Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:59, курсовая работа
Английское слово "менеджмент" сегодня известно каждому образованному человеку. В самом простом понимании, менеджмент - это умение с помощью труда, интеллекта, мотивов поведения других людей добиваться поставленных целей. Менеджмент - по-русски "управление" - система функций, вид управленческой деятельности. Менеджмент - это также область человеческих знаний, научных исследований, помогающих наилучшим образом осуществлять управленческие функции. Менеджмент - это область деятельности определенной категории людей, целого социального слоя - менеджеров, которые осуществляют работу по управлению.
Введение
1. Сущность мотивации в системе менеджмента. Основные понятия
2. Основные теории мотивации
2.1 Содержательные теории
2.1.1 Иерархическая теория потребностей А. Маслоу
2.1.2 Теория выживания, принадлежности и роста К. Альдерфера
2.1.3 Теория приобретенных потребностей Д. Макклелланда
2.1.4 Двухфакторная концепция Ф. Герцберга
2.2 Процессуальные теории
2.2.1 Теория ожиданий В. Врума
2.2.2 Теория справедливости С. Адамса
2.2.3 Теория Портера - Лоулера
Заключение
Список использованной литературы
2.2.2 Теория справедливости С. Адамса
Другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости, разработанная Стейси Адамсом. Эта концепция утверждает, что люди субъективно оценивают соотношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем сравнивают его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если возникает явный дисбаланс и несправедливость, то есть человек считает, что его коллега получил за аналогичную работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате менеджеру необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.
Люди могут самостоятельно
попытаться восстановить баланс или
чувство справедливости. Как правило,
это может осуществляться в двух
вариантах: работник либо меняет уровень
затрачиваемых усилий, либо пытается
изменить уровень получаемого
Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. Однако восприятие и оценка справедливости носят относительный, а не абсолютный характер. Люди сравнивают себя с другими сотрудниками этой же организации или с сотрудниками других организаций, выполняющих аналогичную работу. Если разница в вознаграждениях обусловлена разной эффективностью труда, то необходимо разъяснить сотрудникам, получающим меньше, что когда их результативность достигнет уровня их коллег, они будут получать такое же повышенное вознаграждение.
В некоторых организациях
пытаются решить проблему возникновения
у сотрудников чувства
2.2.3 Теория мотивации Портера - Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их концепции фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Согласно модели Портера - Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных работником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в теории Портера - Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.
Согласно модели Портера - Лоулера результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий а возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние вознаграждения, такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения, такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе.
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению результативности. Исследования так же подтверждают точку зрения, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его.
Заключение
Из всего выше сказанного
можно сделать следующие
Как и любые теоретические концепции, отражающие сложные явления, каждая из этих теорий должна изучаться не как альтернативный подход, а как дополнение друг к другу. Содержательные и процессуальные теории мотивации, при совместном рассмотрении, позволяют получить наиболее адекватную картину.
На первый взгляд, изучение
особенностей мотивации работника
кажется простым и очевидным
делом. Создается впечатление, что
достаточно менеджеру определить доминирующие
потребности подчиненного - и он
сможет легко определить тот тип
рабочих заданий и такие
Руководителям, желающим воздействовать на трудовую мотивацию своих подчиненных, недостаточно оценить и понять их доминирующие потребности, необходимо создать такие условия, которые будут повышать уровень трудовой мотивации работников и степень их заинтересованности в достижении высоких рабочих результатов.
Список литературы
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. ? 3-е изд. ? М.: Экономистъ, 2003
2. Маркетинг: Учебник для ВУЗов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л. Багиева. ? М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999
3. Барышев А.Ф. Маркетинг. ? М.: academia., 2002
4. Жарковская Е.П., Бродский Б.Г. Антикризисное управление. ? Омега-Л, 2005
5. Кибанов А.Я., Родкина Т.А. Управление персоналом: регламентация труда. Учебник. ? Экзамен, 2003