Нововедение как составная часть управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:55, реферат

Описание

Главная цель данной работы показать, какое множество нововведений существует и что нововведение является одной из важнейших составных частей управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. А выбор и наличие правильно выбранной стратегии нововведения могут на порядок повысить конкурентоспособность компании.
Для реализации поставленной цели данной работы были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие нововведения
Рассмотреть классификацию и виды стратегий нововведений
На примере Управления Федеральной Почтовой Связи Нижегородской области рассмотреть опыт внедрения нововведений

Содержание

Введение
1. Сущность и классификация нововведений
1.1 Понятие нововведения, его различие и сходство с инновацией
1.2 Классификации нововведений
2. Виды стратегий нововведений
2.1 Понятия и роль инновационных стратегий
2.2Стратегии нововведений в зависимости от среды предприятия
2.3 Классификация инновационных стратегий на основе видов конкурентного поведения
3. Нововведения - ключ к успеху: практика нововведений в организации на примере УФПС Нижегородской области
3.1 Характеристика деятельности Управления Федеральной Почтовой связи Нижегородской области
3.2 Новая технология по выплате пенсий и пособий
3.3 Комплекс инновационных продуктов Нижегородского УФПС
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Основы классификации нововведений .doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

Все большее  число фирм признает необходимость  стратегического планирования и  активно внедряет его. Это обусловлено  растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.

Выбор инновационной  стратегии зависит от следующих  факторов:

Рыночной стратегии  организации;

Научно-технического уровня производства;

Технического  уровня производимой продукции;

Темпов обновления продукции;

Уровня квалификации персонала;

Размера и эффективности  использования капитала;

Финансово-экономического состояния организации; [12]

С выбором стратегии  связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.

Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

Стратегии вообще и инновационные в частности направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия.

Инновационная стратегия разрабатывается на уровне национальной экономики, отрасли, компании, предприятия и является одним из средств достижения его целей. Потому часто инновационную стратегию определяют как совокупность мер для достижения инновационных целей.

Инновационные стратегии предприятия разрабатываются для достижения следующих целей:

Обеспечения конкурентной позиции предприятия

Реакции на влияние  внешней среды

Возможности с  помощью преимущественно продукт - инноваций занять другую, ранее  не занимаемую рыночную нишу

Возможности уйти от конкуренции путем создания новой рыночной ниши

Возможности увеличить  объемы производства продукции [9]

Каждая стратегия  в процессе своей реализации образует тот или иной поток стратегических изменений как внутренней, так  и внешней среды фирмы. Многие из этих изменений новы и неожиданны для фирмы и ее контактной аудитории, т.е. стратегиям присущ инновационный характер. 

 

 

2.2 Стратегии  нововведений в зависимости от  среды предприятия

В рамках стратегического  менеджмента выработан ряд базовых  стратегий, получивших широкую известность в теории и практике. Чаще всего их делят на следующие группы:

Стратегии интенсивного роста

Стратегии интеграционного  развития

Стратегии диверсификации

Стратегии сокращения

Каждая из базовых  стратегий в той или иной степени имеет инновационную составляющую или включает инновационные стратегии. Необходимость разработки инновационной стратегии возникает там и тогда, где и когда формируется комплекс изменений внешней среды, связанный:

С появлением на рынке базовых новшеств,

С конкретными изменениями  техники и технологии в соответствии с коммерциализацией базовых  новшеств,

С появлением на рынке новых  конкурентов с высокой инновационной  активностью,

С глобальными изменениями  внешнеэкономической обстановки. [13]

В зависимости от особенностей внешней и внутренней среды предприятия инновационные стратегии могут быть рассмотрены по следующим направлениям.

Стратегия технологического лидера (наступательная, пионерная) характеризуется постоянной разработкой технологических инноваций. Основным мотивом является признание продукта или технологии как образца с продолжением лидерства путем модификаций и других инноваций, направленных на более полный охват рынка и снижение издержек.

Стратегия следования за лидером (оборонительная) включает инновационное развитие реакционного характера – реакция на изменение во внешней среде, в частности на инновации конкурентов. Она базируется на максимально быстрой абсорбции инноваций и расширении рыночной базы. Выгода стратегии в том, что предприятие может концентрироваться на продуктах (работах, услугах), уже получивших признание рынка.

Стратегия диверсификации включает развитие комплексных инноваций в различных сферах: усовершенствование старой продукции, расширении кодификационного ряда, технологии, маркетинге, финансах, сбыте, орган6изационных структурах, переработки информации, социальной, экологической областях, использование новых принципов и методов формирования ценовой политики, изменение имиджа предприятия, создание новых целевых сегментов.

Стратегия имитации базируется на использовании известных технологий и их необходимом развитии в соответствии с требованиями специфического рынка. Она предусматривает только опытно-конструкторские работы для освоения приобретаемых лизенций и ноу-хау. [9]

2.3 Классификация  инновационных стратегий на основе  видов конкурентного поведения

Ярко выраженный инновационный характер имеют так  же некоторые конкурентные стратегии. К ним относятся:

Виолентная  стратегия, ориентированная на снижение издержек производства, за счет массового выпуска сравнительно недорогих, но вполне доброкачественных товаров. Девиз – «дешево, но прилично»;

Патиентная  стратегия, ориентированная на выпуск ограниченного количества дорогой  высококачественной продукции, реализуемой по очень высокой цене ограниченному кругу потребителей. Девиз – «дорого, зато хорошо»;

Коммутантная  стратегия, реализуемая малыми предприятиями, приспособление к удовлетворению небольших  по объему потребностей рынка. Как правило, малые предприятия, придерживающиеся этой стратегии, не располагают научно-техническими заделами. Девиз – «вы доплачиваете за то, что мы решаем именно ваши проблемы»;

Эксплерентная стратегия, ориентированная на радикальные  нововведения; реализующие ее фирмы являются пионерами на рынке. Девиз – «лучше и дешевле, если получится». [10]

Рассмотрим  более подробно каждую из стратегий.

Виолентная  стратегия характерна для крупных компаний и предприятий, являющихся технологическими лидерами в сфере массового и крупносерийного производства. Крупные фирмы и компании проводят НИОКР, осваивают наукоемкие технологии и выпускают продукцию высокого качества по доступным ценам. В то же время значительная часть крупных производителей продукции не всегда идет на риск и предпочитает оставаться на вторых ролях, уделяя основное внимание снижению издержек производства за счет применения ресурсосберегающих технологий и модернизации выпускаемой продукции.

Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой, и, естественно, им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентом.

Эти фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и  дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции. Их постоянная проблема – загрузка мощностей.

Продукция виолентов обладает высоким качеством, связанным с высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству.

Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они  могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т. д. В основном виоленты участвуют в проведении плановых поисковых и прикладных НИР (особенно в фармацевтической промышленности), в создании новых моделей и модернизации ранее выпускаемой техники.

Фирмы-патиенты могут быть разных размеров: малые, средние и даже изредка крупные. Патиентная стратегия – это стратегия дифференциации продукции и занятия своей ниши, узкого сегмента рынка. В патиентной (нишевой) стратегии четко прослеживается две составляющие подстратегии: ставка на дифференциацию продукта; необходимость сосредоточить максимум усилий на узком сегменте рынка.

Многие промышленные организации проводят специализацию  производства с целью дифференциации продукции в интересах потребителя  и занятия своей ниши в узком сегменте рынка. Дифференциация продукции – шаг навстречу тому потребителю, которому не нужна массовая стандартная продукция. Она позволяет также патиенту открыть свое дело по производству дифференцированной продукции. При этом патиент использует различия в качестве товара, сервисе и рекламе.

Также необходимо найти или создать собственную  нишу. Пути: участие в модификации  серийной продукции; исполнение специфических  заказов и др. Ниша должна отличаться устойчивой обособленностью. В роли стабилизатора достигнутой дифференциации товара могут вступать: уникальный технологический опыт; особая сбытовая сеть; исторический престиж марки.

Фирма накапливает  опыт и концентрирует ресурсы  в избранной узкой области, все, более обособляя нишу и отсекая  конкурентов. Оборот быстро растет. Растет популярность товара. О появившемся новом товаре с особыми достоинствами узнает все более широкий круг потенциальных потребителей. Фирма становится высокодоходной, оставаясь небольшой по размерам.

Рискованные прорывы  в ранее неизвестные или малоизвестные области знаний в соответствии с классификацией конкурентного поведения осуществляют фирмы-экплеренты, в основном небольшие по размеру организации. Их главная роль в экономике – инновации в области создания принципиально новых продуктов и наукоемких технологий во всех отраслях общественного производства.

Фирмы-эксплеренты - в основном небольшие организации. Их главная роль в экономике –  инновационная, состоящая в создании радикальных, «прорывных» нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели радикальных нововведений фирмы-эксплеренты, отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР.

Фирма-эксплерент в своем развитии сначала созидается или существует как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости идеей, не отличается от множества других мелких и средних фирм. Однако она ведет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. Все средства, по большей части привлеченные, тратятся на ОКР. На рынок первоначально ничего не поставляется. Деятельность фирмы подчинена главной задаче – подготовке конкурентоспособного нового товара.

Коммутантная  стратегия типична для мелких и малых организаций. Конкурентными преимуществами малых форм инновационной деятельности таких организаций являются:

высокая эффективность  управления и прозрачность производственно-хозяйственной  деятельности;

хорошая приспосабливаемость  мелких фирм и организаций в силу уникальных и нетипичных мотивов предпринимательства;

низкие издержки производства и затраты на НИОКР, управление, складские и рекламные  работы;

легкость ухода  с рынка в связи с переходом  к новому бизнесу;

поддержка государства  и/или местных органов. [16]

Мелкие фирмы, удовлетворяя локальный и узкогрупповой  или даже индивидуальный спрос, тем  самым связывают экономику на всем пространстве. Они берутся за все, что не вызывает интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая. Поэтому их назвали «коммутанты». Из сказанного можно сделать вывод, что фирму можно назвать по типу стратегии только в том случае, когда она специализируется на одном виде выпускаемого товара или выполняемой услуги. Если фирма производит несколько видов товара, то по ним она часто применяет разные стратегии.

 

3. Нововведения - ключ к успеху: практика нововведений  в организации на примере УФПС  Нижегородской области 

 

3.1 Характеристика  деятельности Управления Федеральной  Почтовой связи Нижегородской области

С давних времен почта осуществляет связь людей, поколений, связь времен. На базе почты  развивались средства электросвязи, транспорта, строились почтовые тракты и дороги, гостиничные комплексы  и банки.

УФПС Нижегородской области - это:

- часть единого национального почтового оператора ФГУП «Почта России»;

- более 1000 объектов  почтовой связи по городу и  области (23 почтамта, 1103 отделений и пунктов почтовой связи);

- около 10000 профессиональных, преданных своей профессии почтовых  работников, которые обслуживают почти 3,5 млн. жителей области;

- широкий спектр  услуг, перечень которых неуклонно  расширяется сообразно с требованиями  времени.

На территории Нижегородской области находится 4829 населенных пунктов. Услуги почтовой связи оказываются в 4714 сельских населенных пунктах.

Услуги почтовой связи в Нижегородской области  предоставляют 1103 отделений и пунктов  почтовой связи. Услугами почтовой связи  охвачены все населенные пункты области. В филиале работают 9 879 человек, из них 3 203 штатных единиц почтальонов.

Информация о работе Нововедение как составная часть управления предприятием