Мотивація персоналу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание

Традиционные методы, такие как «классическая» аттестация персонала, уже не отвечают требованиям сегодняшнего дня

Содержание

Введение..................................................................................................3
1. Мотивация персонала
1.1 Понятие мотивации...................................................................4
1.2 Мотивационный процесс..........................................................5
2.Методы мотивирования персонала и их практическая значимость.
2.1 Методы мотивирования...........................................................13
2.2. Практические советы успешного мотивирования
персонала.........................................................................................20
3. Особенности систем и методов мотивации в Украине.....................24
Заключение.............................................................................................31
Список использованной литературы....................................................32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Мотивация персонала.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, социальная политика предприятия (организации) как составная часть  политики управления персоналом представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

     Заинтересованность  работников в работе в организации  и ее успешной экономической деятельности тем выше, чем больше количество предоставляемых льгот и услуг, в том числе прямо не прописанных в действующем законодательстве. Это приводит к сокращению текучести кадров, так как работник вряд ли захочет терять многочисленные льготы при увольнении. Такая политика может обеспечивать дополнительный доход работников в случае невысокого уровня заработной платы (например, на государственных предприятиях) или предлагаться в интересах привлечения и сохранения квалифицированной рабочей силы при высоком уровне оплаты труда.

     Зарубежный  и отечественный опыт проведения социальной политики в организациях позволяет составить примерный  укрупненный перечень выплат льгот  и услуг социального характера, предоставляемых в различных  формах.

     Материальная  денежная форма: выплаты на приобретение собственности и имущества компании (приобретение работниками акций предприятия по сниженной цене); предоставление льготных кредитов; расходы на негосударственное медицинское страхование; туристическое страхование; страхование имущества работников; оплачиваемое временное освобождение от работы (например, при вступлении в брак); оплачиваемое рабочее время при сокращенном предпраздничном дне; оплата обучения работников на различных курсах или в учебных заведениях; предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях и их оплата; оплата и предоставление учебных отпусков лицам, совмещающим работу с обучением в соответствии с трудовым законодательством; предоставление оплачиваемых отпусков, установленных по законодательству, и дополнительных отпусков; денежные вознаграждения и компенсации, предоставляемые в связи с личными торжествами, круглыми датами трудовой деятельности или праздниками, смертью родственников, экстренными случаями — кражами, пожарами и прочими (денежные суммы); дополнительные компенсационные выплаты (например, компенсация на проезд по железной дороге в период очередного отпуска); дотации на питание в столовых организации; оплата коммунальных услуг; оплата счетов мобильной связи при подключении по корпоративному тарифу; оплата проезда к месту работы и по городу; предоставление в пользование служебного автомобиля; оплата автопаркинга сотрудникам; прогрессивные выплаты за выслугу лет; «золотые парашюты» — выплата нескольких должностных окладов при выходе работника на пенсию работников в старости; корпоративная пенсия — дополнение к государственной пенсии из фондов предприятия; единовременное вознаграждение пенсионерам со стороны фирмы (предприятия).

     Материальная  неденежная форма: пользование социальными  учреждениями организации; пользование домами отдыха, детскими оздоровительными лагерями (для детей сотрудников) по льготным путевкам; приобретение продукции, производимой организацией, по ценам ниже отпускной или бесплатно, а также вознаграждения, связанные с изменением рабочего места; повышение технической оснащенности и комфортности рабочего места; улучшение социальных условий труда; повышение гибкости графика работы; введение сокращенной рабочей недели или дня; обеспечение бесплатной подписки на периодические издания; предоставление билетов на посещение различных культурных мероприятий; бесплатного доступа в Интернет и прочие.

     Для устранения физического и морального дискомфорта работников целесообразно  ежемесячно инвестировать небольшие  суммы денег в обеспечение  возможностей отдыха. Например, одна из последних новинок — это оборудование в компаниях специальных комнат для отдыха сотрудников. Западные фирмы начали понимать: если не давать людям отдыхать, то они не смогут и продуктивно работать. Если позволить сотруднику почувствовать себя как дома, то скорее всего он и за работу возьмется прилежней.

     Частью  социальной политики организации являются общефирменные мероприятия —  праздники, например посвященные выпуску  новой модели продукции, дни предприятия, экскурсионные поездки, оплачиваемые централизованные обеды, вечеринки. Преимущества подобных мероприятий заключаются в обеспечении хорошего отдыха сотрудников компании, устранении накопившейся у сотрудников усталости. Кроме полезного для компании и приятного для работников отдыха, именно в разнообразных корпоративных праздниках, как и в прочих корпоративных мероприятиях, возможно сплочение работников организации, развитие командного духа, формирование позитивной корпоративной культуры. Исследования показывают, что место проведения праздника большой роли не играет, успешность будет зависеть в основном от программы праздника, от умения его организовать и провести, от созданной атмосферы.

     6. Совершенствование системы организации  труда и управления. Улучшение  координации и взаимодействия между сотрудниками организации, правильное распределение служебных обязанностей, четкая система продвижения по службе, утверждение духа взаимопомощи и поддержки, совершенствование отношений между руководителями и подчиненными — все это способствует повышению эффективности, производительности и мотивации труда.

     7. Нематериальные стимулы, не касающиеся  каких-либо расходов работодателя. Особенно актуальны данные инструменты  для организаций с ограниченными  материальными ресурсами стимулирования, например государственные организации (в том числе в органах власти и местного самоуправления). К нематериальным стимулам можно отнести:

  • вознаграждения-признательности. К подобным вознаграждениям можно отнести переходящие вымпелы, дипломы, звания «лучший по профессии», «руководитель года», «менеджер года» с вручением значка и ценного подарка, письменная благодарность руководства компании, занесенная в трудовую книжку. Даже комплимент сотруднику можно рассматривать как одну из форм поощрения;
  • вознаграждения, связанные с высокой оценкой статуса сотрудника, приглашение сотрудника в качестве лектора, советника и пр.

     Обобщение опыта практической деятельности отечественных  предприятий и организаций в  рассматриваемой области показали значимость нематериальных инструментов стимулирования для сотрудников компаний и подтвердили ошибочность мнений об абсолютном значении материальных факторов в формировании лояльности персонала.

     Направлениями активизации использования нематериальных факторов для повышения лояльности персонала организаций могут стать: поддержание благоприятного психологического климата в коллективе; развитие системы управления конфликтами; формирование и развитие организационной культуры; формирование у сотрудников чувства справедливости, построения эффективных систем обратной связи; распространение среди сотрудников эффективных систем оценки деятельности; внимательное отношение к проблемам сотрудников и формирование у них чувства защищенности; интеграция сотрудников в коллектив; создание «одной команды» путем повышения тесноты положительных эмоциональных связей и формирования положительного группового мнения в отношении профессиональной деятельности. 

     2.2.    Практические советы  успешного мотивирования  персонала.

Для успешного  мотивирования персонала можно  дать следующие практические советы:

1.Учесть  советы предшественников. Необходимо  ознакомиться с теорией гигиены  Герцберга, Х- и У-теориями МкГрегора  и иерархией потребностей Маслова.  Хотя этим теориям довольно  много лет, они всё еще действуют.  Обратитесь к справочнику, чтобы получить основное представление об их главных принципах; это будет бесценно для создания климата честности, открытости и доверия.

2. Необходимо  определить, что мотивирует лично  Вас. Какие факторы важны в   работе и как они взаимодействуют.  Осознать различие между настоящей долгосрочной мотивацией и быстро проходящими порывами.

3. Узнать  чего  люди хотят от работы. Люди могут желать лучшего  статуса, более высокой зарплаты, лучших условий работы и различных  льгот. Но нужно узнать, что  на самом деле мотивирует подчиненных (провести анонимные опросы или анкетирование, поговорить с людьми о том, чего им бы больше всего хотелось).

Например, хотят ли они:

- более  интересной работы?

- более  квалифицированного руководства? 

- больше  возможностей увидеть конечный результат своей деятельности?

- большего  участия? 

- большего  признания? 

- большей  конкуренции? 

- больше  возможностей для развития?

4. Проявление  интереса к работе. Поощрение  сотрудников за хорошо сделанную  работу. Проявление искреннего интереса, не выходя за рамки и не стоя ни у кого за спиной.

5. Устранение, мешающих факторов.  Определить, что мешает успешной мотивации  — это могут быть физические  причины (помещения, оборудование) или психологические причины  (скука, несправедливость, препятствия на пути к продвижению, недостаток уважения и признания). Некоторые из них можно легко устранить; другие потребуют большего планирования и времени.

6. Проявление  заботы. Если культура работы  допускает возможные ошибки и  терпима к промахам персонала,  сотрудники должны понимать, на какую поддержку они могут рассчитывать. Зачастую практика мотивации и выстраивания отношений оканчивается неудачей только из-за того, что штат не чувствует, что может получить адекватную поддержку.

7. Осторожнее  с денежными поощрениями. Многие люди говорят, что они работают за деньги, и в разговоре требуют поощрения. Но если их вознаградить деньгами, то после небольшого периода подъема это придется повторять снова и снова. Дополнительные выплаты могут быть эффективны для привлечения новых работников, но вряд ли мотивируют уже долго проработавших сотрудников на более эффективное использование своих способностей.

8. Принятие  решения. Выслушав сотрудников,  необходимо сделать шаги к  изменению политики и позиций   организации. Пусть новая политика будет гибкой и учтет пожелания штата.

9. Управление  изменениями. Принять политику  – это одно, а совсем другое  – применить её. Если немотивируемость  уже укрепилась, потребуется пересмотреть  весь стиль управления в организации.  Один из самых естественных инстинктов человека – сопротивляться переменам, даже если они могут приводить к улучшению. Так что от способа, которым будут внедряться изменения, будет очень сильно зависеть их успех или провал

10. Понять  предпочтения в обучении.  Перемены немыслимы без обучения. Питер Хани и Алан Мамфорд в своей Инструкции по Изучению Стилей (1992) определили четыре основных стилей обучения:

- активисты:  любят принимать участие во  всем новом. Не любят оглядываться  назад, наблюдать и быть беспристрастными;

- теоретики:  любят порассуждать теоретически. Не любят заниматься чем-то, не  имея на то четких целей  и причин;

- мыслители:  любят посидеть и всё обдумать. Не любят, когда на них оказывают  давление в принятии решений; 

- прагматики: им нужно видеть связь между темой и выполняемой работой. Лучше всего они усваивают то, что могут опробовать на практике.

По мере того, как каждый учится разным стилям и подходам, люди будут всё лучше  воспринимать мотивы и предложения  для достижения общей цели.

11. Обеспечение обратной связи. Обратная связь – один из наиболее важных элементов в цикле мотивации. Не нужно заставлять людей ждать вестей о том, насколько успешны их предложения и разработки. Аккуратно и тактично комментировать события, не забывая о том, какие следующие шаги к достижению целей придется сделать.

        1. Особенности систем и методов мотивации в Украине.

    (Взято  из  «Национальные особенности  систем управления персоналом: Япония.США.Россия.Украина»  С.Фантаз)

    Мотивация персонала является на данный момент наиболее важной темой в украинском менеджменте. Во многих компаниях не разработана до конца система мотиваций и стимулирования персонала. Сегодня происходит осознание ее необходимости, однако ошибки, допускаемые украинским менеджментом, весьма характерны и типичны:

Информация о работе Мотивація персоналу