Мотивация в западных теориях и отечественной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является описание и изучение основных западных концепций и теорий, взглядов на содержание и процесс мотивации, выделение основных понятий, связанных с указанной темой, а также иллюстрирование современных систем мотивации на конкретных примерах определенных организаций.

Содержание

Введение................................................................................................ 3
1. Характеристика и эволюция понятия мотивации……………….4
2. Первоначальные теории мотивации…………….………………11
3. Содержательные теории мотивации………………………….….14
4. Процессуальные теории мотивации……………………………..22
5. Современные системы мотивации служащих…………………...31
6. Мотивация трудовой деятельности в отечественной практике..33
Заключение........................................................................................... 39
Список литературы..................

Работа состоит из  1 файл

«Мотивация в западных теориях и отечественной практике».docx

— 78.04 Кб (Скачать документ)

ü                 Самоутверждение

ü                 Моральное и материальное поощрения

ü                 Принуждения

И, наконец, рассмотрим теорию «Z». В основе ее лежат следующие  предпосылки: в мотивах людей  содержатся социальные и биологические  потребности, люди стремятся работать в коллективе (группе). С точки  зрения Оуччи, индивидуальная ответственность  за результат труда просто необходима. В связи с этим необходим контроль, основанный на четких методах и критериях  оценки. Данная теория предполагает самообразование  людей, медленное продвижение по служебной лестнице по достижении определенного  возраста. Главная концепция данной теории заключается в том, что  человек – это основа коллектива, он обеспечивает успех предприятия.

В итоге, рассмотрев «Х», «У», «Z» теории, можно сделать  вывод о том, что «Х» ориентирована  на слабого отсталого работника, «У» - на творческого, активного, а «Z» - на хорошего работника, предпочитающего  работать в коллективе.

Глава 3.Содержательные теории мотивации  

Основой содержательных теорий мотивации является выявление  таких внутренних побуждений, которые  заставляют людей действовать так, а не иначе. В сущности, данные теории описывают структуру и содержание потребностей, а главное то, как  они связаны с мотивацией человека к деятельности. Наиболее известными содержательными теориями мотивации, которые будут рассмотрены ниже, являются:

1)                 теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу;

2)                 теория ERG, разработанная Альдерфером;

3)                 теория приобретенных потребностей МакКлелланда;

4)                 двухфакторная теория Герцберга.

Для того чтобы уяснить  смысл содержательных теорий, нужно  усвоить сущность и связь понятий: потребности и вознаграждения.

О потребностях уже  не раз шла речь на страницах данной работы, но, несмотря на это, нужно сказать, что до сих пор не существует ни одной всеми признанной идентификации  определенных потребностей. Но вместе с этим существует единая концепция  о разделении потребностей на первичные  и вторичные. К первичным (физиологическим), заложенным генетически, относят потребности  в пище, воде, сне, сексуальном удовлетворении. К вторичным (психологическим), которые  обычно приходят с опытом и осознаются, принадлежат: успех, уважение, власть, привязанность, потребность в принадлежности к чему-либо или к кому-либо.

С точки зрения психологов, потребность – это мотив к  действию, иными словами потребность  пробуждает в человеке состояние  устремленности. К примеру, если человек  ощущает потребность в сложной  работе, это может побудить его  попытаться достичь цели в виде получения  места, обеспечивающего ее. Получив  такое место и вдруг обнаружив, что работа там не такая уж сложная, человек будет работать менее  усердно или искать другую работу. Интересен такой момент: степень  удовлетворенности, полученная при  достижении поставленной цели. Она  влияет на поведение человека в подобных обстоятельствах в будущем. Принято  считать, что люди стремятся повторить  то поведение, которое ассоциируется  у них с удовлетворением потребности  и склонны препятствовать такому, которое соотносится с недостаточным  удовлетворением. Это явление называется Законом Результата. Исходя из сказанного, менеджерам необходимо создавать такие  ситуации, которые позволяли бы людям  чувствовать, что они могут удовлетворять  свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации. Очень важно  учитывать то, что не все работники  испытывают высокую потребность  в достижениях и независимости. То есть, создание рабочих мест с  более сложными заданиями и большей  ответственностью имеет положительный  мотивационный эффект для многих, но не для всех. Для мотивации, как  уже отмечалось выше, нет какого-то единого лучшего способа, руководитель должен всегда учитывать элемент  случайности.

В начале данной главы  было упомянуто, что между потребностями  и вознаграждением есть связь. Вознаграждение – это своего рода удовлетворение потребности, или то, что человек  считает ценным для себя. Вознаграждения делятся на внутренние и внешние. Внутренние вознаграждения дает человеку сама работа – это чувство достижения результата, значимости выполняемой  работы, самоуважение, общение и  т.д. Внешние вознаграждения, такие  как: зарплата, продвижение по службе, служебный статус и престиж, похвала  и признание, дополнительные выплаты, дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определенных расходов, страховка  и т.д. даются организацией. Вознаграждения, как внешние так и внутренние, очень важны и нужны. Но для  того чтобы определить в каких  количествах применять вознаграждения, руководство должно изучить потребности  своих работников. В этом и состоит  цель содержательных теорий мотивации.

Самой известной  содержательной теорией мотивации  является теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Согласно Маслоу, люди постоянно ощущают какие-то потребности, из них выделяются наиболее выраженные, которые могут быть объединены в  пять групп и находиться в строгой  иерархичности по отношению друг к другу. Как определил Маслоу, только неудовлетворенные потребности  способны мотивировать людей. Если какая  либо потребность удовлетворена, то на ее место становится следующая  потребность, требующая удовлетворения. Причем, первичные потребности требуют  скорейшего удовлетворения, тогда как  вторичные действуют на человека только после удовлетворения первичных. Важно отметить, что вторичные  потребности могут быть удовлетворены  большим числом способов, нежели первичные.

К первичным Маслоу относит две группы потребностей: физиологические (то есть помогающие людям  выживать и поддерживать организм в  жизнедеятельном состоянии. Люди, работающие по причине удовлетворения данной группы потребностей обычно не интересуются содержанием работы, так как внимание свое они акцентируют на размере  оплаты и условиях труда. Для управления такими людьми необходимо, чтобы оплата их труда обеспечивала выживание, а  условия не отягощали существование) и потребности в безопасности и уверенности в будущем (иными  словами потребности данной группы связаны со стремлением людей  защититься от физиологических и  психологических опасностей окружающего  мира и быть уверенными в том, что  их физиологические потребности  будут удовлетворены в будущем. Люди, испытывающие данные потребности, всегда стремятся застраховать себя как в прямом так и в переносном смысле от всяческих неблагоприятных  ситуаций и изменений. Это связано  с получением образования, приобретением  страхового полиса, желанием найти  хорошую надежную работу с хорошими видами на пенсию. Чтобы эффективно управлять людьми данного типа необходимо создать четкую и надежную систему  социального страхования, оплачивать достойно их труд; не следует привлекать таких людей к выполнению рискованных заданий, приводящих к изменениям и нестабильности).

К вторичным, по мнению Маслоу, относятся следующие три  группы потребностей: потребности в  принадлежности и причастности (люди, опирающиеся на данную группу потребностей, стремятся быть членами каких-либо объединений, участвовать в общественных мероприятиях; такие люди в работе пытаются наладить дружеские отношения  с коллегами. Для управления данным типом людей руководству следует  устраивать больше групповых мероприятий, а также напоминать о том, что  их ценят коллеги по работе), потребности  признания и самоутверждения (данная группа потребностей отражает стремление людей быть самоуважаемыми, компетентными, чтобы окружающие признавали это. Люди такого типа как правило стремятся  завоевать позиции лидера, авторитета. Управляя такими людьми не следует  забывать об использовании различных  форм выражения признания их заслуг), потребности самовыражения (в сущности это потребности в воплощении своих потенциальных возможностей и росте и развитии как личности. Люди, испытывающие такие потребности, очень креативны, поэтому руководству  следует давать им оригинальные задания, требующие оригинальных подходов). Все перечисленное укладывается в «пирамиду» (Рис1): 

Рис1 «Пирамида  потребностей по Маслоу»
  
 

Опираясь на данную схему, Маслоу считал, что потребности  нижних уровней гораздо больше влияют на человека, чем потребности высших уровней. В каждый определенный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него будет самой  значительной. С развитием человека как личности расширяются его  потенциальные возможности, следовательно, потребность в самовыражении  никогда не сможет быть полностью  удовлетворена, то есть и весь процесс  мотивации через потребности  бесконечен.

Нужно сказать, что  теория Маслоу внесла важный вклад  в понимании того, что является основой стремления человека к работе. Руководители осознали, что мотивация  людей определяется широким спектром их потребностей и поэтому необходимо наблюдать за работниками, дабы понять, какие потребности в первую очередь  движут ими. Несмотря на полезность теории Маслоу в практике современного управления, она неидеальна. Критика данной теории сводится к тому, что в ней не учитываются индивидуальные особенности  и отличия людей. Также потребности  по-разному проявляются в жизни  и не обязательно строго иерархичны, как это показано в «пирамиде».

Еще одной содержательной теорией мотивации является теория ERG Клейтона Альдерфера. Эта теория сходна в какой-то степени с теорией  Маслоу. Альдерфер тоже разделил потребности  человека в отдельные группы, но в отличие от Маслоу, у Альдерфера их три:

o                  потребности существования

o                  потребности связи

o                  потребности роста

В принципе, потребности  данной теории соотносятся с группами потребностей по Маслоу. Потребности  существования можно соотнести  с первым и вторым уровнями потребностей «пирамиды». Под потребностями связи  Альдерфер понимает стремление человека быть членом семьи, иметь друзей, врагов, коллег, начальников, подчиненных, то есть данная группа потребностей отражает социальную природу человека. Поэтому  данную группу модно соотнести с  третьим и четвертым уровнями «пирамиды». Что касается потребностей роста, то данная группа аналогична пятому, верхнему, уровню «пирамиды».

Несмотря на то, что  группы потребностей в теории Альдерфера иерархичны по отношению друг у другу, между ней и теорией Маслоу существует принципиальное различие, заключающееся в том, что, по Маслоу, движение от потребности к потребности  происходит только снизу вверх. С  точки зрения Альдерфера, движение идет в обе стороны: вверх, если потребность  нижнего уровня остается неудовлетворенной; вниз, при условии, что неудовлетворенна потребность более высокого уровня. В добавлении к этому, Альдерфер  считает, что неудовлетворенность  потребностей более высокого уровня влечет за собой усиление потребностей более низкого уровня. Процесс  движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а обратный процесс  – процессом фрустрации, то есть неудачи в стремлении удовлетворить  потребность.

Необходимо отметить, что наличие двух направлений  в стремлении удовлетворять потребности  оказывает дополнительные возможности  для мотивирования людей в  организации. К примеру, допустим, что  у организации нет достаточных  возможностей чтобы удовлетворять  потребности человека в росте, тогда, разочаровавшись, человек может  с интересом переключиться на потребность связи. И уже в  таком случае организация сможет предоставить своему работнику возможности  для удовлетворения потребности  данного типа.

Несмотря на то, что  теория Альдерфера является относительно молодой и имеет мало подтверждений, менеджерам необходимо знать ее, так  как она открывает различные  эффективные формы мотивирования, соотносящиеся с более низкими уровнями потребностей, при условии, что возможности для удовлетворения потребностей более высоких уровней отсутствует.

Другой моделью  мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, является теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда. С его точки  зрения, людям присущи три потребности: успеха (достижения), причастности (соучастия), и власти. Перечисленные потребности  с точки зрения МакКлелланда являются приобретенными под влиянием обучения, опыта, жизненных обстоятельств. Рассмотрим указанные потребности подробнее. Потребность успеха, согласно МакКлелланду, может быть удовлетворена не провозглашением  успеха человека, а процессом доведения  работы до успешного завершения. Люди с высоким уровнем потребности  успеха, как правило, самостоятельно ставят свои цели, причем умеренно сложные, им по силам, действуют они с умеренной  степенью риска. Людям такого типа нравится принимать решения и быть ответственными за решение задачи. МакКлелланд говорил: «Неважно сколь сильно развита у  человека потребность успеха. Он может  никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если организация не предоставит  ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его  за то, что он делает»[5]. Таким образом, для мотивации людей с потребностью успеха следует ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска, предоставлять им достаточно полномочий для развития инициативы, а также регулярно и конкретно поощрять их достигнутые результаты. Интересно то, что на основе проведенных исследований МакКлелланд пришел к выводу о том, что потребность в успехе может быть отнесена не только к характеристике отдельных людей, но и к характеристике обществ. Общества, отличающиеся высокой потребностью успеха, как правило имеют хорошо развивающуюся экономику. В противном случае, если у общества низкая потребность в успехе, то и экономика развивается медленно, либо вообще стоит на месте. В организации очень полезно проводить оценку уровня потребностей успеха сотрудников, нужно учитывать, что работники с высокой потребностью успеха очень активны и результативны. Оценка уровня потребности успеха помогает привести характер и содержание работы в соответствие с потребностями успеха работников. Очень важно регулировать уровень данной потребности, обучая членов организации, правильно организовывая их работу, включая в работу наличие постоянной обратной связи, разбирая примеры успешного достижения целей. Также следует корректировать самооценку людей данного типа, так как в большинстве случаев она у них завышена.

Информация о работе Мотивация в западных теориях и отечественной практике