Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2011 в 23:33, курсовая работа
Проблема обучения персонала предприятий в настоящее время приобретает для России особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рыночных отношений предъявляет новые требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Требуются новые подходы к решению современных задач, специалисты новых профессий, новые организационные формы деятельности работников.
Введение…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1. Понятия и виды обучения персонала………………………………6
1.2. Профессиональное развитие персонала в современных условиях…………………………………………………………………………..11
1.3. Методы обучения персонала……………………………………….20
Список литературы……………………………………………………...28
Мы
видим, что задача профессионального
обучения заключается в том, чтобы
дать возможность рабочим овладеть
новыми профессиями, вооружить их знаниям,
научить применять полученные теоретические
знания и практические навыки в работе
и на этой основе создавать условия
для дальнейшего роста
1.2 Профессиональное развитие персонала в современных условиях
Профессиональное
развитие представляет собой процесс
подготовки сотрудника к выполнению
новых для него производственных
функций, занятию новых должностей,
решения новых задач, т.е. развитию
новых компетенций. Организации
создают специальные методы и
системы управления профессиональным
развитием - управление профессиональным
обучением, подготовкой резерва
руководителей, развитием карьеры.
Ведущие организации
Помимо
непосредственного влияния на финансовые
результаты капиталовложения в профессиональное
развитие способствуют созданию благоприятного
климата в организации, повышают
мотивацию сотрудников и их преданность
организации, обеспечивают преемственность
в управлении. Профессиональное развитие
оказывает положительное
Для
адекватного определения
-
динамика внешней среды (
-
развитие техники и технологии,
влекущее за собой появление
новой продукции, услуг и
- изменение стратегии развития организации;
-
создание новой
-
освоение новых видов
Традиционными
методами определения и регистрации
потребностей в профессиональном развитии
являются аттестация и подготовка индивидуального
плана развития. В ходе аттестации
(или во время специальной встречи
по планированию развития) сотрудник
обсуждает с руководителем
В последние годы все более популярными становятся методы психологического тестирования (центры оценки персонала), с помощью которых определяется степень развития тех или иных профессиональных навыков и сотрудников организации. Сравнение результатов оценки с портретом «идеального» сотрудника дает возможность определить пробелы в профессиональной подготовке и предусмотреть меры по их ликвидации.
Профессиональное обучение персонала. Важнейшим средством профессионального развития персонала является профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.
Профессиональное
развитие шире, чем профессиональное
обучение, и часто включает в себя
последнее, однако в реальной жизни
различие между ними может быть чисто
условным и не столь важным, поскольку
и профессиональное обучение, и развитие
служат одной цели - подготовке персонала
организации к успешному
Управление этим процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые формируются на основе потребностей развития персонала организации, а также необходимости выполнения сотрудниками организации своих текущих производственных обязанностей.
Профессиональное обучение связано со значительными материальными издержками, поэтому формирование и контроль за исполнением бюджета является важнейшими элементами управления профессиональным обучением. Два фактора влияют на величину бюджета - потребности компании в обучении и ее финансовое состояние. Высшее руководство определяет, сколько может быть потрачено на профессиональное обучение в течение следующего года, и, сопоставляя размер бюджета с выявленными потребностями, устанавливает приоритеты профессионального обучения.
Управление знаниями персонала организации осуществляется со следующими основными целями:
- своевременная подготовка работников для качественного выполнения должностных обязанностей;
- профессиональный рост сотрудников;
- повышение удовлетворенности людей развитием собственной карьеры. Рассмотрим таблицу 1.2
Цели профессионального обучения | |||||||||||||
|
|
| |||||||||||
своевременная подготовка работников для качественного выполнения должностных обязанностей | профессиональный рост сотрудников | повышение удовлетворенности людей развитием собственной карьеры |
При определении целей необходимо помнить о принципиальном различии между профессиональным обучением и образованием: первое - формирует конкретные навыки и умения, необходимые данные организации, второе - направлено на общее развитие обучающегося в определенной сфере знаний. Определив потребности в профессиональном обучении, получив в свое распоряжение и бюджет, зная критерии оценки эффективности и будучи знакомым, с методами обучения, отдел профессиональной подготовки организации может приступить к подготовке самих программ. Разработка программы предполагает определение ее содержания и выбор методов профессионального обучения.
На основании анализа выявленных потребностей отделу человеческих ресурсов нужно сформулировать цели каждой программы обучения.
- конкретными и специфическими;
- ориентирующими на получение практических навыков;
- поддающимися оценке (измеримыми).
Форма
в учебном процессе (учебный план,
программы, расписание занятий, экзамены,
зачеты, практика, проекты) - это не только
выражение порядка
Структура
в теории обучения обусловлена составом
входящих в нее частей, компонентов
и элементов, их связью и отношениями,
что позволяет производить
В состав системы входят информационные компоненты, средства обучения, средства организации и управления. Определяющими для системы учебного процесса является состав изучаемых научных дисциплин, их связь и отношение между собой, четкое выделение того, что является основным, определяющим и что дополнительным, вспомогательным.
На основе правил равновесного соответствия (состояния) всякое изменение в содержании, форме, действии одного ведущего компонента системы учебного процесса вызывает необходимость функционального изменения других ведущих компонентов системы.
Благодаря наличию обратных связей в системе обучения определяются установившиеся и неустановившиеся режимы. Под установившимся понимается такой режим, при котором процесс обучения во внешней системе имеет равномерную характеристику развивающегося действия. Если характеристика обучения отклоняется от заданной, имеет колебания и разрывы, то такой режим является неустановившимся. Например, когда планировался один результат, а получен другой, порой противоположный ожидаемому.
Система
может быть прямого и непрямого
(косвенного воздействия). При системе
прямого воздействия
Зависимость между входными и выходными величинами системы при переходных процессах называется ее динамической характеристикой. При этом выделяются системообразующие факторы:
- целей и задач - целенаправления (целеполагания);
- программирование результата;
-
выбора методов достижения
Представленная
дидактическая система
Выбор метода достижения оптимального результата также является основой управления системой с целью достижения программируемого результата и оптимального функционирования всех компонентов системы.
Содержание
программы определяется в первую
очередь стоящими перед ней целями,
отражающими потребности
1.
Актуальность. То о чем говорится
во время обучения, должно иметь
отношение к профессиональной
или частной жизни
2.
Участие. Обучающиеся должны
3.
Повторение. Оно помогает новому
закрепиться в памяти и
4.
Обратная связь. Обучающимся нужно
постоянно предоставлять информацию о
том, насколько они продвинулись вперед.
Наличие такой информации позволяет им
скорректировать свое поведение для достижения
более высоких результатов.
Обучение - процесс усвоения систематизированных знаний, необходимых для подготовки человека к жизни и труду, под руководством опытных руководителей, наставников, специалистов, преподавателей. Обучение взрослых людей - насущная необходимость. Промышленность, знания и технологии развиваются настолько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30 - 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или вузе.