Оценка персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание

Прочитав данную главу, вы узнаете:
- в чем заключаются сущность и функция мотивации труда;
- чем отличаются друг от друга мотивация и стимулирование труда;
- как классифицируются трудовые мотивы;
- каковы основные правила, позволяющие повысить эффективность мотивационных мероприятий;
- в чем разница между российским и зарубежными подходами к мотивации труда;
- как выстраивать мотивационную модель достижения цели через потребности;
- как различать между собой потребности, мотивы и побуждения;
- чем отличаются внутренние вознаграждения от внешних.
Исследование развития теоретических представлений о содержании и регулировании мотивационных процессов в сфере труда позволяет определить, что по мере социально-экономического развития общества менялось направление вектора мотивационных воздействий. От первоначальной ориентации строго на повышение производительности труда, то есть стимулирование физической активности, мотивация постепенно стала ориентироваться на повышение качества труда, стимулирование творческой активности, инициативы и на закрепление работников на предприятии.

Работа состоит из  1 файл

Управление.docx

— 41.05 Кб (Скачать документ)

Глава 1. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ  О МОТИВАЦИИ

И СТИМУЛИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛА 

§ 1.1. Что такое  мотивация? 

    Прочитав  данную главу, вы узнаете:

    - в чем заключаются сущность  и функция мотивации труда;

    - чем отличаются друг от друга  мотивация и стимулирование труда;

    - как классифицируются трудовые  мотивы;

    - каковы основные правила, позволяющие  повысить эффективность мотивационных  мероприятий;

    - в чем разница между российским  и зарубежными подходами к  мотивации труда;

    - как выстраивать мотивационную  модель достижения цели через  потребности;

    - как различать между собой  потребности, мотивы и побуждения;

    - чем отличаются внутренние вознаграждения  от внешних.

    Исследование  развития теоретических представлений  о содержании и регулировании  мотивационных процессов в сфере  труда позволяет определить, что  по мере социально-экономического развития общества менялось направление вектора  мотивационных воздействий. От первоначальной ориентации строго на повышение производительности труда, то есть стимулирование физической активности, мотивация постепенно стала  ориентироваться на повышение качества труда, стимулирование творческой активности, инициативы и на закрепление работников на предприятии.

    Менеджмент, или управление предприятием, - это  процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый  для того, чтобы сформулировать и  достичь цели организации посредством  воздействия на других людей <1>.

    --------------------------------

    <1> Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 360. 

    Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью  оказывается воздействие на персонал предприятия.

    Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние  на трудовой коллектив предприятия  в форме побудительных мотивов  к эффективному труду, общественного  воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы  воздействия активизируют работу субъектов  управления, повышают эффективность  всей системы управления предприятием, организацией.

    Сущность  мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными  ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими  решениями.

    При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно  должна выполнить возглавляемая  им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность  координировать усилия многих людей  и сообща реализовывать потенциальные  возможности группы работников.

    Главная задача с точки зрения мотивационного процесса работников - это сделать  их не столько обладателями средств производства, сколько владельцами своей собственной рабочей силы <2>.

    --------------------------------

    <2> Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 483. 

    Руководители  воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Люди, трудящиеся в современных  организациях, обычно гораздо более  образованны и обеспечены, чем  в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Эффективность  мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связана с конкретной ситуацией.

    Вернемся  еще раз к определениям мотивации, уже прозвучавшим во введении.

    В классической зарубежной и отечественной  литературе по менеджменту мотивация  имеет различные определения:

    Мотивация - это процесс побуждения себя и  других к деятельности для достижения личных целей или целей организации <1>.

    --------------------------------

    <1> Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 361. 

    Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным  воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов <2>. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

    --------------------------------

    <2> Там же. 

    Мотивация труда - это стремление работника  удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности <3>.

    --------------------------------

    <3> Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент  персонала предприятия. - М.: Дело, 2000. С. 108. 

    Кроме этого, имеется и авторское определение  мотивации трудовой деятельности, уже  приведенное и разобранное во введении к настоящей книге.

    Рассмотрим  основные понятия, поясняющие сущность мотивации и стимулирования труда. 

Мотив труда 

    Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом  как личностная необходимость <4>.

    --------------------------------

    <4> Еникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2000. С. 263. 

    По  мнению автора, трудовой мотив - это  непосредственное побуждение работника  к деятельности (работе), связанное  с удовлетворением его потребностей.

    Мотив труда формируется только в том  случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое  значение для формирования мотивов  труда имеет оценка вероятности  достижения целей. Если получение блага  не требует особых усилий либо его  очень трудно получить, то мотив  труда чаще всего не формируется.

    Формирование  мотива труда происходит в том  случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый  набор благ, соответствующий социально  обусловленным потребностям человека. Для получения благ требуются  личные трудовые усилия работника. Трудовая деятельность позволяет работнику  получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.

    Группа  ведущих мотивов, определяющих поведение  работника, называется мотивационным  ядром (комплексом), имеющим свою структуру, которая различается в зависимости  от конкретной трудовой ситуации <1>.

    --------------------------------

    <1> Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 489. 

    Сила  мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для  работника. Чем насущнее нужда в  том или ином благе, чем сильнее  стремление получить его, тем активнее будет действовать работник.

    Мотивы  труда разнообразны. Они различаются по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности, по тем благам, которые потребуются человеку для удовлетворения своих потребностей, по той цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общим у них является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с трудовой деятельностью.

    Можно выделить несколько групп мотивов  труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с  общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения  материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность  работы.

    Благо становится стимулом труда, если оно  формирует мотив труда. Практическая сущность понятий "мотив труда" и "стимул труда" тождественна. В  первом случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством  трудовой деятельности (мотив). Во втором - о субъекте управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при  условии эффективной трудовой деятельности (стимул) <2>.

    --------------------------------

    <2> Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент  персонала предприятия. - М.: Дело, 2000. С. 110. 

Виды мотивов  труда 

    Мотивы  труда можно разделить на биологические и социальные.

    Биологические мотивы соотносятся с физиологическими позывами и потребностями (голод, жажда, сон, секс и т.д.). То есть, например, для  того чтобы удовлетворить чувство  голода, человек должен сделать какую-либо простую работу - собрать плоды, поймать  рыбу или же заработать денег другим способом и на них купить себе еды. Но первично его подвигает к труду  биологический мотив. К социальным можно отнести следующие:

    - Коллективизм (потребность быть  в коллективе) характерен для  японского стиля управления персоналом, но имеет сильные позиции и  у нас в России.

    - Личное самоутверждение (самовыражение)  характерно для большого числа  работников, преимущественно молодого  или зрелого возраста.

    - Мотив самостоятельности присущ  работникам, готовым жертвовать  стабильностью и высокими заработками  взамен установки быть хозяином  и иметь свое дело.

    - Мотив надежности (стабильности) противоположен  предыдущему.

    - Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе маркетинга, используется производителями новых  товаров и услуг.

    - Мотив справедливости проходит  через всю историю цивилизации.  Несоблюдение справедливости ведет  к демотивации.

    - Мотив состязательности генетически  присущ каждому человеку. Это  основа организации соревнования  на предприятии. 

Потребности 

    Важным  фактором личности является система  ее потребностей, мотивов, интересов, то есть то, что определяет причины  поведения личности, помогает объяснить  принимаемые решения.

    С психологической точки зрения потребность  индивида - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающего у человека побуждение к действию <1>.

    --------------------------------

    <1> Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 362. 

    Применительно к трудовой деятельности, по мнению автора, потребность - это состояние  человека, выступающее источником его  активной деятельности и создающееся  нуждой, которую он ощущает по отношению  к предметам, необходимым для  его существования.

    Количество  и разнообразие потребностей огромно.

    Потребности можно классифицировать как первичные  и вторичные. Первичные потребности  вызваны физиологией человека, и  они, как правило, врожденные. Это  потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе, которые обеспечивают существование  человека как биологического вида. Вторичные потребности по природе  своей психологические. Они вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта. Они намного разнообразнее  первичных, во многом зависят от психологической  развитости личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе. Например, потребности в  успехе, уважении, привязанности, власти или потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности  заложены генетически, а вторичные  обычно появляются с опытом. Поскольку  люди имеют различный приобретенный  опыт, то вторичные потребности людей  различаются в большей степени, чем первичные.

Информация о работе Оценка персонала