Научно технический прогресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:20, реферат

Описание

В современных условиях экономическая наука должна разработать более эффективные методы ценообразования, цены должны быть увязаны с экономическим эффектом от внедрения новой техники.
Целью внедрения новой техники является уменьшение стоимости товара, а значит и цены товара, удешевление его, т.е. сокращение рабочего времени на производство единицы товара, сокращение материальных затрат, увеличение мощности основных фондов и т.п. В условиях рынка, внедрение новой техники способствует выполнению основной задачи предприятия – получение максимальной прибыли при минимальных затратах.
Прирост прибыли, полученной благодаря расширению объемов производства, является, также как и прирост прибыли от снижения себестоимости продукции, частью эффекта полученного от внедрения новой техники.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты НТП
1.1. Понятие НТП 4
1.2. Эффективность НТП 13
Глава 2. Анализ эффективности внедрения новой техники и капиталовложений.
2.1. НТП и экономика переходного периода 20
2.2. Анализ эффективности капитальных вложений 25
2.3. Система аналитических показателей эффективности внедрения новой техники…………………………………………………………………………...28
Глава 3. Рекомендации по внедрению НТП в производство
3.1. Проблемы внедрения достижений НТП в производство ……31
Заключение ……34
Список использованной литературы ……35

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ЭП.docx

— 55.07 Кб (Скачать документ)

      Первая  группа оценивает воздействие орудий труда на техническую оснащенность производства. К ним относятся: коэффициент  обновления выбытия техники; коэффициент  механизации; коэффициент физического  износа техники; средний возраст  оборудования; фондоотдача.

      Вторая  группа – воздействие новой техники  на предметы труда. К этой группе показателей  относятся: материалоемкость, показатель удельного расхода сырья, материалов, топлива, энергии.

     Третья  группа оценивает воздействие новой  техники на рабочую силу. К этой группе показателей следует отнести: техническую вооруженность труда, коэффициент механизации труда, удельный вес ручных работ, электровооруженность труда, рост производительности труда.

     Обобщающими показателями экономической эффективности  новой техники и технологии являются: срок окупаемости капитальных затрат на новую технику и коэффициент  эффективности затрат на новую технику, т.е. показатель, обратный сроку окупаемости.

      В России нормативный коэффициент  эффективности новой техники  установлен для народного хозяйства 0,15, что предполагает срок окупаемости  до 6,6 лет.

      При переходе к рынку в состав калькуляционных  затрат дополнительно включают амортизационные  отчисления на полное восстановление основных фондов, учитывая ускоренную амортизацию их активной части, отчисления в ремонтный фонд, отчисления по обязательному медицинскому страхованию, страхование имущества, плату по процентам за краткосрочные кредиты  банков.

     По  источникам финансирования различают  затраты из фондов развития производства, госбюджетные (фундаментальные научно-исследовательские  разработки), за счет банковского кредита, продажи акций.

      Кроме этого различают затраты по этапам НТП.

      Специфика планирования издержек в сфере НТП  обусловлена их особенностями. По своей  экономической природе все эти  издержки, как единовременные, так  и текущие, являются авансированными, т.е. отвлекают на длительный период ресурсы от непосредственного производства. Лаг времени – период от вложения средств до получения конечного  эффекта – составляет примерно 10 лет. Здесь велика доля сопряженных  затрат – на производственные капиталовложения, подготовку и переподготовку кадров, охрану природы. Издержки включают расходы  в сфере производства новой техники  и ее использования за расчетный  период.

       При расчетах экономической эффективности  сравниваемые варианты должны быть приведены  в сопоставимый вид по всем признакам; объему выпускаемой продукции или  выполняемых работ, их составу в  соответствии с заданной номенклатурой, качеству, срокам изготовления, а также  социальному эффекту, включая охрану окружающей среды. При внедрении  новой техники учитываются также  соотношения в производительности, срокам службы и других качественных параметров. Произведение сопоставляемых вариантов к тождеству полезных результатов сводит все различия между вариантами к одному – различию затрат, обусловленных производством  продукции.

       Если  по какому-либо из сопоставляемых вариантов  не обеспечивается получение одинакового  состава производственных результатов (продукции, работ, услуг), то по этому  варианту необходимо предусмотреть  дополнительную рабочую силу, оборудование, помещения, которые обеспечили бы производство недостающих видов изделий. Необходимость  приведения вариантов к одинаковому  составу изготавливаемых изделий  возникает, прежде всего, при проектировании участков и цехов, многопредметных механизированных и поточных линий.

       Если  сравниваются варианты, характеризующиеся  различным объемом годового выпуска  продукции (работ), то по варианту с  меньшим объемом следует предусмотреть  дополнительное оборудование, рабочую  силу, оснастку, здания, необходимые  для доведения его величины до уровня другого варианты. При этом необходимо корректировать величины общих  капитальных вложений, себестоимость  и прибыли.

Для обеспечения  сравнимости вариантов, отличающихся качеством продукции, необходимо определить затраты на дополнительные операции, оборудование, оснастку, применение которых  устранит различия в уровне качества.

       При сравнении вариантов и оценке их экономической эффективности  необходимо учитывать влияние на затраты и результаты фактора  времени. Это вызвано различием  сроков проектирования, строительства, освоением производства продукции  по вариантам, а также различием  в структуре затрат по годам проектирования и создания необходимых основных фондов и оборотных средств.

       Капитальные вложения, осуществляемые в период проектирования, строительства и  освоения производства, на ряд лет  «замораживаются», что приводит к  утрате возможностей производить нужную продукцию и получать при этом экономию на затратах в других сферах народного хозяйства. Чем больше период замораживания капитальных  вложений, тем менее целесообразна  их структура по годам строительства, тем больше такие потери.

       Кроме того, рост производительности общественного  труда приводит к уменьшению стоимости  тех средств производства, в которых  заключены капиталовложения. 
 
 
 

      Глава 2 Анализ эффективности внедрения новой техники и капиталовложений.

2.1 НТП и экономика  переходного периода 

       Мировой опыт наглядно показывает, что переход  к рынку может быть успешным только при условии одновременного осуществления  радикальных хозяйственных реформ и крупномасштабных преобразований в базисной структуре экономики  связанных с НТП. Согласование этих двух процессов представляет собой  одну из наиболее сложных задач перестройки. Реформирование экономики без структурных  преобразований обрекает страну на роль сырьевого придатка Запада. Решение  проблемы видится в самом переходе к системе рыночных отношений  которой однако, не может быть осуществлен  быстро и безболезненно. Неизбежный переходный период характеризуется  следующими особенностями.

       Первое. В условиях нестабильной социально-экономической  среды при неадекватных реакциях населения на стандартные экономические  меры невозможно выбрать единую генеральную  линию заранее определить выбор  взаимосвязанных во времени и  пространстве мероприятий. Вот почему для переходных процессов противопоказаны  какие-либо программы типа 500 дней стабилизации экономики и т.п. Они не учитывают  возможностей использования обратных связей, взаимодействие которых может  повлиять не только на последовательность конкретных шагов, но и на сам их первоначальный набор.

       С учетом этого центр тяжести должен быть перенесен на разработку содержательных аспектов экономических преобразований за счет использования новых механизмов управления. Составными элементами такого механизма являются: определение  приоритетных направлений мирового развития и стран лидеров по каждому  из них; оценка места нашей страны в системе мирохозяйственных  связей; выбор и организационно-экономическая  поддержка приоритетов; отслеживание и корректировка  социально-экономических  по каждому из приоритетных направлений в зависимости от реально складывающейся социально-экономической ситуации в стране.

       Результаты  прогноза и оценки приоритетных направлений  социально-экономического и научно-технического развития страны на ближайшую перспективу  оформляются в виде ежегодного доклада  Президента страны Верховному Совету о системе государственных приоритетов. Он включает перечень важнейших крупномасштабных социальных, экологических, научно-технических  проблем, решение которых необходимо для дальнейшего развития страны. По каждой проблеме указывается возможный  объем финансирования, а также  предлагается механизм его реализации, включающий льготного налогообложения, способы кредитования и предоставление субсидий, соответствующую амортизационную  политику, ценообразование и другие важные стороны стимулирования работников.

       Отличительная особенность такого механизма –  не директивный, а рекомендательный, индикативный его характер. Он предоставляет  право каждому субъекту  самостоятельно определять свою стратегию развития, в том числе необязательно  совпадающую с государственной  системой предпочтений. В последнем  случае он не может рассчитывать на прямую или косвенную финансовую поддержку со стороны государства. Но если та или иная фирма остановит  свой выбор на одном из официальных  приоритетных направлений, то она вправе ожидать получения дополнительных льгот. Правда, еще необходимо добиться права называться «поставщиком двора  его величества», то есть доказать свою конкурентоспособность и фиктивность.

С целью  уменьшения неопределенности при оценке будущих альтернатив вводится другой элемент нового механизма, включающий: вариантную проработку  возможных  сценариев долгосрочного развития: параллельное финансирование работ, выполняемых  в порядке конкурсного отбора; страхование рискового капитала; создание сети целых фондов и т.д. При этом чем больше неопределенность, чем раньше принимается решение, тем шире круг вариантных проработок, каждая из которых обеспечивается соответствующим финансированием. Надо исходить из того, что только за счет дополнительного привлечения ресурсов для подобных целей можно уменьшить риск от неопределенности вероятных результатов реализации тех или иных решений. Экономия средств на предварительных стадиях неизбежно оборачивается колоссальными потерями на последующих.

       Для объективизации оценок и постепенного сужения круга возможных участников эксперимента в систему управления вводится институт независимой экспертизы. Он дает поэтапные заключения и вносит рекомендации  о необходимых корректировках первоначальной стадии реализации приоритетных направлений. Одновременно с его  помощью осуществляется отбор претендентов на получение права «поставщика  приоритетного направления». Это  право оформляется в виде государственного контракта.

       Второе. При управлении переходными процессами следует обратить особое внимание исследование допустимых приделов экономических  преобразований  границ спада производства, снижение жизненного уровня, роста  социальной напряженности. Если проведение мероприятия может привести к  нарушению предельных характеристик, оно должно быть отвергнуто. Отсюда возникает необходимость сочетания  «старых» и «новых» методов хозяйствования.

       Третье. В ходе глубоких сольно-экономических  преобразований происходит разрушение старого общественного уклада, и  создаются предпосылки для появления  нового. «Территория» нового уклада расширяется  одновременно с продолжающимся воспроизводством старого. Оба уклада действуют как  бы в автономных режимах. Отвлекая на поддержание своего «существования»  подавляющую часть ресурсов и  управленческих структур, старый уклад  создает непреодолимые трудности  для становления нового. В связи  с этим неизбежны социальные коллизии и усиление напряженности в обществе, что может привести к прямым революционным потрясениям. Необходимы соответствующие механизмы, направленные на ликвидацию монопольных структур, перераспределение ресурсов традиционных сфер и новые  (принятие законодательных актов о разгосударствлении, приватизации, департизации, борьбе с монопольными структурами, акционировании и т.д.).

       Четвертое. Еще одним характерным следствием переходного периода и связанной  с ним многоукладности хозяйства  является расслоение системы экономических  ценностей, отражающих воспроизводственную  структуру экономики. В результате экономические оценки перестают  служить сколько-нибудь надежным ориентиром при принятии хозяйственных решений. Развитие всего нового в системах, воспроизводящих старый уклад, почти  всегда выглядит не эффективным. Следовательно, велика вероятность принятия таких  решений, которые заведомо нацелены на укрепление старого и мешают развитию нового.

       Ориентация  на такого рода экономические изменения  будет втягивать в хронический  структурный кризис, и усиливать  обнищание страны. Для того чтобы  снизить меру отрицательного воздействия  переходных процессов на экономику, необходимо применение двойной системы  счета - в мировых действующих  ценах.      

      Она должна найти отражение в механизме  взаимодействия двухуровневой денежной единицы, которая вводится уже на первом этапе переходного периода. Это означает, что на ряду со старым, действующим рублем в обращение  запускается новый рубль. Он в  отличие от старого является конвертируемым, то есть может обмениваться на западную валюту, для чего получает золотое  покрытие. Сферы действия нового и  старого рубля должны быть с самого начала четко разграничены. Новый  рубль действует во внешнеэкономической  сфере, старый – внутри страны. Одновременно вводится и внутренняя конвертируемость нового рубля для того, чтобы обеспечить постепенное подключение нашего традиционного, но пока не конкурентно- способного сектора экономики к  мировому рынку. Поскольку масштабы указанного сектора велики, курс нового рубля на первых порах должен быть достаточно высоким. По мере того как неконкурентный сектор будет сужаться, курс нового рубля по отношению к старому будет снижаться, обмен старых на новые увеличиваться. Затем начнется вымывание скрытых денег из оборота и их замена новыми, то есть будет осуществляться плановая денежная реформа.

Информация о работе Научно технический прогресс