Обучение персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в выявлении особенностей формирования профессионально-квалификационного состава работников предприятия на современном этапе развития экономики.
Предметом изучения в курсовой работе является профессионально-квалификационный состав персонала предприятия и особенности его формирования.
Объектом анализа является ООО «РЕЗИНОТЕХНИКА».
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующий круг задач:
- дать определение профессионально-квалификационного состава работников и его основных составляющих;
- проанализировать основные принципы формирования профессионально-квалификационного состава, а также факторы на него влияющие;

Работа состоит из  1 файл

Готовая версия.docx

— 102.65 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Повышение квалификации, обучение, подготовка новых работников в наши дни становится актуальной задачей. Это могут быть обучение новым профессиям, а так  же переобучение или переподготовка. Приоритетность вопросов обучения и  развития кадров обусловлена процессами перехода к концептуальному бизнес-образованию, то есть необходимостью переподготовки и подготовки работников в соответствии с их специализацией максимально конкретной направленностью.

В условиях быстро меняющегося, развивающегося рынка необходимость в повышении  профессиональных навыков, а также  профессиональное развитие становиться  необходимым условием успешной работы любой организации. Высококвалифицированному специалисту все чаще приходиться  совмещать в своей работе помимо своих непосредственных обязанностей всё больше различных трудовых функций  и принимать решения, которые  требуют знание основ менеджмента, маркетинга, психологии и социологии. Такие изменения приводят к необходимости  повышение значимости вопроса обучения и подготовки персонала и совершенствования  системы обучения персонала в  организации. Недостаток у работника  тех или иных навыков, знаний приводит к неэффективной работе и выполнению поставленных задач, также способствует повышению у работника стрессов и энергетических затрат связанных  с работой, а также снижению мотивации. Соответственно эффективное обучение персонала организации помимо роста  прибыли, имеет ряд важных последствий  для организации, такие как: сплочение  и улучшение социально-психологического климата в коллективе, раскрытие  всего потенциала работников, формирование соответствующей организационной  культуры и образцов поведения которые  способствуют успешному достижению организационных целей, привлечение  новых сотрудников в организацию.

Необходимость постоянных смен принципов  управления и организационных изменениях в условиях постоянно растущей конкуренции предполагает постоянный профессиональный рост персонала, улучшение качества обслуживания клиентов, новаторское, творческое отношение к труду. Руководство осознает необходимость повышения профессиональной подготовки кадров при недостаточности текущего уровня для реализации будущих рыночных стратегий.

Целью развития персонала является обеспечение эффективного функционирования организации, повышение производительности труда на основе формирования у работников умения работать в команде, современного экономического мышления, поддержание  и формирование кадрового потенциала, повышения профессионального мастерства работников.

Обучение персонала является важнейшим  инструментом, с помощью которого руководство получает возможность  повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование организационной культуры.

Актуальность темы исследования определяется тем, что обучение и развитие персонала  является одним из важнейших составляющих эффективного функционирования организации. Повышение квалификации персонала положительно влияет на мотивацию работников, оказывает непосредственное влияние на финансовые показатели организации, а также обеспечивает более благоприятный климат в коллективе и преемственность в управлении.

Цель курсовой работы заключается в выявлении особенностей формирования профессионально-квалификационного состава работников предприятия на современном этапе развития экономики.

Предметом изучения в курсовой работе является профессионально-квалификационный состав персонала предприятия и особенности его формирования.

Объектом анализа является ООО «РЕЗИНОТЕХНИКА».

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующий  круг задач:

- дать определение профессионально-квалификационного  состава работников и его основных  составляющих;

- проанализировать основные  принципы формирования профессионально-квалификационного  состава, а также факторы на  него влияющие;

- оценить особенности  использования персонала в ООО «РЕЗИНОТЕХНИКА»;

Анализ будет производиться  на основе статистической отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

 

1.1 Понятие и особенности обучения персонала

 

Важнейшим средством профессионального  развития персонала является профессиональное обучение – процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков  или знаний сотрудникам организации.

Профессиональное развитие шире, чем профессиональное обучение, и часто включает в себя последнее, однако в реальной жизни различие между ними может быть чисто условным и не столь важным, поскольку и  профессиональное обучение, и развитие служат одной цели - подготовке персонала  организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач. Иногда утверждают, что профессиональное обучение ориентируется, прежде всего, на задачи сегодняшнего дня, о развитии на будущие  потребности организации. Однако с  ускорением изменений во внешней  для организаций среде и в  самих организациях это различие становится все более условным.

В современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный  процесс, включающий в себя несколько  этапов рис.1.1.

                                                                                              Определение   


Определение              Формирование                Определение               содержания


потребностей              бюджета  обучения        целей обучения           программ


                                      

       Обучение

                                                                             Определение                 Выбор


                                                                                 критериев                      методов                                                           


                                                  оценки                      обучения

 

                              Оценка                                                          Профессиональные

                              эффективности                                               навыки и знания


                               обучения

 

Рис. 1.1 Процесс профессионального обучения

 

Управление этим процессом  профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые  формируются на основе потребностей развития персонала организации, а  также необходимости выполнения сотрудниками организации своих  текущих производственных обязанностей.

Профессиональное обучение связано со значительными материальными  издержками, поэтому формирование и  контроль за исполнением бюджета  является важнейшими элементами управления профессиональным обучением. Два фактора  влияют на величину бюджета - потребности  компании в обучении и ее финансовое состояние. Высшее руководство определяет, сколько может быть потрачено  на профессиональное обучение в течение  следующего года, и, сопоставляя размер бюджета с выявленными потребностями, устанавливает приоритеты профессионального  обучения.

На основании анализа  выявленных потребностей отделу человеческих ресурсов нужно сформулировать цели каждой программы обучения. Цели профессионального  обучения должны быть:

- конкретными и специфическими;

- ориентирующими на получение  практических навыков;

- поддающимися оценке (измеримыми).

При определении целей  необходимо помнить о принципиальном различии между профессиональным обучением  и образованием: первое - формирует  конкретные навыки и умения, необходимые  данные организации, второе - направлено на общее развитие обучающегося в  определенной сфере знаний. Определив  потребности в профессиональном обучении, получив в свое распоряжение и бюджет, зная критерии оценки эффективности  и будучи знакомым, с методами обучения, отдел профессиональной подготовки организации может приступить к  подготовке самих программ. Разработка программы предполагает определение  ее содержания и выбор методов  профессионального обучения.

Форма в учебном процессе (учебный план, программы, расписание занятий, экзамены, зачеты, практика, проекты) - это не только выражение порядка  организационной и методической структуры обучения, но и система  обоснования представляющая содержание процесса.

Структура в теории обучения обусловлена составом входящих в  нее частей, компонентов и элементов, их связью и отношениями, что позволяет  производить оценку каждого элемента и определять его самостоятельную  функциональную роль. Сложность и  многообразие задач обучения при  такой структуре требует комплексного и многоконцептуального подхода, как в определении содержания всех элементов, так и установлении связей и отношений между ними.

В состав системы входят информационные компоненты, средства обучения, средства организации и  управления. Определяющими для системы  учебного процесса является состав изучаемых  научных дисциплин, их связь и  отношение между собой, четкое выделение  того, что является основным, определяющим и что дополнительным, вспомогательным.

На основе правил равновесного соответствия (состояния) всякое изменение  в содержании, форме, действии одного ведущего компонента системы учебного процесса вызывает необходимость функционального  изменения других ведущих компонентов  системы.

Благодаря наличию обратных связей в системе обучения определяются установившиеся и неустановившиеся режимы. Под установившимся понимается такой режим, при котором процесс  обучения во внешней системе имеет  равномерную характеристику развивающегося действия. Если характеристика обучения отклоняется от заданной, имеет колебания  и разрывы, то такой режим является неустановившимся. Например, когда  планировался один результат, а получен  другой, порой противоположный ожидаемому.

Система может быть прямого  и непрямого (косвенного воздействия). При системе прямого воздействия  преподаватель непосредственно  руководит обучением, а при системе непрямого воздействия учение проводится при помощи различных обучающих средств.

Зависимость между входными и выходными величинами системы  при переходных процессах называется ее динамической характеристикой. При  этом выделяются системообразующие  факторы:

- целей и задач - целенаправления (целеполагания);

- программирование результата;

- выбора методов достижения  оптимального результата.

Представленная дидактическая  система построена на основе целей  и задач обучения с предвидением конечного результата обучения - общего и ряда промежуточных результатов. Для системы и каждого ее компонента определяющим является не только результат  приобретения обучающимися знаний, но и в такой же мере метод поиска и получение результатов, например, изменение содержания обучения.

Выбор метода достижения оптимального результата также является основой  управления системой с целью достижения программируемого результата и оптимального функционирования всех компонентов  системы.

Содержание программы  определяется в первую очередь стоящими перед ней целями, отражающими  потребности профессиональном обучении конкретной организации. При этом необходимо учитывать принципы обучения и взрослых людей. Таких принципов четыре:

1. Актуальность. То о чем  говорится во время обучения, должно иметь отношение к профессиональной  или частной жизни обучающегося. Взрослые плохо воспринимают  отвлеченные и абстрактные темы.

2. Участие. Обучающиеся  должны активно участвовать в  учебном процессе и непосредственно  использовать новые знания и  навыки уже в ходе обучения.

3. Повторение. Оно помогает  новому закрепиться в памяти  и превращает приобретенные навыки  в привычку.

4. Обратная связь. Обучающимся  нужно постоянно предоставлять  информацию о том, насколько  они продвинулись вперед. Наличие  такой информации позволяет им  скорректировать свое поведение  для достижения более высоких  результатов.

 

1.2 Особенности обучения различных категорий работников

 

На разных этапах становления  личности по взрослости изменяются потребности, взгляды на методы достижения каких-либо целей, поведение, мышление. Изменение  психологических характеристик  в процессе становления личности отображено в таблице 1.1.

Информация о работе Обучение персонала