Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 07:09, курсовая работа

Описание

Высокая конкурентоспособность - решающее преимущество фирмы, региона, страны в условиях рыночной экономики.
В настоящее время вес страны на мировой арене определяется в большей мере ее экономическим положением, ее глобальной конкурентоспособностью. Именно поэтому задача повышения конкурентоспособности приобретает сейчас особую актуальность.
Цель данной работы: изучение сущности конкуренции, ее места и роли в хозяйственном механизме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество 5
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции 5
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли 9
1.3 Виды конкурентного преимущества. 12
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентноспособности товара и фирмы 17
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы. 17
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара. 18
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы 22
Глава 3. Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия) 25
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции) 25
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия) 27
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Маркетинг 3-й курс .doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

Таблица 3.6.

Показатели (i) Фирмы (j)
Фирма 1 Фирма2 Фирма 3 Фирма 4
1. Доля  фирмы на рынке (в.к. - 0,10) 1 0,48  0,08 0,6
2. Имидж  (рейтинг) (в.к. - 0,05) 0,84 1 0,015 0,68
3. Размещение (относительно сегментов рынка) (в.к. - 0,15) 0,49 0,037 1 0,12
4. Маркетинговая  деятельность и реклама (бюджет) (в.к. - 0,15) 0,43 0,09 0,54
5. Дилерская  сеть (система сбыта) (в.к. - 0,10) 0,8 1 0,6  0,8
6. Качество  продукции (в.к. - 0,20) 1 0,8 1 1
7. Обслуживание  потребителей (послепродажный сервис) (в.к. - 0,10) 0,76 1 0,5 1
8. Цена, р/ед. (в.к. - 0,15) 1 1 1
 
 

Третий  шаг: складываем значения полученных показателей по каждой фирме

Таблица 3.7.

Показатели (i) Фирмы (j)
Фирма 1 Фирма2 Фирма 3 Фирма 4
1. Доля  фирмы на рынке (в.к. - 0,15) 1 0,48  0,08 0,6
2. Имидж  (рейтинг) (в.к. - 0,10) 0,84 1 0,015 0,68
3. Размещение (относительно сегментов рынка) (в.к. - 0,10) 0,49 0,037 1 0,12
4. Маркетинговая  деятельность и реклама (бюджет) (в.к. - 0,05) 0,43 0,09 0,54
5. Дилерская  сеть (система сбыта) (в.к. - 0,10) 0,8 1 0,6  0,8
6. Качество продукции (в.к. - 0,20) 1 0,8 1 1
7. Обслуживание  потребителей (послепродажный сервис) (в.к. - 0,15) 0,76 1 0,5 1
8. Цена, р/ед. (в.к. - 0,15) 1 1
6,89 5,747 5,095 5,74
 
 

Таким образом, применив матричный подход к определению  маркетинговой составляющей конкурентоспособности четырех фирм, можно сделать следующие выводы: первое место по праву принадлежит Фирме № 1. в данной фирме лидирующие позиции занимают такие показатели: доля фирмы на рынке, маркетинговая деятельность и реклама,качество продукции. На втором месте Фирма № 2, на третьем Фирма № 4,на четвертом Фирма №3.

Производственная  составляющая конкурентоспособности  фирмы

Наиболее простая  оценка производственной составляющей конкурентоспособности фирмы может  быть сделана по показателю эффективности использования производственного потенциала. При этом в производственный потенциал необходимо включить:

- трудовые ресурсы,  выраженные через объем оплаты  труда, L;

- стоимость израсходованных  материальных ресурсов, М;

- годовые амортизационные  отчисления А.

Эффективность (Эj) использования  производственного потенциала по каждой фирме определяется по формуле:

Эj = Qj / (Lj+Mj+Aj)

Э1= 91017/(45427+33927+1597)=1,12

Э2=44017/(21162+16412+887)=1,14

Э3 =9117/(4277+2917+557)=1,17

Э4=54017\(28097+17017+837)=1,17

В соответствии с  полученными результатами в исследовании производственной составляющей конкурентоспособности четырех фирм, можно сделать вывод:

Фирма № __3_и 4 эффективнее других использует свои ресурсы, следовательно, она более конкурентоспособна. На 1 рубль вложенных средств в Фирме № _3_и 4_ приходиться 1,17 рубля выручки.  На втором месте Фирма № __2_, на третьем Фирма № _1___.

Финансоваясоставляющаяконкурентоспособности предприятия.

Оценка финансовой составляющей конкурентоспособности  предприятия может осуществляться по рейтинговой оценке:

Pi =  √ (K1(1±x1j)2+…+Kn(1±xnj)2)    , 

Исходные показатели выбираются из системы показателей, базирующейся на данных публичной финансовой отчетности. Такая система включает три группы показателей:

  1. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности;
  2. Показатели эффективности управления;
  3. Показатели оценки деловой активности;
  4. Показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости.

Для расчета рейтинговой  оценки берутся наиболее важные показатели, такие как:

1 группа: чистая рентабельность  предприятия и рентабельность  собственного капитала;

2 группа: чистая прибыль  на 1 руб. объема реализации и  дивиденды на 1 акцию;

3 группа: отдача всех  активов и оборачиваемость дебиторской  задолженности;

4 группа: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент автономии.

На разных стадиях  жизни организации, приведенные  показатели имеют разную степень  важности или весомости.

Первый  шаг: определение значений показателей, базирующихся на финансовой отчетности

Таблица 3.8. 

Показатели (i) Фирмы (j)
Фирма 1 Фирма2 Фирма 3 Фирма 4
1. Чистая  рентабельность 0,03 0,03 0,03 0,04
2. Рентабельность  собственного капитала 0,05 0,05 0,05 0,05
3. Дивиденды  на 1 акцию 17,32 17,18 17,09 17,34
4.Чистая  прибыль на 1 р. объема реализации 0,1 0,1 0,11 0,14
5. Отдача  всех активов 0,3 0,31 0,28 0,33
6. Оборачиваемость  дебиторской задолженности 1,81 2,44 1,86 2,4
7. Коэффициент  текущей ликвидности 0,95 1,07 1,08 0,97
8. Коэффициент  автономии 0,60 0,61 0,58 0,9
 

Второй  шаг: Деление каждого значения строки на максимальную величину каждой строки.

Таблица 3.9.

Показатели (i)                                                   Фирмы (j)
Фирма 1 Фирма2 Фирма 3 Фирма 4
1. Чистая  рентабельность 0,75 0,75 0,75 1
2. Рентабельность  собственного капитала 1 1 1 1
3. Дивиденды  на 1 акцию 0,99 0,99 0,98 1
4.Чистая  прибыль на 1 р. объема реализации 0,71 0,71 0,78 1
5. Отдача  всех активов (в.к. - 3) 0,9 0,93 0,21 1
6. Оборачиваемость  дебиторской задолженности 0,74 1 0,76 0,98
7. Коэффициент  текущей ликвидности 0,87 0,99 1 0,89
8. Коэффициент  автономии 0,66 0,67 0,64 1

Рассчитываем рейтинговую  оценку  Pi= √(K1(1-xij)2, результаты занесем в таблицу (Таблица 3.10.) 

Исходные  данные при определении  финансовой составляющей конкурентоспособности  фирмы

Таблица 3.10.

Показатели (i) Весовой коэффициент (Кi)                                          Фирмы (j)
Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3 Фирма 4
1. Чистая  рентабельность 3 0,43 0,43 0,43 0
2. Рентабельность  собственного капитала 4 0 0 0 0
3. Дивиденды  на 1 акцию 2 0,01 0,01 0,03 0
4.Чистая  прибыль на 1 р. объема реализации 2 0,93 0,93 0,3 1
5. Отдача  всех активов 3 0,17 0,12 1,3 0
6. Оборачиваемость  дебиторской задолженности 4 0,52 0 0,48 0,3
7. Коэффициент  текущей ликвидности 3 0,22 0,01 0 0,19
8. Коэффициент автономии 2 0,48 0,46 0,5 0
  2,76 1,96 3,04 1,49
 

Минимальным значением является сумма показателей __4_ фирмы. Следовательно, эта фирма имеет наилучшее финансовое или конкурентоспособное состояние.

Завершим оценку конкурентоспособности фирмы сведениями оценок всех трех составляющих и окончательным ранжированием фирм по местам.

Таблица 3.11.

Составляющие  оценки конкурентоспособности Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3 Фирма 4
Маркетинговая составляющая 1 2 4 3
производственная  составляющая 3 2 1 1
Финансовая составляющая 3 2 4 1
 

Проведя комплексный  анализ показателей конкурентоспособности 4-х фирм, можно подвести итоги. Таким образом, фирма №3 является наиболее конкурентоспособной, поскольку является лидером по показателям маркетинговой и финансовой составляющей. Маркетинг играет огромную роль в сбыте продукции, соответственно в объеме продаж фирмы, т.е. является важным звеном в деятельности фирмы. Руководству предприятия уделило должное внимание составляющей своего бизнеса и заняло лидирующую позицию. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы были достигнуты поставленные цели.

Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов  за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы