Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:04, контрольная работа
Устанавливает формальные взаимоотношения людей в организации. При помощи делегирования и задач директор по питанию подбирает людей и принимает решение, кто из них будет работать, вступая в отношения «начальник-подчиненный». Лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. В ЗАО «Тандер» руководители высшего звена редко общаются с подчиненными на низших уровнях, которые фактически выполняют большинство конкретных задач, тем не менее, они несут ответственность за дела предп
Введение
1 Сущность и принципы системного анализа в инновационном менеджменте
2 Классификация и свойства систем
2.1 Классификация систем
2.2 Свойства систем
3. Научные подходы к инновационному менеджменту
4. Оргпроектирование на основе системного анализа
Заключение
Список использованной литературы
20. Неопределенность
21. Эмерджентность системы. Цели (функции) компонентов системы не всегда совпадают с целями (функциями) системы.
22. Мультипликативность системы. Результаты проявления некоторых свойств системы (например, ее безотказности) определяются не сложением, а умножением относительных значении данного свойства каждого компонента системы.
IV группа. Свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы[6]
23. Непрерывность
24. Альтернативность путей функционирования развития системы. В зависимости от конкретных параметров ситуаций, возникающих при стратегическом планировании и оперативном управлении, могут быть несколько альтернативных путей достижения конкретной цели. Отдельные наиболее непредсказуемые фрагменты, например, программы, плана, сетевой модели и т. д. в связи с высокой неопределенностью ситуации рекомендуется разрабатывать по нескольким альтернативным путям. Альтернативность путей функционирования и развития систем может носить как объективный, так и субъективный характер.
25. Синергичность системы. Эффективность функционирования системы не равна сумме эффективностей функционирования ее подсистем (компонентов). При отлаженном позитивном взаимодействии подсистем (компонентов) достигается положительный эффект синергии – эффект взаимодействия, к получению которого должны стремиться менеджеры. Если сумма эффективностей подсистем больше эффективности системы, эффект синергии отрицательный.
26. Инерционность системы. Это свойство систем характеризуется скоростью изменения выходных параметров системы в ответ на изменения входных параметров и параметров ее функционирования, средним временем получения результата при внесении изменении в параметры функционирования.
27. Адаптивность системы. Это свойство характеризует способность системы нормально (в соответствии с заданными параметрами) функционировать при изменении параметров внешней среды, приспособляемость системы к этим изменениям. Порог адаптации определяется максимальным уровнем (в процентах пли в долях) изменения параметров внешней среды, при котором система продолжает нормально функционировать.
28. Организованность системы. Орга
29. Уровень стандартизации системы. Внедрение новых информационных, финансовых, производственных, управленческих и других технологий, развитие глобальной конкуренции основываются на идеях и принципах стандартизации, которая обеспечивает совместимость и взаимозаменяемость данной системы с другими системами. Роль стандартизации особенно повышается в условиях развития международной кооперации на основе международных стандартов.
30. Инновационный характер развития системы
Инновационная деятельность организации, направленная на использование природных факторов, труда и капитала для разработки и внедрения результатов НИОКР, патентов и ноу-хау, является главным условием экономии ресурсов, повышения конкурентоспособности товаров и жизненного уровня населения. Инновационный путь – единственный путь развития систем.
Понятие "управление" трактуется как воздействие на различные объекты, которое имеет целью его упорядочение, совершенствование и развитие. В ранних учебниках по научным основам управления производством управление определялось как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства. Английское значение понятия управления выражается словом "менеджмент". Менеджмент с содержательной точки зрения – это способ управления, руководства, координации и контроля; использование таких ресурсов, как труд, капитал, и других с максимальной эффективностью. На основании такой точки зрения инновационный менеджмент – это целенаправленная система управления инновационной деятельностью, ее ресурсами, людьми, участвующими в разработке и внедрении новшеств с целью достижения максимальной эффективности инноваций как важнейшего фактора социально-экономического развития.
Зародившись в конце XIX в., наука об управлении прошла сложный путь развития. Первые попытки обобщения практического опыта в управлении сменились созданием школы научного менеджмента, основателем которой был Ф.У. Тейлор. Впоследствии на смену первоначальным теориям пришли теории, требующие учета сложной совокупности научно-технических и социально-экономических факторов. Последующие школы менеджмента основывались на эволюции управленческой мысли. Так, на определенном этапе ученые стали рассматривать теорию управления с двух точек зрения: закрытой и открытой систем и рационального и социального факторов менеджмента.
На фоне научно-технического прогресса и стремительной эволюции внешней среды происходила эволюция теории и практики управления. Основные этапы эволюции науки об управлении под влиянием разных школ и подходов показаны на рисунке 3.1.
Рис. 3.1 Основные этапы эволюции науки об управлении под влиянием различных школ и подходов
Особенность эволюции управления как научной дисциплины заключалась в том, что она развивалась на основе нескольких школ управленческой мысли, которые частично совпадали, а частично дополняли и совершенствовали друг друга. Этим объясняется, что как в традиционном, так и в инновационном менеджменте использовались знания и приемы различных школ, а процесс управления опирался как на теоретические концепции менеджмента, так и на различные научные подходы и практические приемы.
Это объясняется высокой сложностью
и низкой детерминированностью объекта
управления. Фактически было необходимо
разработать алгоритмы
Менеджмент как наука является
междисциплинарным
Эволюция науки управления основывалась на обогащении содержания и принципов управления, а также на совершенствовании его функций, методов и приемов.
Различные концепции и подходы к инновационному менеджменту как к науке представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1 Классификация концепций и подходов в инновационном менеджменте
Основные, базовые подходы и концепции |
Формы их реализации и результаты |
||||||
Классическая школа |
|||||||
1. Принципы разделения труда. 2. Единство цели и руководства. 3 Власть и ответственность.
4 Соотношение централизации и децентрализации. 5 Вертикальная цепь менеджмента. |
1 Дисциплина. 2 Порядок. 3 Справедливость и вознаграждение. 4 Эффективность.
5 Подчинение главной цели компании. |
||||||
Поведенческая школа |
|||||||
1 В центре внимания человеческий ресурс. 2 Формирование организации с учетом специфики межличностных отношений. 3. Регулирование поведения персонала через потребности, интересы, ценности. 4. Мотивация персонала. |
1. Наиболее эффективное
использование потенциала 2. Повышение производительности.
3. Повышение удовлетворенности работника.
4. Гибкая система вознаграждений и поощрений. |
||||||
Научная школа |
|||||||
1. Использование научного анализа деятельности и задач менеджмента. 2. Отбор, обучение и оптимальная расстановка кадров. 3.Значение планирования и прогнозирования. 4.Значение обеспечения ресурсами.
5.Моральное и материальное стимулирование труда. |
1. Создание предпосылок для оптимального функционирования. 2. Увеличение производительности труда. 3. Повышение эффективности и стабильности производства. 4.Обеспечение бесперебойности хозяйственной деятельности. 5. Справедливость вознаграждения и повышение производительности. |
||||||
Процессный подход | |||||||
1. Понимание менеджмента как процесса. 2. Анализ факторов воздействия на процесс. 3. Процесс управления как система взаимосвязанных функций. 4. Роль координирующих
распорядительских и |
1. Гибкость, непрерывность и интенсивность управления. 2. Разработка и оптимизация функций управления. 3. Взаимосвязь и
4. Повышение эффективности управленческих решений. | ||||||
Системный подход | |||||||
1.Рассмотрение менеджмента
как сложной иерархической |
1.Логичность приемов
и методов воздействия, | ||||||
2. Анализ внешней и внутренней среды системы. |
2. На основании анализа
применение синтетических и | ||||||
3. Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую |
3. Повышение эффективности управленческих решений, их результативности. | ||||||
4. Вычленение из системы
научно-технической и " |
4. Применение технических,
социально-психологических, | ||||||
5. Учет прямых, обратных связей, эффектов взаимодействия и взаимообусловленности.
6. Функциональное единство элементов и подсистем. |
5. Гибкость, адаптивность
и приспособляемость к
6. Оптимальное функционирование
всех подсистем с высокой | ||||||
Социально-психологический подход | |||||||
1. В центре внимания личность работника. |
1 Оптимальное воздействие на работника. | ||||||
2 Исследование межличностных отношений. |
2 Оптимальная расстановка
кадров и оптимальное | ||||||
3 Исследование групповой динамики.
4. Использование конфликтологии.
5. Мотивация как единство
экономических, социальных и потребностей. 6. Применение теории ожиданий. |
3 Использование неформальных
методов координации, 4. Повышение эффективности управления 5. Единство морального и материального вознаграждений работника.
6. Глубокое удовлетворение
работой и достижение | ||||||
Жизнециклический подход |
|||||||
1. Рассмотрение жизненного
цикла организации как 2. Изучение стадий жизненных циклов.
3. Определение критических точек развития. 4. Прогнозирование и
планирование на основании 5. Выявление тенденций роста. |
1. Четкое планирование, координация и руководство.
2. Повышение информированности и компетентности менеджера. 3. Принятие более точных и оптимальных решений. 4. Возможность разработки эффективной стратегии. 5. Прогнозирование роста
развития фирмы и нахождение
путей диверсификации и |
||||||
Количественные математические подходы |
|||||||
1. Применение эконометрических моделей.
2. Применение аппарата производственных функций. 3. Применение методов
множественной регрессии по "затраты — эффективность". 4. Применение стохастических (вероятностных) моделей. |
1. Высокая точность, эффективность и качество управленческих решений. 2. Выбор приоритетных направлений развития фирмы. 3. Точность расчетов экономической эффективности производственной деятельности. 4. Устранение неопределенности результатов, снижение рисков. |
||||||
Проектный подход |
|||||||
1. Организация разработки, внедрения и коммерциализации новшества в виде инновационного проекта.
2. Бизнес-планирование проекта.
3. Анализ проекта.
4. Оценка проекта.
5. Организация финансирования инновационного проекта. |
1. Особый тип стратегического планирования, подбор необходимых производственно-технических и маркетинговых мероприятий. |
||||||
2. Многошаговая процедура
по исследованию новшества, 3. Проведение технико- 4. Оценка финансовой устойчивости и коммерческой эффективности проекта. Расчет срока окупаемости, индекса доходности, чистого дисконтированного дохода и внутренней нормы рентабельности. Учет рисков. 5. Определение потребности
в финансировании, поиск источников
и организация денежных |
|||||||
Маркетинговый подход |
|||||||
1. Ориентация инновационной фирмы на стратегию маркетинга.
2. Разработка конкретных
стратегий инновационного
3. Разработка стратегии проникновения новшества на рынок. |
1. Направленность деятельности
фирмы, ее подсистем, структур
и персонала на 2. Комплексное исследование
рынка. Анализ и прогноз
3. Установление цели,
выбор варианта и времени |
Понятие "инновационный проект" может рассматриваться в нескольких аспектах:
- как совокупность мероприятий для достижения инновационных целей,
- как процесс осуществления инновационной деятельности,
- как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти мероприятия.
Эти три аспекта подчеркивают значение инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью. Инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям.
Рыночные механизмы координации деятельности фирм и различных институтов в области разработки, внедрения и коммерциализации новшеств весьма несовершенны. Это объясняется и состоянием российской экономики, и неблагополучным инвестиционным климатом и инерционностью крупных промышленных фирм, и нехваткой ресурсов у малого бизнеса. Одной из наиболее благоприятных возможностей создания и внедрения новшеств является особая система организации и финансирования инновационных проектов.
Формирование инновационных
Таким образом, реализация замысла инновационного проекта обеспечивается десятками участников и организаций. Многообразие целей и задач инновационного развития определяет множество разновидностей инновационных и научно-технических проектов.
Рис. 4.1. Структура инновационного проекта
По предметно-содержательной структуре и по характеру инновационной деятельности проекты подразделяются на исследовательские, научно-технические, связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата, а также на проекты системного обновления предприятия. Кроме того, инновационные проекты подразделяются по уровню решения, по характеру целей, по виду инноваций, по периоду реализации. Виды инновационных проектов даны на рис. 4.2.
Разработка инновационного проекта – длительный и очень дорогостоящий процесс. От первоначальной идеи до эксплуатации этот процесс может быть представлен в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (рис. 4.3).
Инновационные проекты
характеризуются высокой неопре
Рис. 4.2. Классификация инновационных проектов
Рис. 4.3. Фазы разработки инновационного проекта
Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки. Не менее специфично для инновационного проекта по сравнению с инвестиционным наличие вариантов на всех стадиях жизненного цикла новшества. Если после отбора инвестиционного проекта осуществляется лишь одно-единственное решение, которое и следует реализовать, то инновационный проект требует новой переоценки и пересмотра на следующих этапах и в многочисленных контрольных точках. Инновация в своей основе характеризуется альтернативностью и многовариантностью решений. Отсюда возникает сложность ее прогнозирования. Это связано с оценкой будущей конкурентоспособности и рыночной адаптацией.
Инновации могут быть успешными, если будут подкреплены сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон – государства и частного сектора. Для выработки и осуществления таких экономически обоснованных, скоординированных действий инновационной стратегии России целесообразна разработка государственной информационной системы "Инновационная политика реального сектора экономики". Ее использование поможет предприятиям и организациям в корректировке стратегии и тактики их инновационной и предпринимательской деятельности.
Важным условием осуществимости инновационного проекта является выбор надежной базы прогнозирования и анализа новшества и привлечение к участию в проекте команды специалистов-профессионалов высокого класса, высококвалифицированных исполнителей, ответственных учредителей и кредиторов, заинтересованных в успехе реализации всех этапов нововведения. Зачастую в инновационных проектах большие сложности вызывает нахождение базовой модели.
Еще одной особенностью инновационного проекта является проблема выделения индивидуального нововведения как единицы наблюдения и анализа. Если в инвестиционном проекте это рутинная процедура, то вычленение одного новшества из взаимосвязанных множественных элементов инновационной деятельности оказывается самостоятельным сложным процессом. Интенсивные исследования в отдельном виде инновации вызывают сложную гамму сопутствующих "инкрементных", частичных, менее радикальных новшеств.
Информация о работе Научные подходы к инновационному менеджменту