Оценка качества и эффективности работы персонала на примере Государственного Учреждения «Объединенная Металлургическая Компания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:42, дипломная работа

Описание

Цель дипломного проекта - исследовать и предложить конкретные мероприятия по совершенствованию системы оценки работы персонала.
Для реализации поставленной цели в дипломной работе последовательно решены следующие основные задачи:
- на основе анализа учебной литературы проведено теоретическое исследование основных принципов и методов оценки работы персонала;
- проанализированы деятельность организации ГУ «ОМК», данные о наличии и движении персонала, основные управленческие принципы организации работы с персоналом и рассмотрены существующие на данном предприятии методы оценки труда;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы оценки персонала
1.1 Понятие, факторы и критерии оценки персонала
1.2 Современные методы, принципы и порядок оценки работы персонала
2. Анализ системы оценки персонала и результатов трудовой деятельности на предприятии ГУ «Объединенная Металлургическая Компания»
2.1 Общая характеристика и структура предприятия ГУ «ОМК»
2.2 Анализ действующей системы оценки работы персонала
3. Мероприятия по совершенствованию системы оценки персонала
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы оценки работы персонала
3.2 Потенциальные выгоды от применения предлагаемой системы оценки работы персонала
Заключение
Перечень терминов
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 918.00 Кб (Скачать документ)

После завершения работы аттестационной комиссии администрация исследуемой организации должна разрабатывать и проводить в жизнь мероприятия, направленные на выполнение рекомендаций аттестационной комиссии, изложенных в итоговом отчете, на дальнейшее совершенствование системы повышения квалификации кадров, и более широкое использование научных методов управления и организации труда. Аттестационная комиссия в свою очередь должна дать свое заключение по следующим вопросам:

- может ли работник  быть включен в состав кадрового резерва;

- в чем резерв повышения  труда данного работника и  что можно в этой связи рекомендовать  работнику и его руководителю;

- необходимость обучения  и повышения квалификации;

- кадровые перемещения;

- вопросы заработной  платы.

Проведение оценки работы персонала преимущественно для принятия административных решений (понижение в должности, увольнение, лишение надбавок к заработной плате, премий и др.) и игнорирование задач, связанных с более полным использованием человеческих ресурсов организации и с развитием работников, может сделать недостаточными многие из тех потенциальных выгод, которые руководство могло бы получить от предлагаемой системы оценки.

Основной смысл оценки эффективности работы персонала состоит в том, чтобы на ее основе руководители имели возможность определить, в какой степени рабочие результаты подчиненных соответствуют установленным требованиям, а организация могла создать такие программы управления персоналом (стимулирование труда, обучение и развитие работников, кадровое планирование и др.), которые позволяли бы максимально использовать потенциал человеческих ресурсов организации. ОМК не сможет использовать имеющиеся в ее распоряжении человеческие ресурсы эффективно, не имея в своем распоряжении системы оценки эффективности труда работников, которая на регулярной основе будет использоваться при подведении итогов.

Эффективная, с максимальной отдачей работа исполнителей – это  решающее условие достижения успеха организации, так как только при  этом условии можно наиболее рационально использовать все ресурсы, находящиеся в ее распоряжении.

Экономическая эффективность  системы оценки работы персонала ОМК:

Для того, чтобы количественно  оценить влияние проектируемой  системы оценки персонала на показатели трудовой деятельности сотрудников ОМК, а также на показатели эффективности данной организации необходимо решить две взаимосвязанные задачи.

Во-первых, необходимо оценить  изменение эффективности (производительности) работы персонала, и если обнаружится, что она выросла под влиянием разработки и внедрения новой системы оценки персонала, то на базе этого сделать соответствующие выводы.

Во-вторых, учитывая, что  отдельные методы оценки персонала  для упрощения могут быть признаны взаимозаменяемыми в расчетной  модели (хотя в реальности они обладают различным эффектом), необходимо правильно оценить, как отражается на затратах ОМК построение новой системы оценки персонала.

Первая задача решается с помощью определения показателей  производительности труда сотрудников  компании.

Вторая задача базируется на данных, полученных в решении первой, и дополнительно на данных о затратах на трудовые ресурсы ОМК. В такую денежную оценку издержек, непосредственно связанных с трудом работников ОМК, должны входить не только суммы, непосредственно израсходованные на оплату труда в виде заработной платы, но и премии, бонусы, материальная помощь, начисления и внутренние штрафы, а также возможная (альтернативная) оценка нематериальных форм мотивации по результата оценки работника.

Исходя из сказанного, факторная модель эффективности системы оценки персонала может быть построена на основе формулы:

 

Y = Х1 * Х2 * Х3 * Х4,

 

Где Y — зависимая переменная — общая сумма расходов на персонал ОМК, X1 — коэффициент увеличения затрат в связи с планируемыми средствами на развитие системы оценки персонала ОМК. Необходимо отметить, что так как значительная часть этих средств может иметь своим источником чистую прибыль, то следовательно, эта часть не включается в себестоимость ОМК;

Х2 — средние размеры  фонда оплаты труда, приходящиеся на 1 работника ОМК; Х3 —трудоемкость продукции и услуг ОМК;

Х4 — суммарный объем  выручки (нетто) от продаж в отчетный период времени.

Рассмотрим возможности  практического применения данной модели в ходе анализа эффективности  системы оценки работы персонала управляющей организации ГУ «ОМК».

Исходные данные для  расчетов приведены в табл. 13.

 

Таблица 13. - Данные для анализа эффективности системы оценки работы персонала ГУ «ОМК»

Номер строки

Показатель

Уровень показателя

   

01.01.2008

01.01.2009 (прогноз)

1

Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб.

29946

37174,9

2

Численность рабочих  основной деятельности, чел.

320

340

3

Средняя трудоемкость единицы  продукции, чел./тыс. руб. (стр. 2 : стр. 1)

0,011

0,009

4

Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб.

19160,8

21430,6

5

Среднегодовая оплата труда 1 работника, тыс. руб.

59,9

63,0

6

Начисление премиальных, %

14%

16%


 

Используя приведенные  в табл. 13 исходные данные, на основе формулы (Y = Х1 * Х2 * Х3 * Х4) имеем на 01.01.2008 г.:

1,14*59,9*0,011*29946 = 22493,8 тыс.  руб.

После разработки и внедрения  системы оценки персонала прогнозируемые затраты на 01.01.2009 г. составят:

1,16*63,0*0,009*37174,9 = 24450,7 тыс.  руб.

Под влиянием изменения  всех включенных в исходную модель расчета эффективности системы  оценки персонала факторов общая величина непосредственных расходов на персонал увеличилась на:

24450,7 - 22493,8 = 1956,9 тыс. руб.

Этот общий прирост  может быть следующим образом  распределен на величины, характеризующие  влияние изменений отдельных  факторов:

1. Влияние изменения коэффициента премиальных рабочим привело к росту общей суммы расходов на труд на:

(1,16-1,14)*59,9*0,011*29946= 394,6 тыс.  руб.

2. Влияние роста средней  годовой оплаты труда одного  работника привело к росту  общей суммы расходов на труд:

1,14*(63,0-59,9)* 0,011*29946= 1164,1 тыс. руб.

3. Влияние роста эффективности  труда в результате совершенствования  системы оценки персонала привело  к снижению издержек:

1,14*59,9*(0,009-0,011)*29946= -4089,8 тыс.  руб.

4. Влияние роста выручки  (нетто) от продаж привело к росту издержек, связанных с работой персонала, в их общей величине:

1,14*59,9*0,011*(37174,9-29946) = 4488 тыс.  руб.

Сумма оценок факторных  влияний совпадает с общим  изменением результативного показателя — общей суммы затрат на персонал:

Иперс = 1956,9 тыс. рублей

При этом эффект роста  производительности труда персонала, выраженный в увеличении выручки (нетто) от продаж, составит:

37174,9-29946 = 7228,9 тыс. руб. 

Т.е. чистый эффект влияния  системы оценки персонала на рост производительности труда работников управляющей компании ГУ «ОМК» равен:

Э = 7228,9-1956,9 = 5272 тыс. руб.

Проведенные расчеты  показывают, что предложенная система  оценки персонала, направленная на повышение производительности труда, является эффективной, так как рассчитанный чистый эффект данного повышения составит 5272 тыс. руб.

Учитывая сказанное  ранее, можно сделать вывод, что  оценка работы персонала — это  процесс определения эффективности  деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий  получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений.

Оценка аккумулирует результаты работы конкретного сотрудника за конкретный период. Очень важно  понимать, что при оценке (аттестации) происходит не сравнение сотрудников  между собой, а сопоставление  «сотрудник — стандарт работы». Сравнивать можно только то, насколько один сотрудник больше/меньше соответствует стандарту работы, чем другой9.

Формализованная система  позволяет повысить эффективность  самой системы оценки. Кроме того, она подходит не только для отдельного сотрудника и его руководителя, но и отвечает интересам организации в целом. Справедливо высказывание, что аттестация — один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом10.

Предлагаемые в данной работе мероприятия по совершенствованию системы оценки работы персонала ОМК отражают именно такой подход.

Естественно, что создание системы аттестации на первых порах, как и любое нововведение, вызывает если уж не противодействие, то, во всяком случае, беспокойство персонала.

Для убеждения руководителей ОМК в необходимости системы оценки работы персонала можно использовать результаты исследования факторов, влияющих на трудовую мотивацию.

Чтобы снять возражения руководителей против аттестации, необходимо рассказывать им о ее положительных  последствиях:

Во-первых, организация  приобретает качество честности, открытости по отношению к своим сотрудникам. Честность и открытость – категории  всем понятные и значимые. Для сотрудников  в ходе аттестации становятся ясными отношения с непосредственным руководителем и с компанией в целом.

Во-вторых, в ходе аттестации работник понимает свои приоритеты в работе, осознает, за что может быть поощрен или наказан. Он просто яснее представляет свои должностные обязанности, что способствует их наиболее полному выполнению.

В-третьих, введение аттестации – это новый этап в развитии корпоративной культуры, можно честно сказать друг другу об ошибках и недостатках, кого-то похвалить за успехи. Аттестация для руководителя – часто еще и возможность быть «услышанным» работником. Кроме того, аттестация может служить основой пересмотра общей системы заработной платы.

На этапе ввода системы  аттестации естественно непонимание  ее сути и значения со стороны персонала ОМК. В российском менталитете существует негативное отношение к слову “аттестация”, которое ассоциируется с увольнением. Однако, по действующему КЗоТу, результаты аттестации не могут быть основанием для увольнения сотрудника. Поэтому при трудовых спорах в качестве подтверждения несоответствия сотрудника занимаемой должности они рассматриваются только в совокупности с другими доказательствами, например, актами о браке, выговорами за ошибки в процессе работы и т.п.

Формализация отношений  позволяет снять напряженность  по поводу аттестации, сделать этот процесс наиболее конструктивным. Аттестация дисциплинирует сотрудников и помогает руководителям. Конечно, успешное введение системы аттестации возможно только при полной открытости всех процессов для сотрудников организации. Для предоставления сотрудникам исследуемой организации информации можно использовать встречи с руководителями, с сотрудником отдела кадров. Это поможет избежать слухов и необоснованного беспокойства по поводу нововведений.

Чтобы реально перейти  к новым формам аттестации персонала в ОМК потребуется разработать так называемые портреты компетенций для каждой должности основных подразделений компании. Как уже отмечалось, портрет компетенций - это документально оформленный набор профессиональных знаний, навыков, опыта, личных и рабочих качеств, которыми должен обладать идеальный исполнитель конкретной должности. Портрет компетенций составляется, как правило, начальником отдела, согласовывается с руководителем службы управления персоналом и утверждается Директором по направлению. Документ должен состоять из следующих разделов:

- образование (общее  и специальное - профиль учебных  заведений, специальные курсы  и учебные центры), обязательное  наличие специальных сертификатов;

- уровень и направленность  знаний;

- необходимый опыт  работы;

- навыки, способности  и личные качества.

Портрет компетенций  может служить своего рода тестом при организации подбора и  приема кандидатов на имеющиеся в  отделах вакансии. На его основе должна проводиться оценка профессиональных качеств кандидата.

Эксперту, проводящему  собеседование с кандидатом, будет необходимо по каждому из указанных в портрете компетенций параметров проставить оценку по трехбалльной шкале (полное совпадение, частичное совпадение и полное несовпадение). В случае принятия положительного решения о приеме нового сотрудника, степень отклонения кандидата от портрета компетенций может стать основой его плана стажировки и адаптации.

Таким образом, первичная  аттестация персонала должна проводиться  уже при его приеме на работу и  направлена она в основном на определение  соответствия портрету компетенций. Целесообразней будет отказаться от проведения сложного психофизиологического тестирования персонала, как при приеме, так и при плановой аттестации. Метод многоэтапного собеседования (экспертной оценки) в сочетании с нестандартным сбором характеристик по прежним местам работы кандидата станет для организации значительно эффективнее.

Плановая аттестация как уже говорилось выше, направлена, прежде всего, на выяснение индивидуальных потребностей в обучении, совершенствовании  навыков. Плановая аттестация должна сочетать самооценку сотрудника, оценку руководителями разного уровня, а также аттестацию сотрудника представителями взаимодействующих подразделений.

Аттестационный лист должен заполняться всеми лицами в электронном виде, а бумажная копия будет подшиваться в личное дело сотрудника.

Информация о работе Оценка качества и эффективности работы персонала на примере Государственного Учреждения «Объединенная Металлургическая Компания»