Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:16, курсовая работа
Корпоративная организация - добровольное объединения физических и (или) юридических лиц, организованное на началах членства их участников.
Понятие "корпорация" происходит от латинского "corporatio", что означает "объединение".
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной организации ……………………………………………………………………….5
1.1. История формирования корпоративных организаций.…………………….5
1.2. Классификация корпоративных организаций ……………………………..8
Глава II. Условия формирования корпоративной организации ……………..18
2.1. Внешняя среда, как объективный фактор формирования корпоративной организации ……………………………………………………………………..18
2.2. Внутренняя среда, как объективный фактор формирования корпоративной организации ……………………………………..…………….25
Глава III. Формирование и развитие Apple Inc.….……………………………28
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………...34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной организации ……………………………………………………………………….5
1.1. История формирования корпоративных организаций.…………………….5
1.2. Классификация корпоративных организаций ……………………………..8
Глава II. Условия формирования корпоративной организации ……………..18
2.1. Внешняя среда, как объективный фактор формирования корпоративной организации ……………………………………………………………………..18
2.2. Внутренняя среда, как объективный фактор формирования корпоративной организации ……………………………………..…………….25
Глава III. Формирование и развитие Apple Inc.….……………………………28
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Корпоративная организация - добровольное объединения физических и (или) юридических лиц, организованное на началах членства их участников.
Понятие "корпорация" происходит от латинского "corporatio", что означает "объединение".
В основе формирования и функционирования корпоративных образований лежат организационные процессы концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования, интернационализации, диверсификации и синергии производства и капитала. Здесь же необходимо отметить и использование новейших информационных технологий. В целом общество развивается в направлении образования единого экономического пространства, где основными хозяйствующими субъектами становятся не страны, а различные организационно-экономические объединения, и в первую очередь корпорации.
Важнейший принцип, лежавший в основе индустриальной корпорации с самого ее возникновения, – максимальная эффективность производства (снижение затрат, повышение объемов выпуска продукции и максимизация прибыли). Как следствие, одним из определяющих показателей ее успеха является стремление к лидерству в какой-либо сфере. Классическая корпоративная структура предполагает четкое разграничение собственности и управления, противопоставляя наемных работников владельцам компании.
Например,
корпорации в США охватывают достаточно
широкий круг организаций, которые можно
разделить на четыре группы:
1) публичные (public) ~ государственные и муниципальные
органы,
2) полупубличные (quasi-public) ~ корпорации,
служащие общим нуждам населения (корпорации
в области снабжения населения газом,
водой электричеством),
3) предпринимательские (private, business or profit-making)
~ корпорации, действующие с целью получения
прибыли,
4) непредпринимательские (non-profit) ~ корпорации,
которые не преследуют цели получения
прибыли (религиозные организации, школы,
благотворительные фонды).
Экономические признаки ~ "основные
черты современной корпоративной организации
следующие:
• собственность корпорации определяется
долями в собственном капитале компании;
• акционеры контролируют компании, собственниками
которых они являются;
• управляющие и директора в корпорациях
обладают юридическим правом принятия
решений.
По мнению П. Самуэльсона и В. Нордхауса
корпорация есть "юридическое лицо,
которое может самостоятельно продавать
и покупать, занимать деньги, производить
товары и услуги и вступать в контрактные
отношения; имеет право ограниченной ответственности,
в соответствии с которым инвестиции каждого
из собственников корпорации ограничены
строго определенным размером.
I. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной организации.
1.1 История формирования корпоративных организаций.
Первое упоминание о корпорации мы можем увидеть ещё в Древнем Риме. Это отличный пример зарождения основ и фундаментальных положений классической корпорации. Дела корпорации вели лица, избираемые её членами, структура состояла из иерархии руководства, направленность и цели были устремлены к получению максимального вида прибыли и анализа экономических тенденций. Но, в отличии от классической моделей, древнеримская исключала вхождение в корпорацию круга подчиненных. Как правило, это были наемные работники, никаких долевых и юридических прав по отношению к создаваемому предприятию они не имели. Собственность корпорации при её ликвидации делилась между составом участников на момент ликвидации.
У слова “корпоративная организация” есть три значения. Первое и второе не имеют прямого отношения к нашему разговору.
Первое
значение слова “корпорация” —
конкретный тип юридического лица,
переводимый калькой с
Второе значение слова “корпорация” — профессиональное объединение, широко распространенное в средние века: корпорация кожевенников, суконщиков, золотых дел мастеров и пр. Такие корпорации существовали веками. В основном они связаны с феодализмом.
Третье
значение слова “корпорация” —
некое зеркальное отражение или
возобновление, возрождение этого
исторического феномена на новой
основе.
В настоящее время корпоративные организации включают в себя кpyпныe пpoмышлeнныe и пpoмышлeннo-тopгoвыe aкциoнepныe пpeдпpиятия, финaнcoвo-пpoмышлeнныe гpyппы, xoлдингoвыe и тpaнcнaциoнaльныe кoмпaнии.1
В XIX в.
юридические лица подразделялись на
корпорации и учреждения. Среди корпораций
выделялись: а) товарищества, б) общества
с внешним единством, в) собственно
корпорации. Товарищества определялись
как объединения не очень большого числа
лиц, соединяющих собственные усилия для
достижения общей цели. В их число входили
полные товарищества (торговые дома), товарищества
на вере (коммандитные), а также производственные
ассоциации (артели). Имущество товарищей
считалось их общей собственностью, прибыль
делилась пропорционально внесенным долям,
смерть одного из членов влекла за собой
прекращение товарищества, поэтому статусом
юридического лица они не обладали.
Общества с внешним единством представляли
собой более сложное объединение. Они
состояли из большого числа членов, рассматривались
по отношению к посторонним лицам (в отличие
от полных товариществ) как единое целое
и имели избираемый общим собранием особый
орган, считавшийся представителем общества.
К этой категории относились акционерные
компании, банки, научные, литературные
и артистические общества, клубы. Являясь
с внешней стороны особыми юридическими
единицами, они во внутренних отношениях
между членами строились почти на тех
же началах, что и товарищества ~ имущество,
прибыль и долги считались общими для
всех членов и распределялись пропорционально
их вкладам. Юридическими лицами они, в
целом, не признавались, а рассматривались
в качестве особой группы юридических
отношений, основанных на договоре товарищества.
Юридическими лицами признавались только
корпорации, т. к. они обладали свойством
выступать как единое целое не только
во внешних отношениях, но и во внутренних.
Имущество членов корпорации считалось
не общим имуществом членов, а принадлежащим
самой корпорации как субъекту права.
Выход отдельного члена из состава корпорации
не влиял на ее существование, воля ее
выражалась не общим собранием членов,
а особым органом, представляющим ее в
отношениях с другими субъектами права.
Наконец, имущество корпорации после прекращения
ее деятельности подлежало не разделу
между членами, а считалось выморочным
и поступало в казну. Статусом корпорации
обладали такие виды объединений, как
городские, сельские и церковные общины.
Наиболее сильный рост и развитие, а также становление норм, корпоративная организация приобрела в 20-м веке. Этот рост был обусловлен несколькими факторами. Резким развитием высоких технологий, повысивших уровень интерактивности корпорации с рынком, открывавших новые возможности и ставшим одним из основных источников инноваций. Также сами корпорации при этом становились демократичнее: в 1900 г. в США более половины их руководителей были выходцами из высших слоев общества, а к 1976 г. – лишь 5,5%, это способствовало более рациональному созданию аппарата управления. Так, участником руководства компании мог стать любой талантливый, образованный, обладающий необходимыми навыками человек. Большой акцент ставился на интеллектуальный капитал компании. В 1998 г. более 60% высших менеджеров 500 крупнейших американских корпорации имели докторскую степень (половина из них – в экономических или юридических науках).
В будущем корпоративная организация – это организация с кардинально переработанной схемой управления. Это будет аппарат, ориентированный не на старую модель «руководство - подчиненные», а на новую - «партнеры». Такое управление организует деятельность не на основе приказов руководителя, решения большинства и даже консенсуса, а на базе внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, управлении знаниями, сменяющем прежнее научное управление индустриальной эпохи, становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества. Такой вид управления изначально лишен конкурентной борьбы между руководством и подчиненными, желающими занять более высокую должность, а в конце концов и место самого руководства. Люди, в таком объединение, преданы общей цели и ориентированы на её достижение.
1.2 Классификация корпоративных организаций.
Известными
моделями корпоративных организаций по
признаку управления являются:
Англо-американская — основными механизмами
реализации этой модели являются совет
директоров, рынок ценных бумаг и рынок
корпоративного контроля. Банки не имели
права иметь в своем распоряжении, прямо
или косвенно (закон Гласса-Стигала, 1933).
Фактически сейчас он перестал действовать,
но долгое время являлся существенным
регулирующим фактором.
Немецкая (европейская) — в ее основе
лежит принцип социального взаимодействия,
в круг основных stake-holder’ов, в отличие
от американской, входят и ключевые поставщики,
и трудовой коллектив, и потребители продукции,
а также банки и различные общественные
организации. Основные элементы этой модели
— двухуровневый совет директоров (управленческий
и наблюдательный советы), представительство
всех заинтересованных сторон, универсальные
банки как владельцы существенных пакетов
акций и перекрестное владение акциями.
Японская — сначала это были известные
семейные группы дзайбацу, сейчас это
кейрецу — современные финансово–промышленные
группы, вертикально или горизонтально
ориентированные холдинги. Банк играет
здесь ключевую роль. Огромную роль играют
различные неформальные объединения —
клубы, союзы, ассоциации. При этом по формальным
признакам модель почти не отличается
от англо-американской.
Предпринимательская — характерна
для стран с переходной экономикой. В ней
присутствуют все необходимые элементы
корпоративного управления, но ни один
из них в реальной действительности не
работает. Государственное регулирование
в этих условиях и экономическая политика
несистемны, зависят от политических интересов
различных групп чиновников, «олигархов»
в российских реалиях и создают высокую
степень неопределенности, оказывая дезорганизующее
влияние на процессы корпоративного управления.
Основное в этой модели — отсутствие разделения
права собственности и контроля, управления.2
Так же корпоративные организации по форме организации:
Классическая корпорация и пределы ее развития
Важнейший
принцип, лежавший в основе индустриальной
корпорации с самого ее возникновения,
– максимальная эффективность производства
(снижение затрат, повышение объемов
выпуска продукции и
по мере развития общественного производства, повышения уровня жизни, формирования разнообразных потребностей ечение многих десятилетий представляла собой нечто застывшее. Напротив и перехода работников к иным внутренним ценностным установкам она меняла привычные формы и совершенствовала свою внутреннюю структуру. Только во второй половине XX в. на этом пути можно выделить три хорошо различимых периода.
Первый из них западными исследователями обычно характеризуется терминами “постфордизм” или “этап гибкой специализации”, отходом от установки на массовое производство. Важнейшей предпосылкой для таких сдвигов стал научно-технический прогресс 50 – 60-х годов, вылившийся в распространение новых технологий, которые способствовали децентрализации, демассификации и фрагментации производства и требовали повышения квалификации работников, роста их самостоятельности.
Второй этап пришелся на 70-е и начало 80-х годов и ознаменовался, прежде всего, формированием децентрализованных и деиерархизированных систем управления, подготавливавших передачу права на принятие решений на максимально низкий уровень, что отвечало возросшему творческому потенциалу работников. Отмечу, что эта трансформация (как и предыдущая) еще не затрагивала глубинных, сущностных форм корпоративной организации.
Третий этап (80-е – первая половина 90-х годов) фактически завершает историю классической индустриальной корпорации. На данной стадии она превращается в специфическую социальную общность, что резко меняет ее внутреннюю структуру.
В этом плане важны следующие моменты:
ведущую роль в таком образовании играют так называемые работники интеллектуальной сферы. От них не в меньшей мере, чем от владельцев, зависит ее успех, они обладают гораздо большей свободой, чем традиционный наемный персонал, и, как следствие, предпочитают трудиться не на фирму, а вместе с ней, работать как коллеги, а не как подчиненные;
Информация о работе Объективные условия формирования корпоративной организации