Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:52, курсовая работа
Прочитав данную главу, вы узнаете:
- в чем заключаются сущность и функция мотивации труда;
- чем отличаются друг от друга мотивация и стимулирование труда;
- как классифицируются трудовые мотивы;
- каковы основные правила, позволяющие повысить эффективность мотивационных мероприятий;
- в чем разница между российским и зарубежными подходами к мотивации труда;
- как выстраивать мотивационную модель достижения цели через потребности;
- как различать между собой потребности, мотивы и побуждения;
- чем отличаются внутренние вознаграждения от внешних.
Исследование развития теоретических представлений о содержании и регулировании мотивационных процессов в сфере труда позволяет определить, что по мере социально-экономического развития общества менялось направление вектора мотивационных воздействий. От первоначальной ориентации строго на повышение производительности труда, то есть стимулирование физической активности, мотивация постепенно стала ориентироваться на повышение качества труда, стимулирование творческой активности, инициативы и на закрепление работников на предприятии.
Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой их проявления <1>. Все множество потребностей личности составляет источник, мотив деятельности индивида. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности.
--------------------------
<1>
Краткий психологический
Так как количество человеческих потребностей очень многообразно, применительно к трудовой деятельности выделяют наиболее общие факторы, влияющие на эффективную мотивацию. Структурой таких факторов могут служить "иерархия потребностей" А. Маслоу и теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, описанные в следующей главе.
Способы достижения эффективного труда на предприятиях связаны с побуждениями людей. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность <2>. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели.
--------------------------
<2>
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 363.
Цель
в этом смысле - это нечто, что
осознается как средство удовлетворения
потребности. Когда человек достигает
такой цели, его потребность оказывается
удовлетворенной, частично удовлетворенной
или неудовлетворенной. Степень
удовлетворения, полученная при достижении
поставленной цели, влияет на поведение
человека в сходных обстоятельствах
в будущем. Люди стремятся повторять
то поведение, которое ассоциируется
у них с удовлетворением
┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐
│Потребности│ │ Побуждения│ │ Поведение │ │ Результат │
│(недостаток├───>│ или мотивы├───>│ (действие)├───>│ (цель) │
│ чего-либо)│ │ │ │ │ │ │
└───────────┘ └───────────┘ └───────────┘ └─────┬─────┘
/│\
│ ┌─────────────────────────────
│ │ Полное удовлетворение │ │
└────┤ Частичное удовлетворение │<───┘
│ Отсутствие удовлетворения │
└─────────────────────────────
Рисунок 1. Упрощенная
модель мотивации через потребности
В связи с этим представьте себе следующую ситуацию. Она описана известным советским философом А.Ф. Лосевым в книге "Философия, мифология, культура". Рассуждая о природе эмпиризма, автор рассказывает такую историю.
Средневековый врач в Германии приходит к больному горячкой. Больной был по профессии портным. Он захотел ветчины, и врач разрешил дать ему кусок ветчины. Через некоторое время больной выздоровел. Врач записал в своем дневнике: "Ветчина помогает от горячки". Придя к другому больному горячкой, который был по профессии сапожником, врач, вооруженный положительным опытом, велел дать ему ветчины. Но больной умер. Тогда врач записал в своем дневнике: "Ветчина помогает от горячки портным, но не помогает сапожникам".
Лосев делает вывод: "Можно ли назвать такого врача эмпириком, нет, нельзя, потому что он просто дурак!"
Но в рамках данной книги эта ситуация поучительна именно в том плане, что закон результата не всегда оправдан.
Поскольку
потребности вызывают у человека
стремление к их удовлетворению, то
менеджеры должны создавать такие
ситуации, которые бы позволили людям
чувствовать, что они могут удовлетворить
свои потребности посредством
Вознаграждение
(стимулирование)
Вознаграждение служит для побуждения людей к эффективной деятельности. В совокупности с понятием "мотивация" термин "вознаграждение" имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствия, с которыми чаще всего это слово ассоциируется. Вознаграждение - это все, что работник считает ценным для себя <1>. Но понятия ценности у людей специфичны, а следовательно, различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Например, для цивилизованных людей кейс, полный денежных купюр, будет считаться ценным вознаграждением, тогда как для членов какого-нибудь африканского племени, ведущего отшельнический образ жизни, он будет представлять какой-либо интерес разве что сам по себе, то есть пустой, а денежные купюры будут любопытными картинками, которые к тому же послужат хорошим средством для розжига огня.
--------------------------
<1>
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента. - М.: Дело, 1992. С. 364.
Вознаграждения можно классифицировать как внутренние и внешние. Любой руководитель имеет дело с этими двумя главными типами вознаграждений.
Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это может быть чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба между членами одного трудового коллектива и просто общение с коллегами, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутренние вознаграждения. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.
Внешнее вознаграждение - это такой тип поощрения, который чаще всего приходит на ум, если слышится слово "вознаграждение". Оно возникает не от самой работы, а дается организацией. С мотивационной точки зрения его можно определить как стимулирование труда.
Стимулирование является ориентацией на фактическую структуру ценностных устремлений и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.
Мотивация и стимулирование, по сути, олицетворяют собой стратегию и тактику в военном искусстве. Мотивация, или мотивационная политика, - это стратегическая линия, направленная на достижение глобальных целей, стоящих перед работником, и сочетающаяся с целями предприятия. Например, работник хочет сделать деловую карьеру или расширить свои профессиональные знания, пройдя обучение за счет организации, в которой он работает, способствуя при этом своими знаниями и навыками ее развитию.
Стимулирование, с точки зрения руководства, является тактикой решения проблемы, удовлетворяющей определенные мотивы работника (в большинстве случаев материальные) и позволяющей ему более эффективно трудиться.
Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: первое направлено на изменение существующего положения, второе - на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга.
Представьте себе следующую ситуацию.
Существуют
два производственных предприятия
с вредными условиями труда. На одном
предприятии проводятся мероприятия
по охране труда: улучшаются вентиляция
и освещение на рабочих местах,
установлены технологические
На
другом предприятии такие мероприятия
не проводятся, но работники получают
надбавку к зарплате за вредные условия
труда, достигающую 25% оклада работника,
бесплатное лечебное питание (молоко),
бесплатные путевки в санаторий-
Однако и на том, и на другом предприятии наблюдается высокая текучесть кадров. Почему так происходит? Это связано с тем, что проводимые на обоих предприятиях мероприятия являются элементами либо мотивационной, либо стимулирующей политики руководства и не дополняют друг друга. А при решении проблем улучшения эффективности труда персонала необходим комплексный подход.
Процессы
мотивации и стимулирования могут
противостоять друг другу. Например,
рост номинальной заработной платы
на 10% при инфляционном повышении
цен в стране на 20% не только не вызывает
повышения трудовой мотивации, но и
снижает ее, так как реальная заработная
плата работника снизилась на
10%. Механизм стимулирования должен быть
адекватен механизму мотивации
работника.
Типы мотивации
работников
Тип мотивации - это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей.
Можно выделить три основных типа мотивации работников:
1)
работники, ориентированные
2)
работники, ориентированные по
большей части на оплату труда
и другие материальные
3)
работники, у которых
Из
этого следует, что, например, создание
рабочих мест с более сложными
задачами и большой ответственностью
имеет положительный
Можно привести и другую классификацию типов мотивации работников:
-
"Инструменталист". Мотивация
такого работника
-
"Профессионал". Работник такого
типа считает важнейшим
-
"Патриот". Основа его мотивации
к труду - высокие идейные и
человеческие ценности. Это люди,
преследующие целью своей