Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 17:50, курсовая работа
Цель данной работы, исходя из предмета и объекта, состоит в анализе основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников.
Поставленная исследованием цель требует решения следующих задач:
- рассмотреть сущность мотивации в системе управления;
- исследовать теории мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации;
- охарактеризовать методы стимулирования и мотивации на предприятии и попытаться предложить свою систему мотивации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 5
1. Сущность мотивации в системе управления 5
2. Анализ теории мотивации 14
1.2.1.Содержательные теории мотивации 14
1.2.2. Процессуальные теории мотивации 23
1.2.3 Альтернативные теории мотивации 26
Глава 2. Методы стимулирования и мотивации на предприятии в современных условиях 31
2.1 Классификация методов стимулирования 31
2.2 Материальные методы стимулирования и мотивации 34
2.3 Нематериальное стимулирование мотивации на предприятии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении. Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями. С этими факторами легко связать неприятные ощущения, которых необходимо избегать. По мнению Герцберга, факторы, вызывающие удовлетворенность работой, не являются противоположностью в одном и том же измерении. Каждый из них находится как бы в собственной шкале измерений, где один действует в диапазоне от минуса до нуля, а второй - от нуля до плюса. Если факторы контекста создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой, а дают скорее нейтральное отношение. Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до "плюса".11
На основе данной концепции делается вывод, что при наличии у работников чувства неудовлетворенности менеджер должен обратить внимание на «гигиенические» факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность. Для стимулирования деятельности работников менеджер должен сконцентрировать внимание на приведение в действие мотивирующих факторов.
Таким
образом, в Теории Мак-Клеланда, Альдерфера
и Герцберга рассматривают мотивацию
с различных точек зрения, все они, как
правило, базируются на теории Маслоу,
которая дает общее представление о содержании
мотивации. Основным недостатком всех
теорий содержательной концепции является
то, что они уделяют внимание анализу факторов,
объясняющих мотивацию, но не рассматривают
механизма ее деятельности. Этот недостаток
преодолен авторами процессного подхода.
Теории мотивации, рассматривающие динамику
взаимодействия различных мотивов, т.
е. то, как инициируется и направляется
поведение человека, называют теориями
процесса мотивации. Эти теории позволяют
узнать то, как строится процесс мотивации
и как можно осуществлять мотивирование
людей на достижение желаемых результатов.
1.2.2.
Процессуальные теории
мотивации
Основные процессуальные теории мотивации: В. Врума, Адамса и Э. Лока, а также объединяющая все концепции модель Портера-Лоулера.
Теория ожидания Врума базируется на том, что человек надеется на удовлетворение своих потребностей и, в соответствии с ожидаемым результатом, планирует уровень затрачиваемых усилий. В своей концепции Врум попытался объяснить, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими возможностями, и сколько он готов затратить усилий для достижения результата12.
Представления людей о том, в какой мере их действия приведут к определенным результатам, получили название ожидания, и оно определяется исходя из анализа ситуации, знаний, опыта, интуиции, способности оценить обстановку и свои возможности и оказывает значительное влияние на активность человека и его стремление к достижению поставленной цели.
Поскольку ожидание является вероятной категорией, его числовая характеристика изменяется в диапазоне от 0 до 1. В. Врум выделяет ожидание 2-х типов:
а) ожидания человека, что планируемый уровень затрачиваемых усилий приведет к достижению желаемого результата. Такие ожидания получили название ожидания результатов. В данном случае Врум подчеркивает взаимосвязь: затраты труда – результаты;
б)
ожидание справедливого вознаграждения
за достигнутый уровень
Валентность
– это удовлетворенность или
неудовлетворенность
В. Врум утверждает, что итоговая оценка, определяющая мотивацию человека, интегрирует в себе оценки вероятности того, что, 1) работник сможет справиться с поставленной задачей (ожидание результатов (З – Р)); 2) что его успех будет замечен руководителем и должным образом вознагражден (ожидание справедливого вознаграждения (Р – В)); 3) оценку возможного вознаграждения (валентность).
В соответствии с этим Егоршин13 выводит формулу: Мотивация = (З – Р) * (Р – В) * валентность.
Оценивая
теорию ожидания, многие авторы убеждены,
если значение любого из трех факторов
для определения мотивации будет мало,
то мотивация будет слабой. Другой концепцией
в рамках процессного подхода является
теория справедливости Дж. Адамса, где
автор утверждает, что на мотивацию человека
в значительной степени влияет справедливость
оценки его текущей деятельности и ее
результатов как по сравнению с предыдущими
периодами, так и, что самое главное с достижениями
других людей. Сотрудник оценивает
свой размер поощрения по сравнению
с поощрениями других сотрудников.
При этом он учитывает условия,
в которых работают он и
другие сотрудники. Например, один работает
на новом оборудовании, а другой -
на старом, у одного было одно качества
заготовок, а другого - другое. Или,
например, руководитель не
обеспечивает сотрудника той работой,
которая соответствует его квалификации.
Или отсутствовал доступ к информации,
необходимой для выполнения работы, и
т.д.
По мнению Адамса, каждый субъект
всегда мысленно оценивает
Если в результате сопоставлений он делает вывод, что нарушений нет, то мотивирующие факторы действуют нормально; если же они обнаруживаются, то происходит демотивация личности, в результате чего эффективность труда понижается и человек начинает, чтобы «восстановить справедливость», – снижать деловую активность, требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда, продвижение по службе и т. д. Но если людям переплачивают, то свое поведение они менять не склонны.
Теория справедливости позволяет сделать несколько важных выводов для практики управления людьми. Руководитель должен не только стремиться быть справедливым, создавать атмосферу равенства, но и хорошо знать, считают ли работники, что вознаграждение строится на равной и справедливой основе.
К
процессному подходу
К теории постановки целей близка по духу концепция партисипативного управления, исходящая из того, что человек получает удовлетворение от участия в делах организации и в результате не только работает с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывает свои способности. Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теорий ожидания и справедливости. Теория Портера-Лоулера основывается на предположении, что сама работа является источником удовлетворения потребностей, но при этом подчеркивается важность вознаграждения за работу как элемента мотивации. Теория ожидания, справедливости, постановки целей и модель Портера-Лоулера объясняют то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе; дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.
Изложенные теории говорят о том, что отсутствует какое-либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем она определяется. Несмотря на принципиальное различие, все теории имеют нечто схожее, позволяющее сделать определенные выводы для создания эффективной системы мотивации.
1.2.3 Альтернативные теории мотивации
Психотехнический подход к стимулированию. Так, наряду с традицией научного менеджмента в начале XX в. начала складываться психотехническая традиция. Сам термин «психотехника» был предложен в 1903 г. В. Штерном. Сочетание «психо» и «техника» означало любую практическую направленность психологических знаний в отличие от академической психологии. Если тейлоризм исходил из непосредственного соотношения технологии и производительности человека, то психотехника, возникшая независимо от него, предлагала при совершенствовании труда основываться на психологических закономерностях.
Один из основоположников психотехники Гуго Мюнстерберг выделял социальную, медицинскую, хозяйственную и правовую ветви психотехники. Затем закрепилось два понимания психотехники: психология труда в узком смысле и прикладная психология в широком смысле слова.
В 1914 г. в книге «Основы психотехники» Г. Мюнстерберг писал: «В современной научной жизни научная работа сосредоточена на изучении машин, товаров, средств обмена, короче, на всевозможных физических условиях экономического успеха, но при этом не принимается во внимание, что в конце концов никакая плодотворная хозяйственная работа не может быть выполнена без участия человека, без его деятельности и что психофизический аппарат человека, конечно, требует самого серьезного внимания и самого тщательного исследования с точки зрения хозяйственных интересов... точного исследования психических процессов, посредством которых работник вступает в качестве действующего члена в великий хозяйственный механизм» (Г. Мюнстерберг, 1922). Основной вопрос психотехники, с его точки зрения: каким образом мы можем использовать психологические факты для того, чтобы оказать содействие осуществлению экономически ценных задач?
Мюнстерберг выделял три основные задачи психотехники:
Все указанные задачи в той или иной мере связаны с проблемами диагностики и совершенствования мотивации работников. Во-первых, работодатель должен найти сотрудников с высокой мотивированностью на успех и высокую производительность, во-вторых, теми или иными методами он обязан так организовать их деятельность, чтобы получить высокую производительность, и, в-третьих, мотивация не должна ослабевать, а в идеале даже повышаться в процессе выполнения работы.
Мюнстерберг наметил обширную программу психологического изучения трудовой деятельности, которая включает опрос руководителей, наблюдение за работой, экспериментальное изучение успешных и неуспевающих рабочих, исследование изменчивости психических функций (в том числе мотивации) в зависимости от разных условий деятельности и т.п.
В
области повышения
Мотивационная теория подкрепления. Данная теория раскрывает анализ взаимосвязей между поведением сотрудников и его последствиями. Приверженцы теории исследуют проблемы изменения или модификации поведения людей в процессе труда, адекватного использования немедленного вознаграждения и наказаний.
Средства подкрепления - комплекс методов, посредством которых на основе теории подкрепления менеджмент стремится к изменению поведения сотрудников, получил название регулирования поведения.
Основное предположение, на котором основываются методы регулирования поведения - так называемый закон эффекта, согласно которому, индивиды стремятся к повторению позитивно подкрепленного поведения и, наоборот, избегают вновь демонстрировать неподкрепляемые действия. Подкрепление определяется как любые действия, которые вызывают повторение или, напротив, подавление определенных образцов поведения.
Выделяют 4 типа подкрепления:
1)
позитивное подкрепление - вознаграждение
желаемого поведения
2)
Отказ от нравоучений - желательное
поведение сотрудника приводит
к тому, что руководитель отказывается
от применения к нему каких-
3)
Наказание - является негативным
результатом действий
Информация о работе Мотивация работников предприятия в рыночной системе хозяйствования