Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:04, контрольная работа
Устанавливает формальные взаимоотношения людей в организации. При помощи делегирования и задач директор по питанию подбирает людей и принимает решение, кто из них будет работать, вступая в отношения «начальник-подчиненный». Лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. В ЗАО «Тандер» руководители высшего звена редко общаются с подчиненными на низших уровнях, которые фактически выполняют большинство конкретных задач, тем не менее, они несут ответственность за дела предп
Введение
1 Сущность и принципы системного анализа в инновационном менеджменте
2 Классификация и свойства систем
2.1 Классификация систем
2.2 Свойства систем
3. Научные подходы к инновационному менеджменту
4. Оргпроектирование на основе системного анализа
Заключение
Список использованной литературы
Большинство типовых процессов уже на низшей ступени иерархии характеризуется низким уровнем детерминированности. Особенно это относится к подсистеме "человеческие ресурсы". Понятно, что на более высоких уровнях иерархии неопределенность системы возрастает. Поэтому для устранения неопределенности систем следует особо выделить такие задачи управления подсистемами, как локальная стабилизация процессов на всех уровнях иерархии, применение гибких, адаптивных процессов и систем управления, а также новейших методов менеджмента, включающих анализ прогнозного графа, создание дерева управленческих решений, применение жизнециклического и вероятностного подходов, использование эконометрического, статистического, имитационного и ситуационного моделирования.
Главными методами при управлении сложными подсистемами могут быть эвристическое моделирование, многоуровневая оптимизация. Эвристические модели наиболее применимы к системам управления персоналом, а многоуровневая оптимизация – к системам управления производством и маркетингом.
Рассмотренные управляющая и управляемая подсистемы, так же как и подсистема обеспечения, научная подсистема, микросреда фирмы, являются составляющими главной системы – организации как единого целого.
Организация – как открытая система
характеризуется единством
Для выявления оптимальных условий
функционирования организации необходимо
обобщение показателей и
Таблица 1.1 Принципы построения инновационной деятельности организации как открытой системы
Принципы построения |
Содержание |
1. Целостность системы
2. Взаимосвязанность и взаимодействие элементов
3. Обусловленность функций
4. Иерархичность
5. Автономность элементов
6. Согласованность, синхронность, ритмичность
7. Адаптивность, гибкость
8. Управляемость
9. Многофункциональность, многоаспектность
10. Прозрачность
11. Оптимальность |
Единство и взаимодействие элементов системы. На внешние воздействия система реагирует как единое целое. Единство оперативной, производственной, финансовой, инвестиционной, инновационной и стратегической деятельности предприятия как автономной системы.
Компоненты системы связаны прямой и обратной связью. Например, конечная продукция производства получается на основе взаимодействия средств труда, предметов труда, технологии, организации, персонала.
Функции предприятия формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с целями производства, требованиями спроса, наличием ресурсов и т.д.
На любых вертикальных или горизонтальных уровнях системы должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между элементами (звеньями технологической цепочки, структурными подразделениями, отдельными работниками и т.д.).
На любых вертикальных и горизонтальных
уровнях системы четко
Все звенья и структурные элементы системы синхронизированы во времени и согласованы с основными целями организации при использовании строго определенных методов и приемов (регламенты производственных процессов, инструкции, нормативные требования техники безопасности, охраны труда, соблюдение экологических норм, тарификация трудовых процессов).
Приспособляемость системы к изменениям,
например, приспособляемость
Отсутствие отказов и простоев в работе оборудования, ритмичность и синхронность различных стадий производственного процесса, отсутствие прогулов и неявок работников. Упорядоченность информационных и материальных потоков, регулярность выполнения функций по команде управляющего звена. Наиболее управляемы автоматизированные и непрерывные процессы.
Способность системы к переналаживанию, внедрению новшеств, быстрому переобучению персонала, изменению и расширению ассортимента, частичной или полной модернизации, обновлению и т.д.
Единая терминология технической и деловой документации, единство требований ко всем звеньям системы, единая система санкций, нормативов и регламентирующей базы. Возможность переориентации под влиянием внешних воздействий.
Важнейшее свойство – возможность оптимизации усилий всех подразделений, нацеленность на главные задачи. Обеспечивается соблюдением всех вышеперечисленных принципов. |
Исследование сущности управления следует начинать с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, различия управления функционированием системы в заданных условиях и управления развитием системы. Цель управления в первом случае – ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором – перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.
Регулирование системы
обеспечивает такую ее деятельность,
при которой выравнивается
Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.
Системы характеризуются и отличаюгся друг от друга многими знаками и параметрами. Например, бывают закрытые и открытые системы, биологические и технические и т. д. Для оперативного нахождения особенностей систем предлагается их классификация.
Классификация систем
Признак классификации систем |
Наименование систем |
Содержание систем | |
1. Степень взаимодействия системы с внешней средой |
1.1. Изолированные системы (искусственные) |
Системы, не имеющие с внешней средой прямой и обратной связи, без входа и выхода. Пример: испытуемая в полностью закрытой емкости биологическая система (животное)
Системы, имеющие с внешней средой только одну связь (в систему или из нее). Пример: часы | |
1.2. Закрытые системы | |||
1.3. Открытые системы |
Системы, имеющие с внешней средой прямую и обратную связи, вход и выход. Примеры: страна, фирма, человек, машина и т. д. | ||
2. Размер системы |
2.1. Малые системы |
Системы с количеством единичных компонентов менее 30. Примеры: фирма с численностью сотрудников 25 человек; авторучка | |
2.2. Средние системы |
Системы с количеством единичных компонентов от 31 до 300. Примеры: фирма с численностью сотрудников 250 человек; пылесос | ||
Признак классификации систем |
Наименование систем
2.3. Большие сложные системы |
Содержание систем
Системы с количеством единичных компонентов свыше 301 Примеры: корпорация с численностью сотрудников 15 тыс. человек; автомобиль; человек | |
3. Виды систем |
3.1.Биологические системы |
Живые организмы | |
3.2.Технические системы |
Изделия, состоящие из сборочных единиц и деталей, выполняющие заданные функции | ||
3.3.Социально-экономические системы |
Комплексные структуры, состоящие из экономических, и социальных структур, выполняющих различные цели. Пример: город, организация | ||
Производственные системы (как Разновидность социально-экономических систем) |
Структуры, состоящие
из функциональных производственных подразделении,
выпускающие продукцию или | ||
3.4. Экосистема |
Совокупность факторов природной среды, методов и средств обеспечения ее жизнедеятельности по сохранению планеты Земля | ||
4. Степень свободы
системы по отношению к |
4.1. Относительно самостоятельные,
юридически и физически |
Системы, функционирующие самостоятельно и выполняющие заданные функции или цели | |
4.2. Несамостоятельные системы (подсистемы) |
|||
Системы (подсистемы), входящие в глобальную систему жестко как неотъемлемый компонент. Пример: сотрудник отдела, двигатель автомобиля | |||
5.Уровень специализации системы |
5.1. Комплексные системы |
Системы, выполняющие весь комплекс функций пли работ по стадиям жизненного цикла объекта Пример: комплексное производстве иное объединение, выполняющее все работы по стадиям жизненного цикла выпускаемого объекта (кроме собственного потребления) | |
5.2.Специализированные системы |
Системы, специализирующиеся на выполнении одной функции или работы па одной стадии жизненного цикла объекта. Например, банк, маркетинговая организация, сборочное предприятие | ||
6.Продолжительность функционирования системы |
6.1.Системы Кратковременного действия (жизни) |
Системы, функционирующие короткий промежуток времени, или разового применения. Пример: биологическая система – мотылек; техническая система – шприц | |
6.2.Дискретные системы |
Системы, функционирующие определенный промежуток (интервал) времени. Пример: автомобиль, человек | ||
6.3.Долговременные системы
7.1. Детерминированные (функциональные)
7.2. Статистические (вероятностные)
7.3. Нечеткие (описательные)
8.1. Физические
8.2. Абстрактные |
Системы, длительность функционирования которых практически не ограничена. Пример: Солнечная система
Системы, поведение которых точно описывается однозначной функцией
Системы, поведение которых описывается в терминах распределения случайных величин или вероятностей
Системы, поведение которых описывается качественно, а не количественно
Системы, имеющие вещественную субстанцию
Системы, имеющие логическую, математическую и другие виды невещественной субстанц | ||
7. Способ описания системы
8. Тип используемых в субстанции системы величин |
В любом источнике, в
котором рассматривается
Однако количество рассматриваемых свойств систем незначительное. Как правило, раскрываются свойства целостности систем, иерархичности, взаимосвязи с внешней средой, надежности, оптимальности и др. Неполный охват свойств систем приводит к упрощению системного анализа и принятию некачественного решения. Поэтому нами сделана попытка полнее охватить свойства систем.
Тридцать свойств систем предлагается подразделять на четыре группы:
I группа. Свойства, характеризующие сущность и сложность системы
1. Первичность целого (системы). В теории систем исходным моментом является предположение, что системы существуют как целое, которое затем можно членить па компоненты. Эти компоненты существуют лишь в силу существования целого. Не компоненты составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем членении компоненты системы. Первичность целого – основной постулат теории системы. В целостной системе отдельные части функционируют совместно, составляя в совокупности процесс функционирования системы как целого.
2. Неаддитивность системы. Принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов и невыводимость свойств целостной системы из свойств компонентов. Каждый компонент может рассматриваться только в его связи с другими компонентами системы. С другой стороны, функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных ее компонентов. Совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые функциональные свойства целого, не сводящиеся к сумме свойств его компонентов.
3. Размерность системы. Количество компонентов системы и связей между ними. В зависимости от количества компонентов системы подразделяются на малые, средние и большие.
4. Сложность структуры системы. Сложность структуры системы характеризуется следующими параметрами: количество уровней иерархии управления системой; многообразие компонентов и связей; сложность поведения и неаддитивность свойств; сложность описании и управления системой; количество параметров модели управления, ее вид; объем информации, необходимо для управления, и др.
5. Жесткость системы. Жесткость системы характеризуется следующими параметрами: степень изменения параметров системы за заданный промежуток времени; степень влияния на функционирование системы объективных законов и закономерностей; степень свободы системы и др.
6. Вертикальная целостность системы. Количество уровней иерархии, изменения в которых влияют на всю систему; степень взаимосвязи уровней иерархии; степень влияния субъекта управления на объект; степень самостоятельности подсистем системы
7. Горизонтальная обособленность системы. Количество связей между подсистемами одного уровня, их зависимость и интегрированность по горизонтали.
8. Иерархичность системы. Каждый компонент (подсистема) может рассматриваться как подсистема (система) более глобальной системы. Например, цех является подсистемой организации как системы, а организация является подсистемой системы более высокого уровня – отрасли или региона и т. д. Свойство иерархичности систем проявляется при структуризации (построении дерева) и декомпозиции целей организации, показателей товаров и т. д.
II группа. Свойства, характеризующие связь системы с внешней средой
10. Взаимозависимость системы
и внешней среды (принцип «
11. Степень самостоятельности системы. Количество связей системы с внешней средой в среднем на один ее компонент или другой параметр. Скорость отмирания, деления или объединения компонентов системы без вмешательства внешней среды.
12. Открытость системы. Интенсивно
13. Совместимость системы. Степень совместимости системы с другими системами внешней среды (макро- и микросреды, нфраструктуры региона) но правовому, информационному, научно-методическому и ресурсному обеспечению. Инструментом обеспечения совместимости является стандартизация всех объектов на всех уровнях иерархии управления.
III группа. Свойства, характеризующие методологию целенолагания системы
14. Целенаправленность системы. Оз
15. Наследственность системы. Характеризует закономерность передачи доминантных (преобладающих, наиболее сильных) и рецессивных признаков па отдельных этапах развития (эволюции) от старого поколения системы к новому. Выделение доминантных признаков системы позволяет повысить обоснованность направлений ее развития. Доминантные и рецессивные признаки по сути являются объективными. Субъективность процесса управления этими признаками проявляется в их исследовании, выделении доминантных признаков системы и инвестировании в их развитие. Это трудная комплексная задача. Поэтому в настоящее время изучением наследственности социально-экономических систем занимаются очень мало.
16. Приоритет качества. Практика показывает, что выживают те технические, социально-экономические системы, которые из всех факторов функционирования и развития отдают приоритет качеству различных объектов (подсистем).
17. Приоритет интересов системы более высокого уровня. Сначала должны удовлетворяться (выполняться) интересы (цели) системы более высокого (глобального) уровня, а затем – ее подсистем.
18. Надежность системы. Надежность системы (например, организации) характеризуется: а) бесперебойностью функционирования системы при выходе из строя одного из компонентов; б) сохраняемостью проектных значений параметров системы в течение запланированного периода времени; в) устойчивостью финансового состояния организации; г) перспективностью экономической, технической, социальной политики, обоснованностью миссии организации. Надежность технических систем характеризуется безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью свойств качества системы в течение запланированного (заданного) срока. Надежность социобиологических систем (человека) определяется наследственностью, темпераментом, характером, воспитанностью, интеллигентностью, состоянием здоровья, параметрами внешней среды. Очевидно, что большинство факторов надежности систем субъективны, управляются они специалистами и менеджерами
19. Оптимальность системы. Это свойство характеризует степень удовлетворения требовании к системе, выполнения запланированных целей, обеспечивающих наилучшее использование потенциала системы.
Информация о работе Научные подходы к инновационному менеджменту