Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:03, курсовая работа
Цель заключается в разработке модели формирования управленческой команды, нацеленной на достижение целей и задач организации.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования были определены следующие задачи:
проанализировать представленные различными авторами процессы формирования команд;
выявить и проанализировать факторы, влияющие на сплоченность команды;
проанализировать представленные различными авторами подходы и механизмы создания успешной команды;
выявить наиболее значимые факторы, подходы и механизмы формирования команд;
определить основные принципы построения команд;
Введение ……………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы формирования команды …………………... 5
1.1 Процесс формирования команды ………………………………. 5
1.2 Лидер в составе команды ……………………………………….. 9
1.3 Влияние психологических характеристик индивидов на сплоченность команды ………………………………………………
18
2 Анализ факторов, влияющих на создание сплоченной и успешной команды, нацеленной на достижение целей и задач организации...
23
2.1 Анализ факторов, влияющих на успех создания сплоченной команды ……………………………………………………………….
23
2.2 Анализ подходов и механизмов создания успешной команды.. 29
Заключение …………………………………................................................ 36
Список использованных источников………
1.2
Лидер в составе команды
Самый быстрый и надежный способ изменить ход стратегического управления в компании – это сменить руководителя. Лидерство в команде очень важно для эффективности ее работы. Хорошее руководство командой менеджеров приводит к созданию слаженно действующей команды и более полному и быстрому осуществлению стратегического плана. Для результативности команды важны забота о членах команды и внимание к личным взаимоотношениям. Лидеры команды должны быть заинтересованы в своих подчиненных не только по долгу службы. Улучшение результатов управления стратегией происходит в том случае, если лидеры активно заинтересованы в способности команды компетентно выполнять свою работу. Это является следствием того, что эффективность команды зависит как от выполнения стратегических планов, так и от личных взаимоотношений. Поведение, ориентированное на достижение стратегических целей, должно способствовать достижению командой своих целей.
Правильно
было сказано, что лидеры команды
должны быть заинтересованы в своих
подчиненных, причем именно должны проявлять
интерес, а не относится к ним
как к своей работе. Открытые чувства
всегда заметны и их ценят люди,
а это очень важно для лидера
команды. Лидеру необходимо чтобы его
слова воспринимались не как приказы
или наставления, а как дружеские
советы. Но это свойственно в основном
неформальным лидерам, собственно, почему
они ими и становятся. А вот
формальные лидеры чаще всего прибегают
именно к приказным отношениям. Это
больше подходит руководителям организаций,
а лидеры должны быть «друзьями» и они
должны выбирать себе поведение внутри
команды. Ниже представлены некоторые
типы поведения лидера.
Таблица 1. Основные типы командного поведения лидера
Выдвижение предложений и инициатив | Предложение идей и способов действия, относящихся к выполняемой задаче |
«Функции привратника» | «Открытие ворот» – стремление втянуть остальных в дискуссию; «закрытие ворот» – стремление к сдерживанию или прекращению общения других |
Диагностика | Анализ недостатков или их причин в конкретной ситуации |
Поощрение | Проявление дружеского расположения, отзывчивости к другим, поддержки вербальными и невербальными способами |
Поиск и передача | Поиск и предоставление нужной информации |
Разрешение конфликтов | Готовность признать конфликт и разобраться в нем |
Выдвижение предложений и инициатив | Предложение идей и способов действия, относящихся к выполняемой задаче |
Оценивание | Оценка достоинства предложений и их результативности |
Высказывание мнений | Высказывание соответствующих суждений о вкладе каждого |
Обращение к чувствам | Признание и понимание чувств людей |
Удовлетворение физических потребностей | Удовлетворение потребностей в удобствах, помещении, отдыхе |
Принятие решений | Участие в принятии решений по какому-либо предложению или способу действий |
Приведенная выше одним из авторов характеристика типов поведения лидера достаточно своеобразна, но дает четкое представление какими «способностями» должен обладать лидер.
Лидер
команды, который выполняет все
необходимые функции, – большая редкость.
В реальной практике управления команды
одни лидеры будут увлечены целью и, естественно,
сконцентрируют внимание на задаче, другие
– склонны отдавать предпочтение командным
взаимоотношениям. Лишь немногие люди
умеют распределять свое внимание равномерно
– и на решение задачи, и на создание хороших
командных взаимоотношений. Однако ключевым
моментом является обеспечение выполнения
этих функций членами команды без непосредственного
участия руководителя. Согласно классификации
командных ролей, должен быть кто-то, выступающий
в роли председателя, предоставляющий
коллективисту право обеспечивать в команде
типы поведения, ориентированные на личные
взаимоотношения, а формировщику, исполнителю
и доводчику – обеспечивать типы поведения,
ориентированные на выполнение стратегических
задач. Но и при условии выполнения всех
этих функций вероятность разрушения
команды остается. Дело в том, что людям
свойственно привносить личные мотивы
и скрытые намерения в групповую работу,
а это может создавать трудности для командной
работы. Трудно уловить разницу между
типом поведения, ориентированным на поддержание
командной работы, и эгоистическим типом
поведения: исполнение одной и той же поведенческой
функции, например, регулирование общения
или исполнение «функции привратника»,
может быть направлено как на поддержание
гармонии в команде, так и на удовлетворение
личных интересов. Помимо организационных
или командных типов поведения лидера,
существует еще классификация, с помощью
которой, по мнению специалистов, можно
выявлять эгоистические типы поведения
лидера.
Таблица 2. Эгоистические типы поведения
Тип поведения | Характеристика поведения |
Атака-защита | Агрессия или отрицание других, забота об укреплении собственных позиций |
Блокирование или создание трудностей | Создание препятствий или трудностей на пути предложений или идей других, без выдвижения альтернативных предложений или разумных аргументов |
Отвлечение | Способствование уходу дискуссии от вопросов, в которых позиция уязвима или слаба |
Навязывание одобрения или признания | Стремление заставить других жалеть себя, тем самым, вынуждая их поддерживать лидера или активно навязывать одобрительное мнение о ценности его вклада в работу группы |
Устранение | Отказ от участия в общей работе |
Набор очков | Стремление «переиграть по очкам» других для укрепления собственного статуса |
Злоупотребление положением | Монополизация
дискуссии в группе, использование
групповых процессов для |
Принижение-растворение | Заострение внимания на несущественных недостатках в предложениях или вкладе других с целью подрыва их позиций |
В случае, как и с командными типами поведения, в приведенной выше классификации четко проглядываются эгоистические типы поведения, которые могут присутствовать у лидера команды. Достаточно понять принципы поведения лидера, чтобы убедиться какое поведение движет лидером, эгоистическое или, наоборот – с «отдачей». К тому же, тип поведения лидера вплотную связан со стилем его управления, и во многом его определяет. Поэтому лидер с эгоистическими намерениями в составе команды неприемлем. Он должен быть открытым, делать «для», а не «ради».
Эффективность
управления командой зависит от способности
команды выполнять функции
Рисунок
4 – Факторы, определяющие оптимальное
соотношение между авторитарностью и
участием
По мнению философа Туласи Прийа, без лидеров организация рушится. «В моей жизни есть масса примеров, когда неформальная организация рушилась в мгновение ока из-за ухода лидера» – говорит она. Формальная организация, как правило, без лидера не остаётся, просто это место может занимать малоподходящая для роли личность. Но это вынужденная мера, т. к. иначе в данном месте и в данное время организация просто рухнет. И всегда легче критиковать лидера, чем встать на его место, да ещё и превзойти в лучшем смысле этих слов. Многих и не прельщает такая перспектива. Потому что «испытание властью» пострашнее, чем «испытание деньгами или женщинами».
В группе людей, особенно в команде лидер необходим, и не просто лидер, а человек, достойный называться лидером. Если у него не будет необходимых качеств, свойственных хорошему лидеру, то это равносильно его отсутствию. В команде лидер должен «сеять» спокойствие, и предотвращать панику.
Причины
неудач команд большинства зарубежных
корпораций, как отмечает американский
профессор менеджмента
Специалисты выделяют несколько типов лидеров. Это может помочь при формировании команды, когда встанет вопрос «выдвижения» лидера. Например, профессор экономических наук Лапыгин Ю.Н. приводит следующую классификацию лидеров:
Рисунок
5 – Типы лидеров
Каждый лидер со свойственным ему типом будет «управлять» командой в соответствующем стиле. Это необходимо учитывать при формировании команды, и для каких целей она создается, так как это может оказаться принципиальным шагом при формировании. Для команды больше подойдет лидер, сочетающий в себе аналитические качества вместе с видением картины будущего, так как в нашем случае необходимо как раз анализировать и четко представлять цель и состояние организации.
Хороший лидер должен обладать достаточной харизматичностью. Харизма, по определению известного специалиста по вопросам мотивации Николауса Энкельманна, представляет собой способность притягивать к себе внимание других людей и удерживать его. Харизматический человек наделен властью над другими людьми, что проявляется во влиянии на их мысли и действия. Это незаменимое качество настоящих лидеров. Лидером является человек, имеющий последователей, которые помогают ему достичь намеченной цели, хотя иногда «лидерские задатки путают с внешней эффектностью, наглостью, силой». Лидерство – есть не силовое, а тонкое воздействие на отношения между людьми, следствием которого является готовность добровольно следовать за лидером. Кроме того, лидерство – категория ситуационная.
Лидерами становятся не все, а только уверенные в себе люди, четко представляющие цель, к которой они стремятся. Помимо этого, успешный лидер, по мнению специалистов, должен обладать качествами, приведенными на рисунке 5.
Мостом между фантазией и здравым смыслом является способность к анализу. Эффективный лидер может обеспечить мобилизацию людей на достижение цели, разделяя с ними свое видение.
Рисунок 6 – Качества лидера команды
Специалисты выделяют перечень функций, которые должен реализовывать лидер команды.
Таблица 3. Функции лидера команды
Функции | |
Детальный контроль за деятельностью команды в части выполнения задач | Обеспечение и поддержание командного духа и надлежащей коммуникации |
Координация деятельности команды на уровне принятия стратегических решений | Детализация стратегии до уровня рабочих процедуры и конечных результатов |
Генерацию
идей, определение видения и |
Обеспечение условий выполнения работы и поддержание нацеленности на выполнение задач |
Анализ и оценка идей и решений | Учет достижений, ресурсов и контактов и доведение соответствующей информации до сведения подчиненных |
Для формирования команды необходимо опираться на общие принципы формирования команд. Попробуем представить наиболее удобный для нас процесс формирования команды.
Рисунок
7 – Процесс формирования команды
Любой процесс, включая процесс формирования команды, должен начинаться с подготовки, т.е. предварительной работы. Поэтому, первоначальным шагом процесса формирования команды должна быть подготовка. Сюда следует отнести проектирование команды, определение ее назначения, цели, задач, а также роли команды. После того, как команда спроектирована, необходимо создать рабочие условия для ее будущих членов.
Информация о работе Общие принципы формирования эффективной команды