Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:55, реферат
Главная цель данной работы показать, какое множество нововведений существует и что нововведение является одной из важнейших составных частей управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. А выбор и наличие правильно выбранной стратегии нововведения могут на порядок повысить конкурентоспособность компании.
Для реализации поставленной цели данной работы были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие нововведения
Рассмотреть классификацию и виды стратегий нововведений
На примере Управления Федеральной Почтовой Связи Нижегородской области рассмотреть опыт внедрения нововведений
Введение
1. Сущность и классификация нововведений
1.1 Понятие нововведения, его различие и сходство с инновацией
1.2 Классификации нововведений
2. Виды стратегий нововведений
2.1 Понятия и роль инновационных стратегий
2.2Стратегии нововведений в зависимости от среды предприятия
2.3 Классификация инновационных стратегий на основе видов конкурентного поведения
3. Нововведения - ключ к успеху: практика нововведений в организации на примере УФПС Нижегородской области
3.1 Характеристика деятельности Управления Федеральной Почтовой связи Нижегородской области
3.2 Новая технология по выплате пенсий и пособий
3.3 Комплекс инновационных продуктов Нижегородского УФПС
Заключение
4) псевдоинновации, которые, по мнению Ю. В. Яковца, направлены на улучшение моделей машин и технологий, представляющих вчерашний день техники. [15]
Следует отметить, что подходы Г. Менша и Ю. В. Яковца сосредоточивают свое внимание на рассмотрении исключительно технологических нововведений, при этом используется единственный критерий классификации, в роли которого выступает степень радикальности инновации, уровень ее новизны, поэтому оба данных подхода к классификации инноваций носят в существенной степени ограниченный характер.
В свете этого
следует отметить, что рядом российских
ученых предлагаются подходы, в основе
которых лежит
П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций. [2]
Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву
Классификационный признак |
Классификационные группировки инноваций |
1. Область применения. |
Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др. |
2. Этапы НТП,
результатом которых стала |
Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные. |
3. Степень интенсивности. |
«Бум», равномерная, слабая, массовая. |
4. Темпы осуществления инноваций. |
Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные. |
5. Масштабы инноваций. |
Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие. |
6. Результативность. |
Высокая, низкая, средняя. |
7. Эффективность инноваций. |
Экономическая, социальная, экологическая, интегральная. |
В.В. Горшков
и Е.А. Кретова в качестве основы
классификационной схемы иннова
С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:
инновации на «входе» в предприятие;
инновации на «выходе» из предприятия;
инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.
По целевому
изменению инновации
технологические (Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения, реализация мероприятий по охране окружающей среды.),
производственные
(Расширение производственных мощностей,
диверсификация производственной деятельности,
изменение структуры
экономические (Изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализация системы калькуляции затрат.),
торговые (Использование методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или взыскание финансовых ресурсов в форме кредитов, займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов и т.п.),
социальные (Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями.)
инновации в области управления (Улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации, рационализации канцелярской работы и т.д.) [17]
Иные признаки положены в классификацию инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей. [6]
Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой
1. Причина возникновения |
1.1. Реактивные. |
1.2. Стратегические. |
1.1. Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. |
1.2. Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе. | |
2. Предмет и сфера приложения. |
2.1. Продуктовые. |
2.1. Новые продукты и услуги. |
2.2. Рыночные. |
2.2. Открытие
новых сфер применения | |
2.3. Инновации-процессы. |
2.3. Технология,
организация производства и | |
3. Характер удовлетворя -емых потребностей. |
3.1. Ориентирование на существующие потребности. |
3.1. Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично. |
3.2. Ориентирование на формирование новых потребностей. |
3.2. Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п. |
Подход С.Д. Ильенковой
к классификации инноваций
Кроме того, следует
отметить тот факт, что место на
предприятии как
Классификация инноваций по С.Д. Ильенковой
Классификационный признак |
Виды инноваций |
1. Технологические параметры |
Продуктовые, процессные |
2. Новизна |
Новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для предприятия |
3. Место на предприятии |
Инновации на "входе", инновации на "выходе", инновации системной структуры |
4. Глубина вносимых изменений |
Радикальные (базовые), улучшающие, модификационные |
5. Сфера деятельности |
Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления |
И.Т. Балабанов
предлагает нам следующую классификацию.[
Классификационный признак |
Виды инноваций |
1. Целевой признак |
Кризисные инновации, инновации развития |
2. Внешний признак |
Инновации в форме продукта и в форме операции |
3. Структурный признак |
Производственно-торговые, социально-экономические, финансовые, управленческие |
Самая детальная и оригинальная на наш взгляд типология дана А.И. Пригожиным. Он предложил классифицировать нововведения [5]:
1. По распространенности:
• единичные;
• диффузные.
2. По месту в производственном цикле:
• сырьевые;
• обеспечивающие (связывающие);
• продуктовые.
3. По преемственности:
• замещающие;
• отменяющие;
• возвратные;
• открывающие;
• ретровведения.
4. По охвату ожидаемой доли рынка:
• локальные;
• системные;
• стратегические.
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
• радикальные;
• комбинаторные;
• совершенствующие.
П.Н. Завлин предлагает взять за основу классификации следующие признакам:
по значимости;
по направленности;
по отраслевой структуре жизненного цикла;
по глубине изменения; по отношению к разработке;
по масштабам распространения;
по роли в процессе производства;
по характеру удовлетворяемых потребностей;
по степени новизны;
по времени выхода на рынок;
по причинам возникновения;
по предмету;
по сфере приложения; [11]
Степаненко
Д.М. считает целесообразным закрепить
следующую последовательность критериев
классификации прогрессивных
1. Уровень новизны инновации:
1.1. радикальные инновации;
1.2. улучшающие инновации.
2. Масштаб новизны инновации:
2.1. инновации, новые в мировом масштабе;
2.2. инновации, новые в республике;
2.3. инновации,
новые для отрасли в
2.4. инновации, новые для предприятия.
3. Характер инновации:
3.1. продуктовые инновации;
3.2. процессные инновации;
3.3. организационные инновации;
3.4. экономические инновации;
3.5. социальные инновации.
4. Частота применения инновации:
4.1. разовые инновации;
4.2. повторяющиеся инновации.
5. Сфера народного хозяйства, где внедряется инновация:
5.1. материальное производство;
5.2. наука;
5.3. сфера услуг;
5.4. социальная сфера.
6. Область применения инновации:
6.1. инновации для внутреннего применения на предприятии;
6.2. инновации для накопления на предприятии;
6.3. инновации, предназначенные для продажи.
7. Форма инновации:
7.1. открытия, изобретения, патенты;
7.2. рационализаторские предложения;
7.3. ноу-хау;
7.4. товарные
знаки, торговые марки,
7.5.новые документы,
описывающие технологические,
8. Вид эффекта,
получаемого в результате
8.1. экономический;
8.2. экологический;
8.3. научно-технический;
8.4. социальный;
8.5. интегральный. [14]
Рассматривая
различные подходы к классифика
Безусловно, данные классификации не являются исчерпывающими, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой. Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым, создавая вариантность выбора решений.
2. Виды стратегий нововведений
2.1 Понятие и роль инновационных стратегий
Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.
Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).
Четко сформулированная
стратегия важна для продвижени
Информация о работе Нововедение как составная часть управления предприятием