Объективные условия формирования корпоративной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:16, курсовая работа

Описание

Корпоративная организация - добровольное объединения физических и (или) юридических лиц, организованное на началах членства их участников.
Понятие "корпорация" происходит от латинского "corporatio", что означает "объединение".

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной организации ……………………………………………………………………….5
1.1. История формирования корпоративных организаций.…………………….5
1.2. Классификация корпоративных организаций ……………………………..8
Глава II. Условия формирования корпоративной организации ……………..18
2.1. Внешняя среда, как объективный фактор формирования корпоративной организации ……………………………………………………………………..18
2.2. Внутренняя среда, как объективный фактор формирования корпоративной организации ……………………………………..…………….25
Глава III. Формирование и развитие Apple Inc.….……………………………28
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

основы менеджмента -Объективные условия формирования корпоративной организации-.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

производственная деятельность компании перестает быть совокупностью отдельных операций, в полной мере превращаясь в процесс. В результате решающие позиции начинают занимать специалисты, обладающие наиболее полной и адекватной информацией о нем (иногда их называют “собственниками процесса”);

важнейшим элементом, цементирующим единство корпорации, становится уже не простая  материальная зависимость сотрудников  от хозяев, а специфическая культурная общность персонала, в рамках которой  “моральное единство обеспечивает основу для взаимного доверия”.

Итак, в  последние годы завершившегося века классическая корпорация прошла через  сущностную трансформацию, обусловленную резким ростом роли работников интеллектуальной сферы в обеспечении эффективности ее деятельности, вследствие чего традиционный фактор собственности на средства производства утратил свое основополагающее значение. Она во все большей степени становится антииерархической структурой.

Отмечу, что эволюция индустриальной корпорации по мере развития общественного производства, повышения уровня жизни, формирования разнообразных потребностей ечение многих десятилетий представляла собой нечто застывшее. Напротив и перехода работников к иным внутренним ценностным установкам она меняла привычные формы и совершенствовала свою внутреннюю структуру. Только во второй половине XX в. на этом пути можно выделить три хорошо различимых периода.

В этом плане важны следующие моменты:

ведущую роль в таком образовании играют так называемые работники интеллектуальной сферы. От них не в меньшей мере, чем от владельцев, зависит ее успех, они обладают гораздо большей свободой, чем традиционный наемный персонал, и, как следствие, предпочитают трудиться не на фирму, а вместе с ней, работать как коллеги, а не как подчиненные4;

производственная деятельность компании перестает быть совокупностью отдельных операций, в полной мере превращаясь в процесс. В результате решающие позиции начинают занимать специалисты, обладающие наиболее полной и адекватной информацией о нем (иногда их называют “собственниками процесса”);

важнейшим элементом, цементирующим единство корпорации, становится уже не простая  материальная зависимость сотрудников  от хозяев, а специфическая культурная общность персонала, в рамках которой  “моральное единство обеспечивает основу для взаимного доверия”5.

Этатистские корпорации и их ограниченность

Большую часть ХХ в. западный мир с его  саморегулирующейся рыночной экономикой провел в условиях жесткого противостояния разным этатистским режимам главная цель– не достижение максимальной эффективности производства, а реализация задач, поставленных государством способность добиваться успехов лишь на относительно узких направлениях

успехи  достигались, как правило, в количественном, а не в качественном отношении, а главным инструментом их конкурентоспособности становились искусственно заниженные издержки 

невосприимчивость к технологическому прогрессу. Этатистские  корпорации не становятся источниками инноваций  и не оценивают  должным образом  интеллектуальный потенциал  своих работнико этатистские структуры могли успешно соперничать с классическими корпорациями только до тех пор, пока конкуренция шла в производстве массовых индустриальных благ и роль интеллектуального капитала не стала определяющей. Неслучайно упадок таких систем (банкротство советской модели, десятилетняя стагнация в Японии, азиатский кризис) пришелся на период расцвета в западном мире высокотехнологичного производства, основанного не на применении труда для превращения сырья в промышленную продукцию, а на использовании интеллекта для превращения информации в знания. Именно этот процесс вносит существенные коррективы в оценку перспектив развития классической индустриальной корпорации.

Креативная  корпорация и ее перспективы

Важнейшей чертой конца ХХ в. стала неудержимая  экспансия “новой экономики”, в основе которой лежат наиболее совершенные информационные технологии.

представляют  новый тип – креативные корпорации6. Они являются уже не столько элементами общества, сколько общностями. Данные образования организуют деятельность не на основе приказов руководителя, решения большинства и даже консенсуса, а на базе внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Впервые мотивы деятельности оказываются выше ее стимулов. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, управлении знаниями, сменяющем прежнее научное управление индустриальной эпохи, становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.

Креативная  корпорация отличается от рассмотренных  выше типов по целому ряду параметров:

ее  деятельность в первую очередь отвечает внутренним устремлениям и идеалам создателей и выходит за рамки  экономической целесообразности. Превалирует, как правило, их стремление реализовать свой творческий потенциал, накопленный ранее, – разработать и организовать производство принципиально новой услуги, продукции, информации или знания. По мере развития компании этот весьма сильный мотив дополняется желанием самореализации в качестве ее создателя как социальной структуры;

она строится вокруг творческой личности, гарантирующей ее устойчивость и процветание. Успех владельцев здесь обусловлен не контролем над большей частью капитала своих компаний, а тем, что они как основатели бизнеса, ставшего главным проявлением их творческих возможностей, несут за него ответственность, олицетворяя в глазах общества в первую очередь созданный ими социально-производственный организм. Для таких предпринимателей характерно отношение к бизнесу как к своему творению и, следовательно, приверженность целям организации оказывается более устойчивой, чем та, что базируется на отношении к ней как к своей собственности;

такие хозяйственные образования  чаще всего не следуют  текущей хозяйственной  конъюнктуре, а формируют  ее. Их продукцию обычно составляют качественно новые знаниеемкие товары или услуги. Креативные корпорации в большинстве случаев не принимают форму диверсифицированных фирм и конгломератов, сохраняя ту узкую специализацию, которая была предусмотрена при их создании. Радикально изменяя облик современного бизнеса, они тем не менее не отрицают прежних организационных форм. Причем они видоизменяют реальность деловой жизни, привнося в нее не вполне экономические элементы, основанные на возрастающей свободе индивидов и порождающие дальнейшее ее упрочение и развитие. В этом отношении креативные корпорации воплощают собой выход за пределы классической индустриальной компании и жестко противостоят этатистским структурам;

они не только способны развиваться, используя  внутренние источники, но и обнаруживают возможность постоянно преобразовываться, давая жизнь все новым и новым компаниям. Действительно, в условиях, когда отдельные работники в некотором смысле персонифицируют определенные элементы производственного процесса, не существует серьезных препятствий для выделения из (отпочкования от) той или иной структуры данного типа новых самостоятельных элементов.

Отсюда  можно сделать вывод, что в  наступившем столетии роль креативных корпораций усилится. Именно этот факт (а не взлет и падение фондовых индексов) отражает реальный масштаб и значение современной технологической революции, делающей новое общество все более и более непохожим на то, которое мы оставили в ХХ в.

Экономическая жизнь, на протяжении столетий представлявшая и сегодня еще представляющая основу всякой социальной организации, определяется преимущественно индивидуальными мотивами и целями хозяйствующих субъектов, пренебрежение которыми, как показывает опыт тоталитарных режимов, не может быть слишком долгим. Поэтому важнейшим элементом конкурентных преимуществ той или иной хозяйственной системы является место в ней человека, воплощающего собой интеллектуальный капитал, создателя новых продуктов и технологий. Три типа структур, рассмотренных в данной статье, представляют собой особые формы организации производственного процесса, различающиеся прежде всего их отношением к человеческому фактору.

В классической индустриальной корпорации изначально заложен дух соперничества между ее владельцами и работниками: противоречия между ними будучи в прошлом сугубо материальными впоследствии трансформировались в борьбу за контроль над отдельными участками деятельности компании, а затем по мере роста доли интеллектуальных работников и над ней в целом. Между тем в рамках данной организационной формы это противостояние не может (и не должно) быть искоренено, так как именно оно и поддерживает стабильное функционирование фирмы. Современные виды индустриальных структур, которые О.Тоффлер еще в 1972 г. назвал “адаптивными” корпорациями7, вполне адекватны нынешним задачам, и, имея в качестве конкурента креативные образования, столь распространившиеся в последнее десятилетие, несомненно еще долгое время будут влиять на облик экономики.

Напротив, этатистские корпорации, вероятно, уйдут в историю вместе с завершившимся столетием или же сконцентрируются в государствах “третьего” и “четвертого” миров. В сегодняшних условиях этот тип хозяйственных образований абсолютно неконкурентоспособен, так как целиком базируется на использовании внешних факторов развития. В основе деятельности этих структур в той или иной степени (прямо или косвенно, порой совсем незаметно) лежало внеэкономическое принуждение к труду, не совместимое с ценностями современного общества. По мере того как технологии и знания становятся важнейшей движущей силой производства, время этатистских компаний и основанных на них хозяйственных систем безвозвратно уходит.

Креативные  корпорации воплощают собой тип организации, наиболее адекватный потребностям развития интеллектуального капитала. Естественным образом возникая из самых развитых форм классической индустриальной компании, они соединяют присущий последней принцип экономической свободы человека с его новыми, по большей части неэкономическими мотивами и стремлениями, занимающими все более важное место в системе ценностей граждан постиндустриальных обществ. Именно поэтому, как мне кажется, в первые десятилетия XXI в. данные образования станут наиболее конкурентоспособными на мировых рынках. Это неизбежно приведет к ускорению хозяйственной поляризации, которая наблюдалась в последние годы ушедшего столетия, породит новые международные проблемы, однако вполне объективная тенденция интеллектуализации производства, возрастания свободы и перехода к неэкономическим ценностям вряд ли может быть заменена какой-либо иной. Одним из наиболее значительных этических вызовов, бросаемых человечеству новой эпохой, становится разделение и даже конфликт принципов свободы и равенства. Но это уже тема иного исследования.3 
 

 
 
 
 
 
 
 

II. Условия формирования корпоративной организации.

    1. Внешняя среда, как объективный фактор формирования корпоративной организации.

На формирование корпоративной организации оказывают влияние внешняя среда и внутренняя среда самой организации. Ни одна корпорация не может быть «островом в себе».

Любая корпоративная организация зависима от окружающего мира – как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. 

Термин  внешняя среда включает экономические  условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательства, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и многое другое. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все  на формирование корпорации и все. Что происходит внутри ее. Например, введение новой автоматизированной технологии может обеспечить организации преимущества в конкуренции, но чтобы ее использовать придется найти людей с определенными навыками, а так же определенными взглядами. Если экономическая конъюнктура повышается или если существует конкуренция на рынке таких специалистов корпорации придется повысить заработную плату, чтобы привлечь таких специалистов. Так же при их найме придется соблюдать государственные законодательства, запрещающие дискриминацию по возрасту, полу и расе. Большое значение имеет и тот факт, что хотя корпоративная организация и зависит от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне приделов влияния менеджеров. Самые хорошие руководители в компании IBM ничего не могут сделать, чтобы удержать маленькую японскую компанию от выхода на рынок с новой интегральной схемой, которая делает некоторые виды продукции IBM устаревшими. И «МакДоналдс» не добьется никакого успеха, пытаясь, помешать федеральному правительству поднять минеральную заработную плату, что увеличит ее затраты на рабочую силу.

С каждым годом приходится учитывать все  большее количество факторов внешней  среды, которые принимают по истине глобальный характер, чтобы добиться успеха приходится конкурировать на иностранных рынках и противостоять конкуренции иностранных компаний у себя на родине. Это требует понимания целой новой области юриспруденции, создание новых культурных ценностей.

Информация о работе Объективные условия формирования корпоративной организации