Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 07:09, курсовая работа
Высокая конкурентоспособность - решающее преимущество фирмы, региона, страны в условиях рыночной экономики.
В настоящее время вес страны на мировой арене определяется в большей мере ее экономическим положением, ее глобальной конкурентоспособностью. Именно поэтому задача повышения конкурентоспособности приобретает сейчас особую актуальность.
Цель данной работы: изучение сущности конкуренции, ее места и роли в хозяйственном механизме.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конкуренция и конкурентное преимущество 5
1.1. Понятие конкуренции, функции и виды конкуренции 5
1.2 Силы, управляющие конкуренцией в отрасли 9
1.3 Виды конкурентного преимущества. 12
Глава 2. Теоретические и методические основы оценки конкурентноспособности товара и фирмы 17
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товара и фирмы. 17
2.2 Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности товара. 18
2.3 Методические подходы к оценке конкурентоспособности фирмы 22
Глава 3. Расчет показателей конкурентоспособности товара (продукции) и фирмы (предприятия) 25
3.1 Оценка конкурентоспособности товара (продукции) 25
3.2 Расчет показателей конкурентоспособности фирмы (предприятия) 27
Заключение
Список используемой литературы
Таблица 3.6.
Показатели (i) | Фирмы (j) | |||
Фирма 1 | Фирма2 | Фирма 3 | Фирма 4 | |
1. Доля фирмы на рынке (в.к. - 0,10) | 1 | 0,48 | 0,08 | 0,6 |
2. Имидж (рейтинг) (в.к. - 0,05) | 0,84 | 1 | 0,015 | 0,68 |
3. Размещение (относительно сегментов рынка) (в.к. - 0,15) | 0,49 | 0,037 | 1 | 0,12 |
4. Маркетинговая
деятельность и реклама ( |
1 | 0,43 | 0,09 | 0,54 |
5. Дилерская сеть (система сбыта) (в.к. - 0,10) | 0,8 | 1 | 0,6 | 0,8 |
6. Качество продукции (в.к. - 0,20) | 1 | 0,8 | 1 | 1 |
7. Обслуживание потребителей (послепродажный сервис) (в.к. - 0,10) | 0,76 | 1 | 0,5 | 1 |
8. Цена, р/ед. (в.к. - 0,15) | 1 | 1 | 1 | 1 |
Третий шаг: складываем значения полученных показателей по каждой фирме
Таблица 3.7.
Показатели (i) | Фирмы (j) | |||
Фирма 1 | Фирма2 | Фирма 3 | Фирма 4 | |
1. Доля фирмы на рынке (в.к. - 0,15) | 1 | 0,48 | 0,08 | 0,6 |
2. Имидж (рейтинг) (в.к. - 0,10) | 0,84 | 1 | 0,015 | 0,68 |
3. Размещение (относительно сегментов рынка) (в.к. - 0,10) | 0,49 | 0,037 | 1 | 0,12 |
4. Маркетинговая
деятельность и реклама ( |
1 | 0,43 | 0,09 | 0,54 |
5. Дилерская сеть (система сбыта) (в.к. - 0,10) | 0,8 | 1 | 0,6 | 0,8 |
6. Качество продукции (в.к. - 0,20) | 1 | 0,8 | 1 | 1 |
7. Обслуживание потребителей (послепродажный сервис) (в.к. - 0,15) | 0,76 | 1 | 0,5 | 1 |
8. Цена, р/ед. (в.к. - 0,15) | 1 | 1 | 1 | 1 |
∑ | 6,89 | 5,747 | 5,095 | 5,74 |
Таким образом, применив матричный подход к определению маркетинговой составляющей конкурентоспособности четырех фирм, можно сделать следующие выводы: первое место по праву принадлежит Фирме № 1. в данной фирме лидирующие позиции занимают такие показатели: доля фирмы на рынке, маркетинговая деятельность и реклама,качество продукции. На втором месте Фирма № 2, на третьем Фирма № 4,на четвертом Фирма №3.
Производственная составляющая конкурентоспособности фирмы
Наиболее простая
оценка производственной составляющей
конкурентоспособности фирмы
- трудовые ресурсы, выраженные через объем оплаты труда, L;
- стоимость израсходованных материальных ресурсов, М;
- годовые амортизационные отчисления А.
Эффективность (Эj) использования производственного потенциала по каждой фирме определяется по формуле:
Эj = Qj / (Lj+Mj+Aj)
Э1= 91017/(45427+33927+1597)=1,12
Э2=44017/(21162+16412+887)=1,
Э3 =9117/(4277+2917+557)=1,17
Э4=54017\(28097+17017+837)=1,
В соответствии с полученными результатами в исследовании производственной составляющей конкурентоспособности четырех фирм, можно сделать вывод:
Фирма № __3_и 4 эффективнее других использует свои ресурсы, следовательно, она более конкурентоспособна. На 1 рубль вложенных средств в Фирме № _3_и 4_ приходиться 1,17 рубля выручки. На втором месте Фирма № __2_, на третьем Фирма № _1___.
Финансоваясоставляющаяконкурен
Оценка финансовой составляющей конкурентоспособности предприятия может осуществляться по рейтинговой оценке:
Pi = √ (K1(1±x1j)2+…+Kn(1±xnj)2)
,
Исходные показатели выбираются из системы показателей, базирующейся на данных публичной финансовой отчетности. Такая система включает три группы показателей:
Для расчета рейтинговой оценки берутся наиболее важные показатели, такие как:
1 группа: чистая рентабельность предприятия и рентабельность собственного капитала;
2 группа: чистая прибыль на 1 руб. объема реализации и дивиденды на 1 акцию;
3 группа: отдача всех
активов и оборачиваемость
4 группа: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент автономии.
На разных стадиях жизни организации, приведенные показатели имеют разную степень важности или весомости.
Первый шаг: определение значений показателей, базирующихся на финансовой отчетности
Таблица 3.8.
Показатели (i) | Фирмы (j) | |||
Фирма 1 | Фирма2 | Фирма 3 | Фирма 4 | |
1. Чистая рентабельность | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,04 |
2. Рентабельность собственного капитала | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
3. Дивиденды на 1 акцию | 17,32 | 17,18 | 17,09 | 17,34 |
4.Чистая прибыль на 1 р. объема реализации | 0,1 | 0,1 | 0,11 | 0,14 |
5. Отдача всех активов | 0,3 | 0,31 | 0,28 | 0,33 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности | 1,81 | 2,44 | 1,86 | 2,4 |
7. Коэффициент текущей ликвидности | 0,95 | 1,07 | 1,08 | 0,97 |
8. Коэффициент автономии | 0,60 | 0,61 | 0,58 | 0,9 |
Второй шаг: Деление каждого значения строки на максимальную величину каждой строки.
Таблица 3.9.
Показатели (i) | | |||
Фирма 1 | Фирма2 | Фирма 3 | Фирма 4 | |
1. Чистая рентабельность | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 1 |
2. Рентабельность собственного капитала | 1 | 1 | 1 | 1 |
3. Дивиденды на 1 акцию | 0,99 | 0,99 | 0,98 | 1 |
4.Чистая прибыль на 1 р. объема реализации | 0,71 | 0,71 | 0,78 | 1 |
5. Отдача всех активов (в.к. - 3) | 0,9 | 0,93 | 0,21 | 1 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности | 0,74 | 1 | 0,76 | 0,98 |
7. Коэффициент текущей ликвидности | 0,87 | 0,99 | 1 | 0,89 |
8. Коэффициент автономии | 0,66 | 0,67 | 0,64 | 1 |
Рассчитываем рейтинговую
оценку Pi= √(K1(1-xij)2,
результаты занесем в таблицу (Таблица
3.10.)
Исходные данные при определении финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы
Таблица 3.10.
Показатели (i) | Весовой коэффициент (Кi) | | |||
Фирма 1 | Фирма 2 | Фирма 3 | Фирма 4 | ||
1. Чистая рентабельность | 3 | 0,43 | 0,43 | 0,43 | 0 |
2. Рентабельность собственного капитала | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3. Дивиденды на 1 акцию | 2 | 0,01 | 0,01 | 0,03 | 0 |
4.Чистая прибыль на 1 р. объема реализации | 2 | 0,93 | 0,93 | 0,3 | 1 |
5. Отдача всех активов | 3 | 0,17 | 0,12 | 1,3 | 0 |
6. Оборачиваемость дебиторской задолженности | 4 | 0,52 | 0 | 0,48 | 0,3 |
7. Коэффициент текущей ликвидности | 3 | 0,22 | 0,01 | 0 | 0,19 |
8. Коэффициент автономии | 2 | 0,48 | 0,46 | 0,5 | 0 |
∑ | 2,76 | 1,96 | 3,04 | 1,49 |
Минимальным значением является сумма показателей __4_ фирмы. Следовательно, эта фирма имеет наилучшее финансовое или конкурентоспособное состояние.
Завершим оценку конкурентоспособности фирмы сведениями оценок всех трех составляющих и окончательным ранжированием фирм по местам.
Таблица 3.11.
Составляющие оценки конкурентоспособности | Фирма 1 | Фирма 2 | Фирма 3 | Фирма 4 |
Маркетинговая составляющая | 1 | 2 | 4 | 3 |
производственная составляющая | 3 | 2 | 1 | 1 |
Финансовая составляющая | 3 | 2 | 4 | 1 |
Проведя комплексный
анализ показателей конкурентоспособности
4-х фирм, можно подвести итоги. Таким образом,
фирма №3 является наиболее конкурентоспособной,
поскольку является лидером по показателям
маркетинговой и финансовой составляющей.
Маркетинг играет огромную роль в сбыте
продукции, соответственно в объеме продаж
фирмы, т.е. является важным звеном в деятельности
фирмы. Руководству предприятия уделило
должное внимание составляющей своего
бизнеса и заняло лидирующую позицию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы были достигнуты поставленные цели.
Конкуренция – борьба
независимых экономических
Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы