Мотивация в деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание

Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МОТИВАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1. Что такое мотивация? 4
1.2. Мотивационный процесс. 9
1.3. Теории мотивации. 12
1.4. Теория мотивации по А. Маслоу . 12
1.5. Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда . 13
1.6. Теория мотивации Фредерика Герцберга . 15
1.7. Теория ожиданий В. Врума . 17
1.8. Теория справедливости. 18
1.9. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера . 18
Глава 2. МОТИВАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ 20
2.1. Характеристика ООО ТФ «Байкал-Комплекс» 20
2.2 Структура фирмы. 22
2.3 Цели фирмы 24
2.4. Мотивация в деятельности фирмы. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая мотивация.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

    Направленность  как характеристика деятельности человека указывает на то, к чему он стремится, осуществляя определенные действия. Человек может выполнять свою работу потому что она приносит ему определенное удовлетворение (моральное или материальное), а может делать ее потому, что он стремиться помочь своей организации добиться ее целей. Для управления очень важно знать направленность действий человека, однако не менее важно также уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении определенных целей.

    1.2. Мотивационный процесс.

 

    Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии.

    Естественно, такое рассмотрение процесса носит  достаточно условный характер, так  как в реальной жизни нет столь  четкого разграничения стадий и  нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель. (Рис.1.1.)

    

  • Первая  стадия - возникновение потребностей.

    Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие- то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно можно разбить на три группы:

  • Физиологические
  • Психологические
  • Социальные
  • Вторая стадия - поиск путей устранения потребности.

    Раз потребность возникла и создает  проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

  • Третья стадия - определение целей (направления) действия.

    Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что  получить для того, чтобы устранить  потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

  • что я должен получить, чтобы устранить потребность;
  • что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
  • в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
  • насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
  • Четвертая стадия - осуществление действия.

    На  этой стадии человек затрачивает  усилия для того, чтобы осуществить  действия, которые в конечном счете  должны предоставить ему возможность  получения чего-то, чтобы устранить  потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

  • Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия.

    Проделав  определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

  • Шестая стадия - устранение потребности.

    В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также  от того, называет устранение потребности  ослабление или усиление мотивации  деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

    Знание  логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их “вычленить” невозможно.

    Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей - при этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

    Еще одним фактором, делающим мотивационный  процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

    Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных  теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению.

    Существуют  два подхода к изучению теорий мотивации.

    Первый  подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. рассмотрим подробнее эти теории.

    1.3. Содержательные теории мотивации.

    1.3.1. Теория мотивации «Пирамида потребностей» А. Маслоу.

 

    Первая  из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:

  • физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д. ;
  • потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
  • социальные потребности необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство “локтя” и поддержка;
  • потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
  • потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

    Первые  две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. (Рис. 1.2.)

    

    Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

    Самая высокая потребность - потребность  самовыражения и роста человека как личности - никогда не может  быть удовлетворена полностью, поэтому  процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

    Долг  руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения  по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

    1.3.2. Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда .

 

    С развитием экономических отношений  и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится  потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:

  • стремлению к успеху,
  • стремлению к власти,
  • к признанию.

    При таком утверждении успех расценивается  не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

    Согласно  теории Мак Клелланда, люди, стремящиеся  к власти, должны удовлетворить эту  свою потребность и могут это  сделать при занятии определенных должностей в организации.

    Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.

    1.3.3. Теория мотивации Фредерика Герцберга.

 

    Эта теория появилась в связи с  растущей необходимостью выяснить влияние  материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

    Фредерик  Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой (рис. 1.3). 

    Удовлетворенность  Отсутствие удовлетворенности

    

    Отсутствие  неудовлетворенности      Неудовлетворенность 
 

    Рис. 1.3. Независимые процессы удовлетворенности и неудовлетворенности  

    Факторы, влияющие на удовлетворенность в  работе:

    Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа.

  • Гигиенические факторы
  • Мотивация
  • Политика фирмы и администрации
  • Успех
  • Условия работы
  • Продвижение по службе
  • Заработок
  • Признание и одобрение результата
  • Межличностные отношения
  • Высокая степень ответственности
  • Степень непосредственного делового роста
  • Возможность творческого и контроля за работой

    Вторая  группа факторов мотивации связана  с характером и сущностью самой  работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения  содержательной части работы.

    Гигиенические факторы Ф. Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.

    Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации  рабочий обязательно начинает лучше  работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий  начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна.

    Таким образом, содержательные теории мотивации  базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

    Мотивация или удовлетворение? Как сами работники оценивают различные характеристики своей работы.

  • Факторы повышения заставляют работать более интенсивнее:
  • Хорошие шансы продвижения по службе
  • Хороший заработок
  • Оплата, связанная с результатами труда
  • Признание и одобрение хорошо выполненной работы
  • Работа, которая заставляет развивать свои способности
  • Сложная и трудная работа
  • Работа, позволяющая думать самостоятельно
  • Высокая степень ответственности
  • Работа, требующая творческого подхода
  • Факторы которые делают работу более привлекательной:
  • Работа без больших напряжений и стрессов
  • Удобное расположение
  • На рабочем месте нет шума и каких-либо загрязнений среды
  • Работа с людьми, которые нравятся
  • Хорошие отношения с непосредственным начальником
  • Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме
  • Гибкий темп работы
  • Значительные доп. льготы

Информация о работе Мотивация в деятельности организации