Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 09:40, курсовая работа
Цель написания данной работы заключатся в описании и исследовании нематериальных мотиваторов.
Введение………………………………………………………..………………….3
1. Теоретические основы мотивации и стимулирования труда……….……….5
1.1. Содержательные и процессуальные теории мотивации………….....5
1.2. Современные формы и методы стимулирования продуктивной деятельности……………………………………………………….……………...9
2. Нематериальные мотиваторы как метод стимулирования………………...14
2.1. Нематериальные способы мотивации…………….………………...14
2.2. Забота о физическом и психическом здоровье работников……….17
3. Анализ использования нематериальных мотиваторов на предприятии ООО «Молочка»………………………………………………………………………..21
3.1. Характеристики и анализ деятельности ООО «Молочка»………...21
3.2. Анализ системы стимулирования на ООО «Молочка» и выработка рекомендаций по внедрению нематериальных стимулов…………………….23
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Л. Портер и Э. Лоулер
Изложенные теории позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое - либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.
Каждая
из теорий имеет что - то особенное, отличительное,
что дало ей возможность получить широкое
признание теоретиков и практиков и внести
существенный вклад в разработку знаний
о мотивации. Несмотря на принципиальные
различия, все теории имеют общее, позволяющее
установить определённые параллели между
ними. Характерной особенностью всех теорий
является то, что они изучают потребности
и дают их классификацию, позволяющую
делать выводы о механизме мотивации человека.
“Сравнивая классификации всех теорий,
можно отметить, что выделенные в различных
работах группы потребностей и механизмов
в определённой мере дополняют друг друга”.1
1.2.
Основные тенденции
изменения системы
стимулирования персонала
По мнению известных российских исследователей Травина В.В. и Дятлова В.А. стимулирование – это применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией и включения соответственных мотивов.
Не вызывает сомнения то, что, чем большее число разнообразных потребностей реализует человек посредством труда, чем разнообразнее доступные для него блага, а также чем меньшую цену по сравнению с другими видами деятельности ему приходится платить, тем важнее роль труда в его жизни, тем выше его трудовая активность. Из сказанного следует, что стимулами могут быть любые блага, удовлетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность. Другими словами, благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Сущность понятий “мотив труда” и “стимул труда” тождественна. В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), в другом – об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул). Поэтому можно сказать, что стимулирование труда – это способ вознаграждения работника за участие в производстве, основанное на сопоставлении эффективности труда и требований технологии. Механизм процесса мотивации представлен в прилож.1., схема 1.
Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определённые, заранее, зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирование у него мотивов труда.
Система мотивов и стимулов
труда должна опираться на
определённую базу –
Система стимулирования труда как бы вырастает из административно-правовых методов управления, но не в коем случае их не заменяет. Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. “Цель стимулирования – не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями”.1
Существующая ранее система стимулирования трудовой активности в значительной мере оказалась малоэффективной и стала одной из причин кризиса труда. Несмотря на богатейшие природные ресурсы и огромные капиталовложения в основные фонды, экономика страны оказалась в тяжёлом состоянии.
Наряду
с другими причинами это
Последнее десятилетие трудовое сознание характеризовалось отчуждением труда. Прежде всего, это касается работы в общественном производстве. Основные причины такого положения следующие:
Результатом отчуждения труда стала общая трудовая пассивность. Работа в общественном производстве во многом потеряла престиж, перестала быть значимой социальной ценностью.
Лишь в настоящее время российские предприниматели начинают понимать необходимость внедрения системы стимулирования работников на своих предприятиях.
Система морального и материального стимулирования труда в различных компаниях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности людей и как следствие повышение эффективности труда и его качества. Известный японский менеджер Л. Якокка писал: “Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей”.
Все
стимулы условно можно
К материальному вознаграждению относят:
Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, есть люди, потребность для которых в деньгах уже выросла до определенного предела и они стали условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. Теперь в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека.
По-
настоящему эффективными стимулами
являются нематериальные. Только благодаря
им можно действительно заставить наших
граждан смотреть на свою работу как на
место самореализации.
2.
Нематериальные способы
мотивации
К нематериальным способам мотивации относятся организационные и морально - психологические.
Организационные способы включают в себя, прежде всего, привлечение работников к участию в делах организации, которое предполагает, что им предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера. Важную роль играет мотивация перспективы приобрести новые знания и навыки, что делает работников более независимыми, самостоятельными, придаёт им уверенность в завтрашнем дне.
Совершенствование организации труда - содержит постановку целей, расширения трудовых функций, обогащения труда, производственную ротацию, применение гибких графиков, улучшению условий труда.
Постановка целей предполагает, что правильно поставленная цель путем формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для работника.
Расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в работу персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним работником. В результате удлиняется рабочий цикл у каждого работника, растет интенсивность труда. Применение данного метода целесообразно в случае недозагруженности работников и собственного желания их расширить круг своей деятельности, в противном случае это может привести к резкому сопротивлению со стороны работников.
Обогащение
труда подразумевает
Для массовых рабочих профессий лучше всего использовать производственную ротацию, которая предполагает чередование видов работы и производственных операций, когда рабочие в течение для периодически обмениваются рабочими местами, что характерно преимущественно для бригадной формы организации труда.
Улучшение условий труда - острейшая проблема сегодняшнего дня. Значимость условий труда возрастает как одна из важнейших потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определенной производительности труда и его эффективности.
Следует отличать еще одну сторону этой проблемы - низкая трудовая культура самих работников. Длительное время, работая в неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях, человек не умеет, да и не хочет правильно организовывать свое рабочее место. В последнее время на наших передовых предприятиях в качестве эксперимента стали внедряться японские методы управления производительности, одним из которых является повышение культуры производства. Соблюдение пяти принципов работы является одним из элементов трудовой морали.
Состояние рабочего места оценивается ежедневно при проверке побальной оценки на соответствии его содержания указанным правилам. Рабочие прямо заинтересованы в постоянном поддержании в хорошем состоянии своего места, так как в этом случае увеличивается на 10% тарифная часть его заработка. Применение такой системы позволяет повысить уровень культуры производства и способствует росту производительности труда.