Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:56, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в выявлении особенностей формирования профессионально-квалификационного состава работников предприятия на современном этапе развития экономики.
Предметом изучения в курсовой работе является профессионально-квалификационный состав персонала предприятия и особенности его формирования.
Объектом анализа является ООО «РЕЗИНОТЕХНИКА».
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующий круг задач:
- дать определение профессионально-квалификационного состава работников и его основных составляющих;
- проанализировать основные принципы формирования профессионально-квалификационного состава, а также факторы на него влияющие;
Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.
Таблица 2.1.
Методы обучения
Обучение на рабочем месте |
Обучение вне рабочего места |
«Копирование – работник прикрепляется к специалисту, учится, копируя действия этого человека («отдать в подмастерья») |
Деловые игры – коллективная игра (возможно с компьютером), включающая разбор учебного примера, в ходе которого участники игры получают роли в игровой деловой ситуации и рассматривают последствия принятых решений |
Наставничество – занятие менеджера со своим персоналом в ходе ежедневной работы. Делегирование – передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решений по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы |
Учебные ситуации – реальная
или выдуманная управленческая ситуация
с вопросам для анализа. При этом
устраняются жесткие рамки |
Метод усложняющихся заданий
– специальная программа |
Моделирование – воспроизведение реальных условий работы (напр., использование тренажеров макетов). |
Заключительная ступень – самостоятельное выполнение задания |
Тренинг сензитивности – участие в группе с целью повышения человеческой восприимчивости и улучшения умений взаимодействовать с другими (проводится психологом) |
Ротация – работник переводится на новую работу или должность для получения дополнительной профессиональной квалификации и расширения опыта (от нескольких дней до нескольких месяцев). |
Ролевые игры – работник ставит себя на чье-то место с целью получения практического опыта (обычно в межличностном общении) и получает обратную связь о своем поведении (обычно через видеосъемку) |
Инструктаж представляет
собой разъяснение и
Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.
Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте.
Вместе с названными достоинствами ротация обладает одним серьезным недостатком, который необходимо учитывать при планировании профессионального обучения - высокими издержками, связанными с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую.
Ученичество и наставничество (коачинг) являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников - с древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов - медицине, виноделии, управлении.
Обучение на рабочем месте
отличается своей практической направленностью,
непосредственной связью с производственными
функциями сотрудника, предоставляет,
как правило, значительные возможности
для повторения и закрепления
вновь изученного. В этом смысле
данный вид обучения является оптимальным
для выработки навыков, требуемых
для выполнения текущих производственных
задач. В то же время такое обучение
часто бывает слишком специальным
для развития потенциала сотрудника,
формирования принципиально новых
поведенческих и
Лекции являются традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции (которая сегодня может с успехом быть эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами учеников (если используется видео). Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего - лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвоения материала и не может внести коррективы в ход обучения.
Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) позволяет в определённой мере преодолеть этот недостаток. Данный метод обучения предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу. Использование данного метода позволяет участникам программы обучения познакомиться с опытом других организаций (содержание конкретной ситуации), а также развить навыки анализа принятия решений, разработки стратегии и тактики. Для успешного использования метода практических ситуаций от обучающихся требуется определенный уровень профессионализма и теоретических знаний, которые должны быть развиты на рабочем месте или с помощью других методов обучения.
Деловые игры представляют
собой метод обучения, наиболее близкий
к реальной профессиональной деятельности
обучающихся. Преимущество деловых
игр состоит в том, что, являясь
моделью реальной организации, они
одновременно дают возможность значительно
сократить операционный цикл и тем
самым продемонстрировать участникам,
каким конечным результатом приведут
их решения и действия. Деловые
игры бывают как глобальными (управление
компанией), так и локальными (проведение
переговоров, подготовка бизнес-плана).
Использование этого метода позволяет
обучающимся исполнять
Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время, - обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств - аудио - видеокассет, учебников, задачников обучающих программ. Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других методах. В то же время индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности - обратной связи.
Преимущества и недостатки методов обучения представлены в таблице 2.2. на основе данных методики профессионального обучения.
Таблица 2.2.
Преимущества и недостатки методов обучения
Обучение на рабочем месте |
Обучение вне рабочего места |
+ Содержание курсов и
время их проведения могут
быть приспособлены к |
- Вряд ли содержание
и время курсов точно - Доступность и частота обычно
установлены внешней |
- Участники встречаются только с сотрудниками этой организации |
+ Участники могут обмениваться
информацией, делиться |
+ Участники могут использовать реальное технологическое |
+ Может использоваться
дорогостоящее учебное |
+ Участники могут чаще
отрываться от обучения |
- Если участники были отозваны с курсов, оплата может быть, и не возвращена |
+ Может быть экономически
выгодны, если имеется |
+ Может быть более
экономически выгодным, если имеется
небольшое количество |
-Участники могут неохотно
обсуждать некоторые вопросы,
открыто и честно в среде
своих коллег или в |
+ В сравнительно безопасной
нейтральной обстановке |
Профессиональное обучение подготавливает работника к выполнению различных производственных функций, традиционно ассоциирующихся с определенной должностью. В течение своей профессиональной жизни человек, как правило, занимает ни одну, а несколько должностей. Такая последовательность должностей называется профессиональной карьерой.
Исследования последних лет подтверждают выявленную закономерность: если работник не видит перспективы роста, то после 5-7 лет работы у него начинается спад активности. Именно этот период должен быть положен в основу должностного продвижения.
И наоборот, если профессиональное прошлое специалиста было динамичным, если он менял места работы (пусть даже в рамках одной организации), то все это существенно влияет на его профессионализм. Он имеет возможность сравнить ситуации и находить наилучшие решения, быстрее адаптируется к новым условиям деятельности, сохраняет свою потенциальную мобильность.
Подготовка новых рабочих - это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии.
Основные формы подготовки - курсовое и индивидуальное обучение. Сроки такой подготовки не превышают шести месяцев. Наиболее благоприятные условия для правильной организации учебного процесса создаются при курсовой подготовки, особенно в тех случаях, когда для овладения профессий нужны специальные теоретические знания, а проводить занятия на рабочем месте невозможно. Таковы профессии водителя, оператора котельной и другие. Производственное обучение на курсах производится на рабочем месте под руководством инструктора производственного обучения.
Переподготовка (переобучение)
организуется с целью освоения новых
профессий высвобождающимися
Обучение вторым (смежным) профессиям производится с целью получения к уже имеющейся новой профессии для расширения профессиональных возможностей рабочих в условиях прогрессивных форм организации и оплаты труда, производственной необходимости совмещения профессий или требований должностной инструкции.
Форма подготовки (переобучения) и обучения вторым профессиям аналогична применяемой при подготовке новых рабочих. Возможно сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.
Повышение квалификации - это последовательное совершенствование профессионального мастерства. Присвоение квалифицированного разряда (категории) должно быть увязано с результатами обучения, практическим использованием полученных знаний. Присвоение рабочим квалификационных разрядов без обучения не допустимо. Повышение квалификации осуществляется на длительных и краткосрочных курсах. Целью профессиональных длительных курсов является: