Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:41, курсовая работа
Задача любого руководителя состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Поэтому в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты управления. Развитие и успех рыночных отношений невозможен без новых современных форм мотивации и стимулирования труда. Во многих странах Западной Европы и в США мотивационные аспекты управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, эти методы и опыт мотивации могут быть с успехом перенесены на российские предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………..………………………….…….…...3
1. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА……………………………………………………..4
1.1. Сущность мотивации и мотивационного процесса……………..…….4
1.2. Концепции и теории мотивации трудовой деятельности………………7
1.3. Понятия «мотивация» и «стимулирование»………..………………...16
1.4. Методики определения насущных потребностей у персонала
организации…………….………………………………….…………………………..18
1.5. Методы удовлетворения различных групп потребностей у персонала
организации…………...………………..…………………………………………..….20
1.6. Совершенствование системы мотивации………………….……..…….26
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ СОТРУДНИКОВ В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ …………………………………………………29
2.1. Сущность мотивации и мотивационного процесса в России……….29
2.2. Российские концепции и теории мотивации трудовой
деятельности…………………………………………………………………………..31
2.3. Понятия «мотивация» и «стимулирование» в российских компаниях……………………………………………………………..………….……33
2.4. Методики определения насущных потребностей у персонала
в российских организациях…………………..………………………………………34
2.5. Методы удовлетворения различных групп потребностей у персонала
организации в России…………………..…………………………….……………….36
2.6. Совершенствование системы мотивации в российских организациях…………………………………………………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………….…….43
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….………….……..45
Часто, ведя разговор о заинтересованности работника в высокой производительности своего труда, практики-менеджеры употребляют термины “мотивация” и “стимулирование” как близкие по значению синонимы. Определение мотивации через стимулирование (и наоборот) очень распространено среди специалистов по управлению. Однако такой подход нельзя считать верным.
Если
мотив – внутреннее осознанное побуждение,
то стимулы – это набор ценностей
(благ), выступающих как объект устремлений.
В качестве стимулов выступают все
актуальные, имеющиеся в системе
управления организацией материальные
и морально-психологические
Мотивация — внутреннее побуждение к деятельности, исходящее от желаний, интересов, позиции работника.
Стимулирование – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно.
Таким образом,
стимулирование связано с действиями
администрации организации, а мотивация
– с действиями персонала, т.е. его
реакцией на действия управленческого
аппарата. Целью стимулирования является
не только побудить человека работать,
а побудить его делать лучше и
больше того, что обусловлено трудовыми
отношениями. Конкретные средства, с
помощью которых может
Таблица 1 – Классификация стимулов
Классифицируемый признак |
Форма стимула |
Содержание стимулов |
Материальные Нематериальные |
Источники стимулирования |
Экономические Административные Общественные |
Интересы субъекта |
Индивидуальные Коллективные |
Направленность действия |
Поощряющие Наказующие (порицание) |
Способ оказания стимулирующего воздействия |
Прямые (непосредственные) Косвенные (опосредованные) |
Уровень воздействия |
Внешние Внутренние |
Рассмотрим подробнее материальное и нематериальное стимулирование трудовой деятельности.
Материальное
стимулирование – комплекс различного
рода материальных благ, получаемых или
присваиваемых персоналом за индивидуальный
или групповой вклад в
Нематериальное
стимулирование базируется на знании
психологических основ
Потребность
– осознание отсутствия чего-либо,
вызывающего у человека побуждение
к действию. Применительно к трудовой
деятельности потребность – это
состояние человека, выступающее
источником его активной деятельности
и создающееся нуждой, которую
он ощущает по отношению к предметам,
необходимым для его
В рамках
психодиагностического
Основной
акцент в проективных методиках
делается на диагностику скрытой
мотивации сотрудника, причем скрытой,
в том числе, и для самого сотрудника.
Зачастую проективные методы включают
комбинации всевозможных методов –
кейсов, конкретных заданий. Информация,
полученная с помощью таких методов,
менее структурирована и
Интервьюирование – это одна из форм устного разговора непосредственного руководителя с определенным сотрудником компании с целью выявления его потребностей и сферы интересов. Важно установить доверительную атмосферу общения. Интервьюирование – очень эффективный и простой метод получения информации о потребностях сотрудников компании. Он достаточно эффективный для разработки системы мотивации персонала. Единственный его недостаток – затраты в виде человеческих, или временных ресурсов.
Метод тестирования рекомендуется применять для получения информации об индивидуальных особенностях индивида. Знание индивидуальных особенностей сотрудника компании позволяет разработать индивидуальные мотиваторы для особо ценных сотрудников компании. Главными преимуществами тестирования являются: выявление потребностей, оценка выявленных потребностей сотрудника, оперативность, возможность собрать необходимую информацию. Тестирование позволяет зафиксировать психологическое состояние человека на определенный моменте времени (Приложение Б).
Метод анкетирования – опрос сотрудников при помощи разработанного бланка в виде анкеты, на котором перечислены вопросы по выявлению потребностей сотрудников компании. Не рекомендуется отдавать анкеты сотрудникам для заполнения их дома. Анализ результатов анкетирования необходимо осуществлять в процентном соотношении. Главное преимущество метода анкетирования по сравнению с методом интервьюирования заключается в оперативном сборе большого количества необходимой информации по выявлению позиций и мнений сотрудников относительно существующей системы мотивации. Главным недостатком является то, что он позволяет собрать только поверхностную информацию. Поэтому данный метод рекомендуется применять комплексно с такими методами, как интервьюирование и тестирование.
Важнейшей частью материальной мотивации
является заработная плата – это денежная компенсац
В США и Западной Европе для разрешения проблем соответствия эффективности деятельности сотрудника и размера получаемой им зарплаты используется система "Pay for Performance" - "плата за исполнение" (PFP). Под PFP понимается применение любых способов оплаты труда, при которых вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и групповых различий в выполнении деятельности. Это конкретно выражается в системе гибкой оплаты труда, системе переменной оплаты, системе "fat cat". Существует множество типов гибких схем оплаты труда, рассмотрим некоторые из них.
Плюсы PFP очевидны. Тесная связь вознаграждения, которое получает сотрудник, с эффективностью его деятельности приносит дивиденды и сотруднику и компании. Компания же получает мотивированных сотрудников: люди стараются сделать больше, чтоб заработать больше, а тех, кто не выдерживает конкуренции, заменяют новые сотрудники с подходящей философией.
Конечно же, существуют и пункты, по которым критикуют PFP. Часто сомнению подвергается тот факт, что вознаграждение сотрудника во многом определяется субъективным мнением менеджера, которому сложно установить и описать значимые различия между хорошо выполняющими свою работу подчиненными. Второй пункт критики в том, что PFP, по мнению некоторых исследователей, наносит непоправимый удар по командной работе, порождая ненужную конкуренцию среди сотрудников.
Под нематериальными, а точнее, нефинансовыми вознаграждениями подразумевают все методы, не касающиеся непосредственно оплаты труда, которые компании используют для вознаграждения своих сотрудников за хорошую работу и повышения их мотивации и приверженности к фирме.
Существует огромное множество различных нематериальных вознаграждений.
Во-первых, льготы, связанные с графиком работы. Прежде всего, это меры, связанные с оплатой нерабочего времени сотрудника (праздничные дни и отпуск, период временной нетрудоспособности, перерывы на обед и отдых). Крайним случаем льгот такого рода является оплата декретного отпуска. Кроме того, это предоставление сотруднику гибкого графика работы. И, наконец, весьма популярной в последнее время является система "банка нерабочих дней". Сотруднику предоставляется некоторое количество дней в году, которые он может не работать, и он получает возможность воспользоваться нерабочими днями по своему усмотрению.
Во-вторых, материальные нефинансовые вознаграждения. В этот блок входят все материальные стимулы, которые использует компания – различные подарки, которые фирма делает своим сотрудникам. Это могут быть небольшие сувениры и подарки. Кроме того, сюда же относятся различные финансовые "послабления" сотрудникам. Это в первую очередь оплата медицинской страховки, а также ссуды по льготной программе и скидки на приобретение продукции компании.
В-третьих, различные общефирменные мероприятия, не касающиеся непосредственно работы. Это внутрифирменные праздники, посвященные значимым событиям (юбилею фирмы, выпуску новой модели продукции и т.д.).
В-четвёртых, тип вознаграждений, которые
можно назвать "вознаграждения-