Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2011 в 23:33, курсовая работа
Проблема обучения персонала предприятий в настоящее время приобретает для России особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рыночных отношений предъявляет новые требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Требуются новые подходы к решению современных задач, специалисты новых профессий, новые организационные формы деятельности работников.
Введение…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1. Понятия и виды обучения персонала………………………………6
1.2. Профессиональное развитие персонала в современных условиях…………………………………………………………………………..11
1.3. Методы обучения персонала……………………………………….20
Список литературы……………………………………………………...28
В настоящее время происходит смена поколений людей, занятых в производственной сфере и сфере бизнеса.
Нарушенная система подготовки работников народного хозяйства, постоянно меняющийся и развивающийся рынок труда, предъявляющий новые требования к его участникам, а так же в некоторой степени демографический спад привели к нехватке компетентности персонала для многих компаний. Отсюда необходимость удержать, обучить имеющиеся кадры, что для организации означает подготовку сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с целями и задачами самой организации, а это ведёт к росту производительности труда и снижению текучести кадров. Сами же сотрудники заинтересованы в работе в таких организациях, которые дают возможность повысить свои профессиональные знания, самореализоваться, заниматься интересной работой.
Андрогогика
- наука обучения взрослых. Обучение - приобретенные
знания, которые добываются в процессе
обучения. Это саморазвитие путём личной
активности. Изменение в поведении, как
результат приобретения опыта, т. е. обучение
- изменение в поведении и мышлении. При
этом на разных стадиях профессионального
становления личности возникают проблемы
отраженные в таблице 1.3.[7].
Факторы, при отборе на обучение:
1. Возраст работника.
2. Личностный потенциал.
3. Степень мотивированности.
4. Восприимчивость к обучению.
5.
Вероятность образования
6. В случае переподготовки.
При формировании группы на обучение, уровень готовности восприимчивости к обучению и качественный состав обучаемых должен быть равным, что практически невозможно при организации курсов на производстве. Как правило, формируемые группы разновозрастные.
Задача
специалистов отдела подготовки кадров
при обучении выявить психофизиологические
особенности, потребность обучения,
а так же будет ли результат
после обучения качественно-эффективным.
Выявление качества знания, практических
навыков, коммуникабельность, мотивации;
выявление человека определенного
типа производственного поведения
(какой он организационной культуре
привержен) - даст возможность составить
портрет компетенции
1.
3
М
е
т
о
д
ы
о
б
у
ч
е
н
и
я
п
е
р
с
о
н
а
л
а
Специалисты
в области обучения давно поняли,
что не существует одного универсального
метода обучения - каждый имеет свои
достоинства и недостатки. Поэтому
большинство современных
Существует
огромное количество методов развития
профессиональных знаний и навыков.
Все они могут быть разделены
на две большие группы - обучение
непосредственно на рабочем и
обучение вне рабочего места (в учебном
классе). Основными методами обучения
на рабочем месте являются: инструктаж,
ротация, ученичество и наставничество.
Рассмотрим таблицу 1.3.
|
Инструктаж
представляет собой разъяснение
и демонстрацию приемов работы непосредственно
на рабочем месте и может
Инструктаж
на рабочем месте является недорогим
и эффективным средством
Ротация
представляет собой метод самостоятельного
обучения, при котором сотрудник
временно перемещается на другую должность
с целью приобретения новых навыков.
Ротация широко применяется предприятиями,
требующими от работников поливалентной
квалификации, т.е. владения несколькими
профессиями. Помимо чисто обучающего
эффекта, ротация оказывает
Вместе с названными достоинствами ротация обладает одним серьезным недостатком, который необходимо учитывать при планировании профессионального обучения - высокими издержками, связанными с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую.
Ученичество и наставничество (коачинг) являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников - с древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов - медицине, виноделии, управлении.
Обучение
на рабочем месте отличается своей
практической направленностью, непосредственной
связью с производственными функциями
сотрудника, предоставляет, как правило,
значительные возможности для повторения
и закрепления вновь
Лекции
являются традиционным и одним из
самых древних методов
Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) позволяет в определённой мере преодолеть этот недостаток. Данный метод обучения предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу. Использование данного метода позволяет участникам программы обучения познакомиться с опытом других организаций (содержание конкретной ситуации), а также развить навыки анализа принятия решений, разработки стратегии и тактики. Для успешного использования метода практических ситуаций от обучающихся требуется определенный уровень профессионализма и теоретических знаний, которые должны быть развиты на рабочем месте или с помощью других методов обучения.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и тем самым продемонстрировать участникам, каким конечным результатом приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников. Деловые игры достаточно полезны с точки зрения выработки практических, управленческих (составление планов, проведение совещаний, переговоров) и поведенческих навыков (удовлетворение потребности клиентов, ориентированность на качество, сотрудничество). Они менее эффективны для усвоения теоретических знаний и овладения новыми профессиями. Деловые игры дорогостоящи, поскольку для их подготовки требуются специальные навыки и довольно много времени; эффективный разбор деловой игры, имеющий чрезвычайное значение для эффективности этого вида обучения, также требует участия специально подготовленных инструкторов.
Самостоятельное
обучение является наиболее простым
видом обучения - для него не требуется
ни инструктор, ни специальное помещение,
ни определенное время, - обучающийся
учится там, тогда и так, как ему
удобно. Организации могут извлечь
значительную пользу из самообучения
при условии разработки и предоставления
сотрудникам эффективных
Преимущества и недостатки методов обучения представлены в таблице 1.4. на основе данных методики профессионального обучения.
|