Обучение персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2011 в 23:33, курсовая работа

Описание

Проблема обучения персонала предприятий в настоящее время приобретает для России особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рыночных отношений предъявляет новые требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Требуются новые подходы к решению современных задач, специалисты новых профессий, новые организационные формы деятельности работников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1. Понятия и виды обучения персонала………………………………6
1.2. Профессиональное развитие персонала в современных условиях…………………………………………………………………………..11
1.3. Методы обучения персонала……………………………………….20
Список литературы……………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Совершенств обучения персон.docx

— 57.88 Кб (Скачать документ)
 

       Мы  видим, что задача профессионального  обучения заключается в том, чтобы  дать возможность рабочим овладеть новыми профессиями, вооружить их знаниям, научить применять полученные теоретические  знания и практические навыки в работе и на этой основе создавать условия  для дальнейшего роста производительности труда, снижения себестоимости и  повышения качества продукции. При  этом надо иметь в виду, что рабочие  имеют разный уровень общеобразовательной  и профессиональной подготовки и  нуждаются в профессиональном развитии.

       1.2 Профессиональное  развитие персонала  в современных  условиях

       Профессиональное  развитие представляет собой процесс  подготовки сотрудника к выполнению новых для него производственных функций, занятию новых должностей, решения новых задач, т.е. развитию новых компетенций. Организации  создают специальные методы и  системы управления профессиональным развитием - управление профессиональным обучением, подготовкой резерва  руководителей, развитием карьеры. Ведущие организации затрачивают  на профессиональное развитие значительные средства - от 2 до 10% фонда заработной платы, что для такой компании как «Дженерал Моторс», составляют сумму, превышающую миллиард американских долларов в год. Эти затраты являются капиталовложениями организации в  развитии своих сотрудников, от которых  она ожидает отдачи в виде повышения  производительности, т.е. увеличение вклада каждого сотрудника в достижении организационных целей.

       Помимо  непосредственного влияния на финансовые результаты капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность  организации, обеспечивают преемственность  в управлении. Профессиональное развитие оказывает положительное влияние  и на самих сотрудников. Повышая  квалификацию и приобретая новые  навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке  труда и получают дополнительные возможности для профессионального  роста как внутри своей организации так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний. Профессиональное обучение также способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение потребностей организации в этой области. По существу, речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которым должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем) и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела человеческих ресурсов (отдела профессионального развития), самого сотрудника и его руководителя.

       Для адекватного определения потребности  профессионального развития каждая из участвующих в этом процессе сторон должна понимать, под воздействием каких факторов складываются потребности  организации в развитии своего персонала. Этими факторами являются:

       - динамика внешней среды (потребители,  конкуренты, поставщики, государство);

       - развитие техники и технологии, влекущее за собой появление  новой продукции, услуг и методов  производства;

       - изменение стратегии развития  организации;

       - создание новой организационной  структуры;

       - освоение новых видов деятельности.

       Традиционными методами определения и регистрации  потребностей в профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального  плана развития. В ходе аттестации (или во время специальной встречи  по планированию развития) сотрудник  обсуждает с руководителем перспективы  своего профессионального развития. Результатом этого обсуждения становится план индивидуального развития, который  передается в отдел человеческих ресурсов. Специалисты по профессиональному  развитию оценивают план с точки  зрения его реалистичности, выполнимости, соответствия потребностям организации и ее финансовым возможностям и вносят в него необходимые коррективы. Сведенные воедино планы развития сотрудников становятся программой профессионального развития персонала организации. Эта программа определяет цели профессионального развития, средства их достижения и бюджет.

       В последние годы все более популярными  становятся методы психологического тестирования (центры оценки персонала), с помощью  которых определяется степень развития тех или иных профессиональных навыков  и сотрудников организации. Сравнение  результатов оценки с портретом  «идеального» сотрудника дает возможность  определить пробелы в профессиональной подготовке и предусмотреть меры по их ликвидации.

       Профессиональное  обучение персонала. Важнейшим средством  профессионального развития персонала  является профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков  или знаний сотрудникам организации.

       Профессиональное  развитие шире, чем профессиональное обучение, и часто включает в себя последнее, однако в реальной жизни  различие между ними может быть чисто  условным и не столь важным, поскольку  и профессиональное обучение, и развитие служат одной цели - подготовке персонала  организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач. Иногда утверждают, что профессиональное обучение ориентируется, прежде всего, на задачи сегодняшнего дня, о развитии на будущие  потребности организации. Однако с  ускорением изменений во внешней  для организаций среде и в  самих организациях это различие становится все более условным.

       Управление  этим процессом профессионального  обучения начинается с определения  потребностей, которые формируются  на основе потребностей развития персонала  организации, а также необходимости  выполнения сотрудниками организации  своих текущих производственных обязанностей.

       Профессиональное  обучение связано со значительными  материальными издержками, поэтому  формирование и контроль за исполнением бюджета является важнейшими элементами управления профессиональным обучением. Два фактора влияют на величину бюджета - потребности компании в обучении и ее финансовое состояние. Высшее руководство определяет, сколько может быть потрачено на профессиональное обучение в течение следующего года, и, сопоставляя размер бюджета с выявленными потребностями, устанавливает приоритеты профессионального обучения.

       Управление  знаниями персонала организации  осуществляется со следующими основными  целями:

       - своевременная подготовка работников для качественного выполнения должностных обязанностей;

       - профессиональный рост сотрудников;

       - повышение удовлетворенности людей развитием собственной карьеры. Рассмотрим таблицу 1.2

    Цели  профессионального обучения    
 
 
   
 
 
 
 
 
  
                    
 своевременная подготовка работников для качественного  выполнения должностных обязанностей        профессиональный  рост сотрудников        повышение удовлетворенности  людей развитием собственной  карьеры
 

       При определении целей необходимо помнить  о принципиальном различии между  профессиональным обучением и образованием: первое - формирует конкретные навыки и умения, необходимые данные организации, второе - направлено на общее развитие обучающегося в определенной сфере знаний. Определив потребности в профессиональном обучении, получив в свое распоряжение и бюджет, зная критерии оценки эффективности и будучи знакомым, с методами обучения, отдел профессиональной подготовки организации может приступить к подготовке самих программ. Разработка программы предполагает определение ее содержания и выбор методов профессионального обучения.

       На  основании анализа выявленных потребностей отделу человеческих ресурсов нужно  сформулировать цели каждой программы  обучения.

       - конкретными и специфическими;

       - ориентирующими на получение практических навыков;

       - поддающимися оценке (измеримыми).

       Форма в учебном процессе (учебный план, программы, расписание занятий, экзамены, зачеты, практика, проекты) - это не только выражение порядка организационной  и методической структуры обучения, но и система обоснования представляющая содержание процесса.

       Структура в теории обучения обусловлена составом входящих в нее частей, компонентов  и элементов, их связью и отношениями, что позволяет производить оценку каждого элемента и определять его  самостоятельную функциональную роль. Сложность и многообразие задач  обучения при такой структуре  требует комплексного и многоконцептуального подхода, как в определении содержания всех элементов, так и установлении связей и отношений между ними.

       В состав системы входят информационные компоненты, средства обучения, средства организации и управления. Определяющими  для системы учебного процесса является состав изучаемых научных дисциплин, их связь и отношение между собой, четкое выделение того, что является основным, определяющим и что дополнительным, вспомогательным.

       На  основе правил равновесного соответствия (состояния) всякое изменение в содержании, форме, действии одного ведущего компонента системы учебного процесса вызывает необходимость функционального  изменения других ведущих компонентов  системы.

       Благодаря наличию обратных связей в системе  обучения определяются установившиеся и неустановившиеся режимы. Под установившимся понимается такой режим, при котором процесс обучения во внешней системе имеет равномерную характеристику развивающегося действия. Если характеристика обучения отклоняется от заданной, имеет колебания и разрывы, то такой режим является неустановившимся. Например, когда планировался один результат, а получен другой, порой противоположный ожидаемому.

       Система может быть прямого и непрямого (косвенного воздействия). При системе  прямого воздействия преподаватель  непосредственно руководит обучением, а при системе непрямого воздействия  учение проводится при помощи различных  обучающих средств.

       Зависимость между входными и выходными величинами системы при переходных процессах  называется ее динамической характеристикой. При этом выделяются системообразующие  факторы:

       - целей и задач - целенаправления (целеполагания);

       - программирование результата;

       - выбора методов достижения оптимального  результата.

       Представленная  дидактическая система построена  на основе целей и задач обучения с предвидением конечного результата обучения - общего и ряда промежуточных результатов. Для системы и каждого ее компонента определяющим является не только результат приобретения обучающимися знаний, но и в такой же мере метод поиска и получение результатов, например, изменение содержания обучения.

       Выбор метода достижения оптимального результата также является основой управления системой с целью достижения программируемого результата и оптимального функционирования всех компонентов системы.

       Содержание  программы определяется в первую очередь стоящими перед ней целями, отражающими потребности профессиональном обучении конкретной организации. При  этом необходимо учитывать принципы обучения и взрослых людей. Таких  принципов четыре:

       1. Актуальность. То о чем говорится  во время обучения, должно иметь  отношение к профессиональной  или частной жизни обучающегося. Взрослые плохо воспринимают  отвлеченные и абстрактные темы.

       2. Участие. Обучающиеся должны активно  участвовать в учебном процессе  и непосредственно использовать  новые знания и навыки уже  в ходе обучения.

       3. Повторение. Оно помогает новому  закрепиться в памяти и превращает  приобретенные навыки в привычку.

       4. Обратная связь. Обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед. Наличие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов. 
 
 
 

       Обучение - процесс усвоения систематизированных  знаний, необходимых для подготовки человека к жизни и труду, под  руководством опытных руководителей, наставников, специалистов, преподавателей. Обучение взрослых людей - насущная необходимость. Промышленность, знания и технологии развиваются настолько быстро, что  в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30 - 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые  были приобретены в специальной  школе или вузе.

Информация о работе Обучение персонала