Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:26, курсовая работа
Целью данной работы является описание и изучение основных западных концепций и теорий, взглядов на содержание и процесс мотивации, выделение основных понятий, связанных с указанной темой, а также иллюстрирование современных систем мотивации на конкретных примерах определенных организаций.
Введение................................................................................................ 3
1. Характеристика и эволюция понятия мотивации……………….4
2. Первоначальные теории мотивации…………….………………11
3. Содержательные теории мотивации………………………….….14
4. Процессуальные теории мотивации……………………………..22
5. Современные системы мотивации служащих…………………...31
6. Мотивация трудовой деятельности в отечественной практике..33
Заключение........................................................................................... 39
Список литературы..................
В итоге все перечисленное уточняет понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека работать, затрачивая определенные усилия, определенные старания, работать добросовестно, с определенной степенью настойчивости и в направлении достижения определенных целей.
Как было обозначено в начале данной главы, мотивацию рассматривают с трех аспектов. Первый аспект, обозначенный как «что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия» был рассмотрен выше.
Следующий аспект теории
мотивации о соотношении
Примером второго
случая мотивации, условно названной
«внешней» могут служить
Рассматривая по
отдельности «внутреннюю» и «внешнюю»
мотивации нужно упомянуть о
том, что на самом деле четкого
разграничения между этими
Что касается третьего,
последнего, аспекта явления мотивации,
то существует такая точка зрения,
заключающаяся в том, что однозначной
зависимости между мотивацией и
конечным результатом деятельности
человека нет. Нередко случается, что
у человека, очень смотивированного
на выполнение своей работы, результаты
оказываются гораздо хуже, чем
у менее мотивированного
В итоге понимаем, что решение данной проблемы может быть принято в зависимости от ситуации. Каждый руководитель должен осознавать, что в его коллективе рассматриваемая проблема может возникать, и решение ее не легко и очевидно.
В продолжение следует
отметить, что не только данная управленческая
проблема порождает трудности, но и
весь мотивационный процесс труден
и неоднозначен. Ниже приводится условная
модель процесса мотивации, с помощью
которой можно лучше
На первой стадии у человека возникают потребности, то есть человеку начинает чего-то не хватать. Потребности требуют своего устранения (как уже отмечалось выше), и человек вынужден предпринимать какие-то шаги. Выделяют три вида потребностей:
Ø Физиологические
Ø Психологические
Ø Социальные
На второй стадии человек ищет пути устранения потребностей, причем есть варианты не только их удовлетворения, но и подавления и игнорирования.
На третьей стадии
рассматривается определение
На четвертой стадии
человек затрачивает
На предпоследней, пятой, стадии человек получает вознаграждение за осуществление действия. Именно на этой стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. Исходя из этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
На шестой, завершающей, стадии происходит устранение потребности. На этой стадии человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать пути устранения потребности.
К сожалению, знание логики мотивационного процесса не дает преимуществ в его управлении.
Существует ряд
факторов, значительно усложняющих
процесс практического
В заключение данной главы еще раз отметим, что процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. В мире существует большое количество теорий, пытающихся дать объяснение этому явлению. Обычно их делят на две группы: первоначальные и современные. Современные теории представляют больший интерес для изучения и делятся в свою очередь на содержательные и процессуальные. Рассмотрению вышеуказанных теорий посвящены три следующие главы работы.
Глава 2.
Первоначальные теории
мотивации
В далекие времена
руководители неверно понимали поведение
людей, но несмотря на это, приемы, которыми
они пользовались, в большинстве
случаев были очень эффективными.
Так как эти приемы мотивации
применялись и «работали» многие
столетия, они достаточно глубоко
укоренились в нашей культуре.
По сей день встречаются руководители
без специальной подготовки, на которых
сильное влияние оказывают
Тысячи лет назад,
задолго до того, как понятие мотивация
стало широко употребляться в
лексиконе руководителей ,было известно,
что можно намеренно
В конце XIX века в странах Запада экономические и социальные условия сельских жителей были настолько тяжелы, что фермеры в огромном количестве приезжали в города и выпрашивали как милостыню возможность работать по 14 часов в сутки на опасных фабриках, где процветала антисанитария, за ничтожную плату.
Когда Адам Смит писал
свой труд «Исследование о природе
и причинах богатства народов» жизнь
простого человека была очень тяжелой.
Поэтому на его концепцию «экономического
человека» большое влияние
В начале ХХ века увеличились достижения технологии, в 1910 году возникает «Школа научного управления», но, несмотря на это, жизнь трудящихся не улучшилась. В то время осознается глупость заработков на грани голода, тогда Тейлор предлагает более эффективную мотивацию по типу «кнута и пряника», он вводит понятие «Достаточная дневная выработка» и предлагает оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Успех по этому типу мотивации был очень велик. Постепенно, благодаря эффективности, с которой организации начали применять достижения технологии и специализацию, жизнь средних людей начала улучшаться. И чем быстрее она улучшалась, тем лучше руководители понимали, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте.
Попытки использовать в управлении психологические мотивы были известны давно, но только с появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие выводы из этого можно извлечь. Также эта работа показала, что мотивация по типу «кнута и пряника» является неидеальной. Нужно отметить, что Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего времени, обладающим верным пониманием научного управления и подготовкой в области психологии. Мэйо приобрел себе хорошую репутацию и известность в 1923-1924 годах в ходе эксперимента, проводившегося в Филадельфии на текстильной фабрике. Президент фирмы обратился к Мэйо и его сотрудникам, так как имелись трудности на прядильном участке. Производительность труда была очень низкой, а текучесть кадров высокой. Материальные способы стимулирования оказались неэффективными. Мэйо внимательно изучил условия труда прядильщиков и установил, что у них в течение рабочего дня не было возможностей для общения друг с другом, что труд их был малоуважаем. Мэйо чувствовал, что решение проблемы текучести кадров лежит в изменении условий труда, а не в увеличении вознаграждения за него. В качестве эксперимента с разрешения администрации Мэйо установил для прядильщиков два десятиминутных перерыва для отдыха. Результаты появились немедленно. Текучесть кадров сразу же снизилась, а выработка возросла. Данный эксперимент Мэйо укрепил уверенность в том, что для руководителей необходимо принимать во внимание психологию работника.
Позже руководители осознали, что социальное взаимодействие, групповое поведение, словом - человеческие факторы значительно влияют на производительность индивидуального труда.
Примерно в это же время появляются теории «Х» и «У», в основе которых лежит отношение человека к труду. Теория «Х» была разработана Ф.Тейлором, дополнена Д.МакГрегором, который добавил к ней теорию «У». Значительно позднее, в 80-х годах ХХ века В.Оуччи была предложена теория «Z». В общем, «Х», «У» и «Z» - совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разные уровни потребностей, следовательно, руководители должны применять различные стимулы к труду.
Рассмотрим подробнее
теорию «Х». Суть данной теории заключается
в том, что в мотивах человека
преобладают биологические
Теория «У» противопоставлена
теории «Х». Она ориентирована совсем
на другую группу людей. Теория «У»
базируется на том, что люди желают
хорошо работать, в их мотивах преобладают
социальные потребности. По этой теории,
физические и эмоциональные усилия
на работе для человека так же естественны,
как во время игры или на отдыхе.
Человек воспринимает работу как
источник удовлетворения или как
наказание в зависимости от условий
труда. Согласно теории «У», внешний
контроль и угроза наказания не являются
главными стимулами побуждения человека
к деятельности для достижения организацией
своих целей. Интересен такой
момент: ответственность и
Информация о работе Мотивация в западных теориях и отечественной практике