Оценка персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание

Прочитав данную главу, вы узнаете:
- в чем заключаются сущность и функция мотивации труда;
- чем отличаются друг от друга мотивация и стимулирование труда;
- как классифицируются трудовые мотивы;
- каковы основные правила, позволяющие повысить эффективность мотивационных мероприятий;
- в чем разница между российским и зарубежными подходами к мотивации труда;
- как выстраивать мотивационную модель достижения цели через потребности;
- как различать между собой потребности, мотивы и побуждения;
- чем отличаются внутренние вознаграждения от внешних.
Исследование развития теоретических представлений о содержании и регулировании мотивационных процессов в сфере труда позволяет определить, что по мере социально-экономического развития общества менялось направление вектора мотивационных воздействий. От первоначальной ориентации строго на повышение производительности труда, то есть стимулирование физической активности, мотивация постепенно стала ориентироваться на повышение качества труда, стимулирование творческой активности, инициативы и на закрепление работников на предприятии.

Работа состоит из  1 файл

Управление.docx

— 41.05 Кб (Скачать документ)

    - "Хозяин". Мотивация такого  типа основана на достижении  и приумножении богатства, собственности.  Потребности таких работников  практически не ограниченны. Это класс предпринимателей, то есть людей, которые идут на риск ради того, чтобы выиграть и увеличить собственное богатство, при этом принося реальную пользу обществу путем создания новых продуктов и предоставления дополнительных рабочих мест, хотя в отличие от предыдущего типа работников они думают в первую очередь не о благе общества, а о своем собственном благополучии.

    - "Люмпен". Такой работник предпочитает  уравнительное распределение материальных  благ. Его постоянно преследуют  чувства зависти и неудовлетворенности  порядком распределения благ  в обществе. Он не любит ответственности,  индивидуальных форм труда и  распределения.

    Как правило, к таким людям относятся  так называемые неудачники, которым  в силу тех или иных обстоятельств  не удалось занять подобающее место  в обществе. Они часто поддерживают различные экстремистские группировки, способствуя на выборах их приходу  к власти. В нашей стране очень  много таких людей достаточно пожилого возраста, вспоминающих добром только советский строй и не пытающихся осмыслить происходящие в обществе перемены. К ним относятся те, кто в советское время имел привилегии, входя в номенклатуру, военные, вышедшие в отставку в небольших  чинах, а также люди, находящиеся  до сих пор под влиянием коммунистических идей (бывшие общественные работники  и агитаторы), или "добровольные" безработные.

    Правила, соблюдение которых позволит повысить эффективность мотивационных мероприятий  в организации:

    1. Похвала эффективнее порицания  и неконструктивной критики.

    2. Поощрение должно быть осязаемым  и желательно незамедлительным (минимизация  разрыва между результатом труда  и поощрением).

    3. Непредсказуемые и нерегулярные  поощрения мотивируют лучше, чем  ожидаемые и прогнозируемые.

    4. Проявление постоянного внимания  со стороны руководства к работнику  и членам его семьи.

    5. Нужно предоставлять работникам  возможность чувствовать себя  победителями.

    6. Следует поощрять работников  за достижение промежуточных  целей.

    7. Желательно предоставлять работникам  возможности ощущения своей самостоятельности  и контроля за ситуацией.

    8. Не следует ущемлять самоуважение  работников, давая им возможность  "сохранить лицо".

    9. Лучше награждать небольшими  и частыми поощрениями наибольшее  количество работников.

    10. В организации всегда должна  присутствовать разумная внутренняя  конкуренция - дух соревнования, способствующий прогрессу. 

§ 1.2. Сравнительный  анализ российского

и зарубежных подходов к мотивации персонала 

    Несмотря  на использование одинаковых теорий мотивации труда, созданных в  основном зарубежными учеными, подходы  к мотивации труда в России и за рубежом сильно разнятся. Наиболее значительные успехи в управлении мотивацией труда и персоналом фирм достигнуты в Японии и США. Поэтому следует  провести сравнительный анализ мотивационных  подходов в этих странах. 

Японская  концепция мотивации 

    С середины 60-х годов XX века в экономику  вошло понятие японского чуда - тех молниеносных перемен, которые  произошли в японской экономике  за сравнительно небольшой период времени.

    В самом упрощенном виде этот подход можно представить таким образом, что Япония достигла успехов в  экономических преобразованиях  благодаря трем принципам: пожизненный  наем персонала, система старшинства  при определении заработной платы  и служебных повышений и внутрифирменные  профсоюзы. Считается, что благодаря этим принципам Япония обладает большей степенью трудоотдачи, теряет меньше времени в разного рода стачках, протестах, простоях, может более легко внедрять новые технологии, обладает большими возможностями в контроле над качеством продукции и в целом производит больше и быстрее высококачественных товаров, чем ее заграничные конкуренты.

    Особый  интерес в мире к этой системе  трудообеспечения проявляется потому, что от практики найма на работу и последующего трудоустройства зависит мотивирование как работников, так и работодателей к более производительным, эффективным взаимоотношениям друг с другом в процессе производства, что существенно влияет на рост производственных показателей. Кроме того, система трудоустройства обуславливает либо присутствие, либо отсутствие консенсуса не только между работниками и работодателями, но и в самом коллективе. В случае отсутствия согласия в коллективе фирмы или предприятия производительность труда может и не упасть, так как фирмы предъявляют жесткие требования к работникам, однако при нахождении компромисса между работниками производственного коллектива отношение к труду и удовлетворенность им со стороны работников могут возрасти, определяя увеличение производительности за счет создания благоприятной обстановки.

    Именно  японские методы управления принято  считать одной из важнейших составляющих японского экономического чуда. Отлаженная и приспособленная к японским условиям и японской психологии система  менеджмента работала практически  безукоризненно в период быстрого подъема  экономики, а затем во время замедленного роста, вызывая пристальный интерес  со стороны конкурентов.

    В США и странах Западной Европы признается, что главные преимущества японских компаний заключаются в  системах и методах управления персоналом, в реализованном на практике понимании  особой важности для успешной деятельности фирм их человеческих ресурсов. Помимо трех вышеописанных методов, существует еще ряд механизмов.

    В Японии преобладает групповая психология, так называемый группизм. Согласно концепции группизма, "желательное" как форма отношений не разделяет, а объединяет индивидов с группой: индивидуальное и групповое неразделимы.

    Японцы  тянутся к группе, стараются всячески поддерживать установившиеся групповые  отношения. Они проявляют явное  беспокойство, если чувствуют, что группе грозит беда. Психология устойчивых групп - вот главная определяющая всех действий на японском предприятии. Такая  психология формировалась веками. Замкнутость  жизни в своем мире, отсутствие отношений с другими странами, вплоть до второй половины XIX века, привели  к тому, что японцы не могут вырваться  за пределы собственного характера  и своей группы. Такая позиция  мешает формированию независимой личности. Психология самостоятельного мышления и поведения не развилась в  Японии. Японская личность представляет собой резкую противоположность  индивидуалистической и независимой  западной личности, оформившейся в  условиях культуры, развившейся из культуры племен, занимавшихся разведением скота и кочеванием с одного места на другое. Культура японцев не обладает устойчивостью и постоянностью западного индивида. Японцев постоянно критикуют, заявляя, что у них нет индивидуальности. Но зато есть процесс приобретения индивидуальности группой, а уже на ее фоне - скрытой индивидуальности отдельного человека. Группа по своему характеру часто становится сильной. В подсознание каждого японца органически встроена установка: "Успехи твоей группы - твои успехи". Эта установка действует с самого раннего детства каждого японца.

    На  японских предприятиях функционируют  рабочие группы по 4 - 6 человек и  более. Наиболее оптимальной считается  группа в 10 - 20 человек. В такой группе обеспечивается контактность участников и их взаимодействие при выполнении трудовых операций. Дух соревнования между отдельными работниками группы, их соперничество не поощряется, считается, что это вносит разлад, порождает  индивидуалистические наклонности, подрывающие  единство группы. А вот соперничество  между группами всемерно стимулируется. Японцы полагают, что в условиях группового соперничества вырастают  и укрепляются все групповые  добродетели, а главное - солидарность группы.

    В результате совместной деятельности у  членов рабочих групп возникает  ощущение автономии, свободы поведения. В таких условиях атмосфера группы воспринимается ее членами как нечто близкое каждому. Задачи группы, вытекающие из общих задач фирмы, становятся для членов группы своими.

    Молодые работники, попадая в фирме в  жесткую систему направленного  воспитания, в относительно короткий срок приобретают все нужные качества для групповой работы.

    Таким образом, у японских работников очень  сильна потребность в причастности, и именно методы, поддерживающие удовлетворение этой потребности, больше, чем стимулирование, обеспечивают высокую мотивацию  к труду. Здесь нет мелочей. Регулярная зарядка всем коллективом, пение  гимнов, прослушивание кратких сообщений  администрации вносят ощутимый вклад  в поддержание дисциплины. А дисциплина, по мнению японцев, является основой  корпоративного духа. Понятие "корпоративный  дух", введенное в научный оборот немецким теоретиком военного искусства  К. Клаузевицем в первой четверти XIX века, сегодня означает преданность идеалам организации, преданность ей самой, то есть сложившийся десятилетиями мощнейший метод мотивации.

    Большое внимание администрация японских фирм уделяет мерам по установлению доверительных  отношений с персоналом. Доверие  порождает ответное доверие.

    Эффект  корпоративного единства достигается  также за счет сокращения дистанции  по вертикали между рабочими и  менеджерами. Прежде всего это чисто внешние проявления. Японские менеджеры, как правило, не имеют на работе отдельных кабинетов, своих собственных столовых, отдельных стоянок для автомобилей, они носят ту же униформу, что и работники компании.

    В итоге большинство японских работников, приобщенных к идеалам фирмы, проникаются убеждением, что они  хозяева производства и их мнение играет важную роль в принятии каких-либо решений в фирме. Конечно, на самом  деле это иллюзия, которую создать  не так уж трудно. Для ее создания служит ряд факторов, в зону действия которых работники попадают с  первого дня пребывания на фирме.

    Во-первых, это адаптация. В апреле каждого  года выпускники учебных заведений  поступают на работу в фирмы. Несколько  месяцев они проходят групповую  практику и подготовку по специальности  по разработанной фирмой программе, во время которой выясняются склонности, способности и желания вновь  поступивших работников. Многие рабочие  и служащие после поступления  на работу живут несколько лет  в общежитиях фирмы, а совместная жизнь - это еще один фактор, ведущий  к развитию корпоративного духа.

    Во-вторых, продвижение по службе, иерархические  перестроения. В японских фирмах постоянно  осуществляются перестроения персонала, в результате которых работник поднимается  на новую, более высокую социальную ступень. Повышения могут быть незначительными, но их регулярность хорошо мотивирует людей, создавая ощущение постоянной перспективы  роста.

    В-третьих, этнопсихологический колорит фирмы. Многие японские фирмы организуют за свой счет различные спортивные мероприятия, всякого рода вечера, способствуют организации семейных торжеств, свадеб, юбилеев и т.д.

    Принципы, положенные в основу системы управления, являются факторами мотивации. В  качестве примера можно привести "Таноко сэйдо" - система многоаспектной квалификации, при котором классификация рабочих заданий сотрудников будет как можно более гибкой, и один сотрудник сможет выполнять разнообразные задания. Этот принцип активно используется на совместном предприятии "Тойота - Дженерал моторс" в США. Другим примером является политика "Нэнко дзерцу" - регулярное повышение зарплаты в зависимости от трудового стажа и предоставления жилья за счет фирмы - домов, построенных по одинаковому образцу. Существуют и многие другие виды конкретной политики фирм.

    Существенной  чертой отношений такого рода является патерналистское отношение компании к своим служащим и их жизни, а  также к жизни членов их семей. Психологической подоплекой такого рода отношений является то, что, поступая на работу в какую-либо компанию, работник попадает в своего рода семью, где каждый заботится о благосостоянии компании, а компания отвечает тем же, обеспечивая своим работникам защиту от всевозможных проблем. Важное место занимает и участие работников в прибылях компании. Формирование подобного рода отношений позволяет фирмам временно сокращать выплачиваемую заработную плату с учетом того, что в будущем будет выдаваться потенциально большая сумма для покрытия издержек, имевших место в тот период, когда каждый член коллектива жертвовал чем-то ради интересов своей фирмы. При достижении такого соглашения с работниками подобную практику можно осуществлять каждый год при условии, что по окончании всех операций фирма щедро поделится с работником своими прибылями.

    Особенностью  японского развития является то обстоятельство, что подобная практика пожизненного трудоустройства была широко использована в частном секторе экономики, в крупных корпорациях, составляющих промышленный сектор. Принятие этой системы  было вызвано потребностью населения  в гарантиях занятости вплоть до выхода на пенсию, постоянного повышения  в статусе и уровне заработной платы в соответствии со сроком службы, отражающих то, что было необходимо японцам в послевоенный период. В условиях нестабильности, вызванной послевоенной ситуацией в японской экономике, эта система, помимо обеспечения занятости, несла в себе избежание социальных протестов и взрывов в обществе и общественное согласие, необходимое для продолжения реформирования экономики.

Информация о работе Оценка персонала