стимулирования                                          31

      2.2 Материальные методы стимулирования и мотивации                      34

      2.3 Нематериальное стимулирование  мотивации на предприятии         37 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                45 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК            47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      В данной курсовой работе предстоит по возможности наиболее подробно рассмотреть тему "Мотивация работников предприятия в рыночной системе хозяйствования".

      Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что эффективная мотивация персонала является одним из наиболее существенных факторов конкурентоспособности современных организаций. Неоспорим тот факт, что от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

      В то же время теоретические аспекты  построения механизмов мотивации, адекватных российской специфике, нуждаются в дальнейшей разработке. Далеки от совершенства практические шаги организаций по поводу использования механизмов мотивации персонала.

      Выход России на мировой уровень требует  от предприятий повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом.

      Эти задачи не могут быть эффективно реализованы  без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной.

      На  сегодняшний день на отечественных  предприятиях эффективность работы с персоналом недостаточна. При командно-административном управлении работе с кадрами не уделялось должного внимания. В условиях рыночной экономики такой подход не оправдан.

      Одной из основных проблем современной  кадровой работы является проблема эффективной мотивации трудовой деятельности.

      Выявление ресурсов качественного управления выступает одним из стратегических приоритетов развития организации. Без глубокого изучения таких явлений как потребности и мотивы, восприятие систем стимулирования, стиль руководства и лидерства, ценности и смыслы, установки и другие, невозможно говорить о научности подходов к решению проблем управления, развитию современной организации в условиях нарастающей конкуренции. Мотивация труда - важнейший фактор результативности труда, она составляет основу трудового потенциала работника.

      Объектом  работы является мотивация сотрудников, как фактор развития современной организации в рыночных условиях хозяйствования.

      Предмет исследования: роль функции мотивации, ее место, сущность, значимость и влияние  на предприятии, ориентированном на достижение долгосрочных успехов в рыночных условиях.

      Цель  данной  работы, исходя из предмета и объекта, состоит в анализе основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников.

      Поставленная  исследованием цель требует решения следующих задач:

      - рассмотреть сущность мотивации  в системе управления;

      - исследовать теории мотивации:  содержательные и процессуальные  теории мотивации;

      - охарактеризовать методы стимулирования  и мотивации на предприятии и попытаться предложить свою систему мотивации.

 

       Глава 1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией

    1.1 Сущность мотивации в системе управления 

      Мотивация - одна из центральных категорий  науки управления. В научной литературе существуют различные определения мотивации.

      Мотивация представляет собой процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий или поступков.1

      Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов (motif — фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию2), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.

      В теории управления определение несколько  иное: «Мотивация есть процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей».3

      Мотивировать  поведение означает уметь понимать и воспринимать внутренние потребности работника, системы и побуждать людей к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей. Мотивация работников означает также умение добиваться понимания, восприятия и освоения ими целей организации. В этом случае необходимые для организации действия работников будут высокомотивированными, а результаты труда - высокими.

      В конкретно-содержательном отношении  мотивация понимается как психологический феномен, как биопсихическая реакция человека на внешние воздействия и внутренние потребности, опосредованная особенностями среды и личности, и приводящая к определенному результату. При этом принципиально важно подчеркнуть наличие в мотивации естественного единства сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных побуждений, отражающего человеческую природу, нарушение которого может приводить к ощутимым искажениям и потерям в практике управления.

      Таким образом, мотивация есть сознательный (подсознательный, надсознательный) процесс выбора человеком, социумом того или иного типа поведения, обусловленный воздействием потребностей развития и связанных с их удовлетворением ожиданиями. Процесс мотивации основан на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и их сознательную корректировку.

      Мотивация занимает одно из центральных мест в системе управления любым социально-экономическим  объектом. Независимо от природы объекта  управления в управлении этим объектом всегда участвует мотивация. Мотивация является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений и пр. Таким образом, мотивация присутствует в качестве функции управления в управлении любым объектом.

      Мотивация является неотъемлемым элементом управления коммерческой организации, государственного учреждения, общественной организации, церкви, а также любой неформальной организации.

      Из  чего вытекает необходимость управления мотивацией:

  1. Управление мотивацией в период высоких прибылей;
  2. Управление мотивацией в период низкого экономического роста;
  3. Управление мотивацией для зрелого общества с различными ценностями и высокоразвитой учебной базой;
  4. Управление мотивацией в период малого предложения рабочих мест;
  5. Управление мотивацией в век информационного обмена и интернационализации.

      Успешность  управления любым социально-экономическим  объектом зависит от того, насколько эффективна мотивация людей, работающих в рамках этого объекта. Даже если в рамках объекта управления действуют совершенная система планирования, продуманная система контроля, сбалансированная система координации действий, прогрессивная организационная структура, но при этом система мотивации недостаточно эффективна, общий результат функционирования данного объекта управления будет достаточно низким.

      По  моему мнению, одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

      - Инновационный бизнес производственного  предприятия предусматривает мотивацию. Здесь комментарии излишни, но без них не обойтись. Если человек получает удовольствие от работы, то он получает удовольствие от жизни. Кроме того, если ему нравится его работа, то он настроен делать ее более усердно. Если отдельный работник не может выполнять свою работу в одиночку, то организация помогает ему завершить эту работу через сотрудничество с другими работниками, хотя это может вести к некоторому сокращению свободы. Вполне естественно что люди проводящие большую часть времени на работе, будут получать удовольствие от работы в спокойной атмосфере  и одновременном получении знаний.

      С другой стороны, менеджеры должны понимать, каким образом их подчиненные работают так, чтобы получать хорошие результаты в сотрудничестве с другими членами организации. Менеджеры должны постоянно спрашивать себя о том, как они могут предоставить работникам вышеперечисленные возможности. Особенно это касается тех, кто имеет мало шансов для продвижения по службе или повышения зарплаты.

      Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. 4

Информация о работе Мотивация работников предприятия в рыночной системе хозяйствования