Общая характеристика функций менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание

Менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Классификация функций менеджмента…………………………………...4-5
2. Общая характеристика функций менеджмента…………………………...5-24
2.1. Постановка целей и задач (целеполагание)………………………...5-6
2.2. Анализ……………………...………………………………………....6-8
2.3. Прогнозирование…………………………………………………….8-9
2.4. Планирование………………………………………………………..9-12
2.5. Принятие решений…………………………………………………..12-13
2.6. Мотивация и стимулирование труда……………………………….13-15
2.7. Организация и руководство…………………………………………16-21
2.8. Регулирование и разрешение конфликтов в организации………...21-23
2.9. Контроль, учет и мониторинг……………………………………….23
2.10. Формирование организационной культуры………………………..23-24
Заключение…………………………………………………………………………25-26
Список литературы………………………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Менеджменту сокращенный ГН-АНЯ.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

К важнейшим методам прогнозирования относятся:

• метод краткосрочного прогнозирования, основанный на сглаживании ряда (в планировании ежедневных или еженедельных закупок скоропортящихся товаров, перед закупкой прогнозируются будущие объемы продаж);

• метод долгосрочного прогнозирования, основанный на выявлении тенденций развития ряда (например, в прогнозах будущих объемов продаж товара на ближайшие периоды (месяц, квартал, полугодие, год));

• метод экспертных оценок (в процессе разработки новых товаров, новых технологий, оценки динамики курсов валют, инфляции и т.д.);

• метод «мозгового штурма» (применяется в процессе разработки новых товаров, технологий, там, где необходимы аргументы «за» и «против»);

• метод прогнозирования сценариев развития (при выявлении будущих действий конкурентов, потенциальных покупателей, движения товаров, рабочей силы; применяется в политических и военных исследованиях).[2]

Существуют также математические методы, которые основываются на применении символов и электронно-вычислительной техники для расчетов характеристики будущего состояния системы; социологические (работают через изучение и формирование общественного мнения); экономические (позволяют разработать систему экономических показателей); политические (содействуют прогнозированию развития политической системы общества); общефилософские (дают общую методологию социального прогнозирования).

Прогнозирование подразумевает проведение комплексного исследования состояния систем, разработку количественных и качественных характеристик ее будущего состояния, механизмов достижения планируемого результата.[9]

 

2.4.            Планирование.

Планирование — процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных) – зависит от целей и стратегии развития организации.

Выделяют следующие виды стратегии планирования:

• стратегия роста во времени (например, объемов продаж, объемов производства, производительности, качества, финансовых показателей и т.д. от достигнутого плюс прирост в %).

• стратегия ограниченного роста во времени (от достигнутого плюс прирост на инфляцию).

• стратегия снижения во времени (себестоимости продукции, финансовых показателей и т.д.).

• стратегия сокращения (функций или подразделений организации, аппарата, численности персонала, рынков сбыта и т.д.).

• комбинированная стратегия.

По времени различают: краткосрочное (оперативное) планирование (на неделю, месяц, квартал); среднесрочное (на срок до одного года); долгосрочное планирование (на срок более года).

После определения целей и стратегии развития приступают к планированию необходимых для выполнения задачи ресурсов. С точки зрения привлекаемых ресурсов можно провести следующую классификацию планирования:

• материально-техническое планирование (планирование необходимых для выполнения задачи оборудования, запасов, рабочих площадей и др.);

• финансовое планирование (планирование будущей прибыльности и рентабельности работы, заработной платы, оборачиваемости средств);

• планирование численности персонала;

• временное планирование (построение сетевых графиков);

• планирование информационной архитектуры организации и ее информационных ресурсов.[2]

Выделяют так же классификацию планов в зависимости от масштабов решения различных задач организации:

                   Стратегические планы предназначены для осуществления фундаментальной политики  развития  организации  в  долгосрочный период. Само слово стратегия имеет своим истоком греческое происхождение. Первоначальный смысл его означал "искусство генерала". Отсюда происходит  современное  трактование  бизнес-стратегии как детального комплексного плана, разрабатываемого менеджером организации и направленного на достижение ее целей.

                   Тактический план нацелен на  решение  более  мелких  проблем, связанных с  относительно  краткосрочными  целями  и  задачами. Можно сказать, что достижение стратегии базируется на  выполнении ряда тактических планов.

                   Сводным документом, вбирающим в себя совокупность стратегии и тактики работы организации, является бизнес-план — специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике для инновационной деятельности. Он позволяет дать целостную оценку перспектив и потенциала бизнеса во времени, всесторонне проанализировать намерения и возможности, дать гарантии.[8]

Структура бизнес-плана выглядит следующим образом:

1.     Резюме (цель производства, новизна, отличия, привлекательность для потребителя, объем производства и продаж, выручка, затраты, прибыль, рентабельность, срок возврата кредита и его размеры).

2.     Товар (описание продукта, потребительские свойства, степень защищенности марки, прогноз цен, прогноз затрат).

3.      Рынок сбыта (ниша рынка, конъюнктура).

4.     Конкуренция (основные конкуренты (цены), конкурентные преимущества (новизна, перспективы, уровень качества, дизайн и т.д.)

5.     Маркетинг (схема распространения товара, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, имидж).

6.     План производства (производственные мощности (новые и старые), поставщики сырья (цена, качество, количество), оборудование, контроль качества, оценка издержек (до 5 лет), технология).

7.     Организационный план (система управления) – (структура, кадры, мотивация персонала).

8.     Юридический план (форма организации, наличие юридических документов).

9.     Оценка рисков и страхование (поставщики, производство, сбыт, финансовые риски, внешняя среда, гарантии инвесторам).

10.  Финансовый план (прогноз объемов реализации, баланс доходов и расходов, график достижения безубыточности (прибыль и цены, издержки и выпуск)).

11.  Стратегия финансирования (величина и источники финансирования, ожидаемое время возврата инвестиций (окупаемость), получение дохода и его распределение).[9]

Бизнес-план — основа предпринимательства.Для получения дополнительных кредитов или инвестиций необходимо иметь четко обоснованный бизнес-план, в котором будут доказательства того, что новое дело будет прибыльно и рентабельно.

Еще один вид планирования – инвестиционное. Инвестиционные планы (планы долгосрочных вложений средств) разрабатываются государственными структурами, частными организациями и частными инвесторами, заинтересованными в привлечении дополнительных финансовых средств.

Различают следующие виды инвестиций: государственные (осуществляются государственными структурами); иностранные (осуществляются зарубежными организациями и лицами); частные (осуществляются частными организациями и лицами из своих и привлеченных финансовых средств); производственные (направляются на новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение предприятий); интеллектуальные (вкладываемые в создание интеллектуальных продуктов: создание музея, телепроекта, шоу, кинофильма и т.д.).

Качество плана зависит: от выбранной методологии и методик планирования; от выбора показателей планирования; от взаимодействия органов планирования; от максимального учета факторов объективной и субъективной природы (темпы экономического роста страны, инфляция, уровень безработицы, этнокультурные особенности и уровень жизни населения, средний возраст и пол персонала и т.д.).

Таким образом, планирование – это одна из важнейших функций менеджмента, обеспечивающая выполнение других его функций. Планирование помогает организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменение внешней среды.[5]

 

2.5.            Принятие решений.

Принятие решений — основная функция управления, сверху вниз пронизывающая любую организацию. Решения принимают руководители, специалисты, эксперты, консультанты, аналитики и системотехники, все те, от кого зависит эффективность работы организации.

Решения подразделяются на:

• организационные (ведущие к изменениям в работе подразделений организации или ее систем управления);

• волевые, подкрепленные полномочиями и властью;

• волевые, не подкрепленные полномочиями и властью;

• запрограммированные (жестко связанные с предыдущими решениями или технологическими операциями);

• рациональные и нерациональные (рациональное решение принимается на основе анализа и прогнозов).

Решения могут приниматься:

• в условиях риска, когда вероятности этого риска известны;

• в условиях риска, когда вероятности этого риска неизвестны.

Выделяют следующие методы принятия решений:

• чисто автократические (решаю только сам, слушая только самого себя);

• автократические с предварительными консультациями со специалистами;

• автократические с предварительным обсуждением в коллективе,

• коллегиальные (принимает решение коллектив по большинству голосов);

• строго математические, на основе теории принятия решений или теории игр;

• на основе экспертных оценок;

• на основе «мозгового штурма»;

• на основе проведенного ситуационного анализа.[2]

Наиболее сложно принимать решения в условиях ограниченности времени. В случае если в организации стремительно нарастают негативные тенденции, очень важно дождаться некоторой стабилизации обстановки и только после этого принимать решения. Иногда скорость реакции на изменение ситуации входит в противоречие с рациональностью принятия решений. Управленческое решение должно быть принято всегда вовремя. В этом заключается искусство руководителя.

2.6.            Мотивация и стимулирование труда.

В любой сфере деятельности успех зависит от индивидуальных способностей работников и степени их подготовки. Создание условий для более полного выявления потенциала сотрудников приобретает ключевое значение для решения проблемы жизнеспособности организаций. [7]

Мотивация — процесс побуждения к труду. Внутреннее побуждение находит свое отражение в категории "мотив", а внешнее - в категории "стимул". Стимулы выполняют роль рычагов воздействия, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование.[4]

Соединение стимулов и мотивов является тем механизмом, который позволяет реализовать потребности субъекта наиболее приемлемым для него способом - путем реализации своих способностей. Реакция человека на стимулы находится в прямой зависимости от общественно-психологических качеств личности, ее ценностной ориентации, социальных установок, а также от индивидуально-психологических качеств (темперамента, эмоций, чувств, способностей, характера).[3]

Известно множество различных направлений в теориях мотивации, и в частности:

1. Исторически ранние взгляды на мотивацию к труду, например политика «кнута и пряника». Их приверженцы придерживаются мнения о том, что человек по своей природе ленив, хитер, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять; следовательно, необходимо постоянно принуждать его к труду и систематически поощрять за достижение высоких результатов.

2. Содержательные теории мотивации (в качестве побудительных мотивов к труду рассматриваются внутреннее содержание человека, его потребности).

3. Процессуальные теории мотивации (мотивация возникает в процессе труда).

К содержательным теориям мотивации относятся: теория А. Маслоу; теория К. Альдерфера; теория Д. Мак-Клелланда; теория Ф. Герцберга.

К процессуальным теориям мотивации относятся теория ожидания Врума, теория справедливости (равенства) С. Адамса, модель Портера—Лоулера, теория постановки целей Э. Локка, концепция партисипативного управления.

В соответствии с концепцией партисипативного управления мотивация работника определяется его заинтересованностью в том, как его деятельность сказывается на функционировании всей организации, стремлением участвовать в протекающих в организации процессах. Если работник чувствует, что он нужен организации, что он востребован ею, что между его инициативой и вознаграждением существует прямая зависимость, интенсивность его труда существенно повышается.[2]

Еще одну группу теорий мотивации условно именуют теориями "поля". В них определяется, каким образом среда обитания и организационная культура предприятия ("поле") стимулируют трудовую деятельность работника и формируют его мотивационную сферу, т.е. в теориях "поля" изучается сегмент "стимул - цель" ("теории X и У " Д. Мак-Грегора, "теории Z" В. Оучи, концепции организационного роста Литвина-Стрингера).

Из рассмотрения теорий мотивации (изучающих структуру и содержание потребностей, мотивы и стимулы, причины действия на достижение поставленной цели) следует, что важная роль в результативности деятельности организации принадлежит искусству управления. [6]

Информация о работе Общая характеристика функций менеджмента