Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 07:09, курсовая работа
Высокая конкурентоспособность - решающее преимущество фирмы, региона, страны в условиях рыночной экономики.
В настоящее время вес страны на мировой арене определяется в большей мере ее экономическим положением, ее глобальной конкурентоспособностью. Именно поэтому задача повышения конкурентоспособности приобретает сейчас особую актуальность.
Цель данной работы: изучение сущности конкуренции, ее места и роли в хозяйственном механизме.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество 5
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции 5
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли 9
1.3 Виды конкурентного преимущества. 12
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентноспособности товара и фирмы 17
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы. 17
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара. 18
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы 22
Глава 3. Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия) 25
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции) 25
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия) 27
Заключение
Список используемой литературы
Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности предприятия, касаясь наиболее важных аспектов его деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов и ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия:
1.Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности фирмы:
– издержки производства на единицу продукции;
–
фондоотдача в стоимостном
– рентабельность товара, которая показывает степень прибыльности производства товара;
– производительность труда в стоимостном выражении на человека, которая отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.
2.
Показатели финансового
– коэффициент автономии;
–
коэффициент
– коэффициент абсолютной ликвидности.
3.
Показатели эффективности
– рентабельность продаж;
– коэффициент затоваренности готовой продукцией;
– коэффициент загрузки производственной мощности;
–
коэффициент эффективности
4.
Показатели
– качество товара;
– цена товара.
Оценка конкурентной позиции предприятия требуется для:
– разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
– выбора фирмы-партнера для организации совместного производства продукции;
– привлечение средств инвестора в перспективное производство;
– составления программы выхода фирмы на новые рынки сбыта.
В
любом случае проведение оценки преследует
цель определения положения фирмы на отраслевом
рынке. Достижение этой цели возможно
лишь при условии оперативной и объективной
методики оценки конкурентоспособности.
Важнейшей
характеристикой товара (продукции)
является его качество. Произвести
оценку конкурентоспособности
,
где Kij-коэффициент конкурентоспособности;
Тi и Тj –основные качественные характеристики продукции соответственно i-й и j-й фирм;
Цi и Цj –цены реализации продукции i -й и j-й фирм.
Очевидно, что если Кij> 1, то продукция i-й фирмы (предприятия) по выбранному критерию качества более конкурентоспособна. Показателей качества может быть несколько. Поэтому делаем расчет максимально возможного количества коэффициентов. Если для i-й фирмы более 50% значений К> 1, то продукция этой фирмы более конкурентоспособна.
В
данной курсовой работе произведена
оценка конкурентоспособности
Таблица 3.1-стандарты по ГОСТ 530-2007 для марок кирпича 100, 125, 150.
|
Таблица 3.2- исходные данные для определения конкурентоспособности продукции - кирпича строительного.
Фирмы | Показатели | |||||||
Цена, р. /1000шт. | Прочность, МПа | Водопо-глоще-ние, % | Масса, кг | |||||
Марка | Марка | |||||||
100 | 125 | 150 | 100 | 125 | 150 | |||
1.ОАО «Стройкерамика» | 2507.0 | 2607,0 | 2707,0 | 10,2 | 12,4 | 15,0 | 6,1 | 4,2 |
2.ОАО «ЗСМ-7» | 2507.0 | 2617,0 | 2727,0 | 9,1 | 12,1 | 14,2 | 5,8 | 4,2 |
3.ЗАО
«Кирпичный завод р.п. |
2517,0 | 2627,0 | 2697,0 | 9,5 | 12,8 | 15.1 | 5,7 | 4,3 |
4.ОАО«ЧерепановскийЗСМ» | 2527,0 | 2607,0 | 2717,0 | 9,8 | 12,0 | 13.7 | 6,0 | 4,4 |
Таблица 3.3- результаты расчетов представим в виде таблицы:
Фирма | Марка | Показатели | |||
Прочность | Водопоглощение | Масса | |||
1 | 100 | 1,017(+) | 1.013(-) | 0,974(+) | |
125 | 0.989(-) | 1,013(-) | 0,974(+) | ||
150 | 0.997(-) | 1.014(-) | 0,974(+) | ||
2 | 100 | 0,907(-) | 0,963(+) | 0.974(+) | |
125 | 0.961(-) | 0,960(+) | 0.970(+) | ||
150 | 0,937(-) | 0,957(+) | 0,967(+) | ||
3 | 100 | 0,943(-) | 0,943(+) | 0,993(+) | |
125 | 1,013(+) | 0,940(+) | 0,989(+) | ||
150 | 1,007(+) | 0,915(+) | 0,964(+) | ||
4 | 100 | 0,969(-) | 0,989(+) | 1,012(-) | |
125 | 0,957(-) | 0,997(+) | 1,020(-) | ||
150 | 0,907(-) | 0,993(+) | 1,016(-) |
Еслипри расчете водопоглощения и массы результат больше 1, то это снижает конкурентоспособность так как чем меньше водопоглощение и масса, тем лучше для свойств продукции. Для прочности наоборот.
Таким
образом,ранжируя фирмы по местам, учитывая
наилучшее количество результатов, мы
получим:
Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия)
Чтобы практически оценить конкурентоспособность фирмынарынке, необходимо собрать разнообразную информацию об имеющихся предприятиях, производящих аналогичную продукцию. При этом изначально следует учитывать
максимально возможное количество имеющихся конкурентов и потенциальных
конкурентов, а затем сосредоточить внимание на основных. Если конкуренция очень высока, то типичной ошибкой можно считать попытку внедриться на перенасыщенный рынок.
Произведем определение конкурентоспособности предприятия с позиций трех основных составляющих:
1. маркетинговая;
2.производственная;
3.финансовая.
В
расчетах будем использовать разные методы
и подходы.
Матричный подход к определению маркетинговой составляющей конкурентоспособности фирмы.
При использовании матричного подхода, составляется матрица показателей по ряду конкурирующих фирм.
Таблица 3.4 – исходные данные показателей работы фирм.
Показатели (i) | Фирмы (j) | ||||
Фирма 1 | Фирма2 | Фирма 3 | Фирма 4 | ||
1. Объем продаж, тыс. р. | 91017 | 44017 | 9117 | 54017 | |
2. Фонд оплаты труда, тыс.р. | 45427 | 21 162 | 4277 | 28097 | |
3. Стоимость материальных ресурсов, тыс.р. | 33927 | 16412 | 2917 | 17017 | |
4. Годовая
сумма амортизационных |
1 597 | 887 | 557 | 837 | |
5. Чистая прибыль, тыс.р. | 9117 | 4607 | 1037 | 7577 | |
6. Бюджет маркетинга (включая рекламу), тыс.р. | 917 | 402 | 99 | 507 | |
7. Сумма
активов предприятия (итог |
300067 | 140107 | 32517 | 160047 | |
8. Собственный капитал, тыс.р. | 180107 | 86017 | 19017 | 145067 | |
9. Оборотные средства, тыс.р. | 200067 | 95277 | 23417 | 112037 | |
10. Дебиторская задолженность, тыс.р. | 50067 | 18017 | 4877 | 22477 | |
11. Краткосрочные обязательства, тыс.р. | 210017 | 89017 | 21517 | 115107 | |
12. Дивиденды на 1 акцию, р. | 17,32 | 17,18 | 17,09 | 17,34 | |
13. Имидж, % | 50 | 60 | 1 | 40 | |
14. Размещение | 0,4 | 0,3 | 0,8 | 0,1 | |
15. Качество продукции | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | |
16. Дилерская сеть (система сбыта) | 4 | 5 | 3 | 4 | |
17. Обслуживание потребителей (сервис) | 3 | 4 | 2 | 4 | |
18. Цена за единицу продаж, р. | 2 597 | 2 617 | 2 647 | 2627 |
Каждый показатель
имеет свою единицу измерения. Для
получения комплексной оценки необходимо
привести все показатели в соразмерный
вид (по-другому их можно будет назвать
стандартизированными).
Первый шаг: определение значений по каждому показателю, выделение максимальных значений.
Доля фирмы на
рынке = Qj / ∑Qj
где Qj– объем продаж, тыс.руб.;
j – количество
фирм на исследуемом рынке,
ед.
Таблица 3.5.
Показатели (i) | Фирмы (j) | |||
Фирма 1 | Фирма2 | Фирма 3 | Фирма 4 | |
1. Доля фирмы на рынке (в.к.- 0.10) | 0,045 | 0,022 | 0,004 | 0,027 |
2. Имидж (рейтинг) (в.к. - 0,05) | 0,016 | 0,019 | 0,0003 | 0,013 |
3. Размещение (относительно сегментов рынка) (в.к. - 0,15) | 0,037 | 0,028 | 0,075 | 0,009 |
4. Маркетинговая
деятельность и реклама ( |
0,071 | 0,031 | 0,007 | 0.039 |
5. Дилерская сеть (система сбыта) (в.к. - 0,10) | 0,025 | 0,03 | 0,018 | 0.025 |
6. Качество продукции (в.к. - 0,20) | 0,05 | 0,04 | 0,05 | 0.05 |
7. Обслуживание потребителей (послепродажный сервис) (в.к. - 0,10) | 0,023 | 0,03 | 0,015 | 0.03 |
8. Цена, р/ед. (в.к. - 0,15) | 0,037 | 0,037 | 0,037 | 0.037 |
Второй
шаг: Деление каждого значения строки
на максимальную величину каждой строки.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы