Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:49, контрольная работа
Целью курсового проекта является изучение оценки стоимости бизнеса.
В данной работе решались следующие задачи:
1. перечислить основные цели оценки бизнеса;
2. определить факторы, влияющие на оценку стоимости бизнеса;
3. определить подходы и методы оценки бизнеса.
При написании работы использовались книги разных авторов по оценке бизнеса и электронные материалы.
Введение
1. Обзор литературы…………………………………………………….
1.1. Понятие бизнеса…………………………………………………
1.2. Цели оценки бизнеса……………………………………………
1.3. Стандарты оценки бизнеса……………………………………..
1.4. Факторы,влияющие на оценку стоимости предприятия……..
2 Подходы и методы оценки бизнеса………………………………….
2.1. Три подхода к оценке стоимости бизнеса................................
2.2. Доходный подход………………………………………………
2.3. Затратный подход………………………………………………
2.4. Сравнительный подход…………………………………………
3 Оценка стоимости бизнеса на примере ГК «Центральный»……….
3.1. Состояние гостиничного рынка в г.Н.Новгороде…………….
3.2. Общая характеристика объекта оценки………………………..
3.3. Анализ финансового состояния объекта оценки……………..
3.4. Оценка стоимости бизнеса рыночным сравнительным подходом………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Цитированная литература…………………………………………………
Содержание
Стр.
Введение | 2 | ||
1. | Обзор литературы…………………………………………………… | 3 | |
| 1.1. | Понятие бизнеса………………………………………………… | 3 |
| 1.2. | Цели оценки бизнеса…………………………………………… | 5 |
| 1.3. | Стандарты оценки бизнеса…………………………………….. | 7 |
| 1.4. | Факторы,влияющие на оценку стоимости предприятия…….. | 9 |
2 | Подходы и методы оценки бизнеса…………………………………. | 11 | |
| 2.1. | Три подхода к оценке стоимости бизнеса....................... | 11 |
| 2.2. | Доходный подход……………………………………………… | 14 |
| 2.3. | Затратный подход……………………………………………… | 20 |
| 2.4. | Сравнительный подход………………………………………… | 23 |
3 | Оценка стоимости бизнеса на примере ГК «Центральный»………. | 28 | |
| 3.1. | Состояние гостиничного рынка в г.Н.Новгороде……………. | 28 |
| 3.2. | Общая характеристика объекта оценки……………………….. | 30 |
| 3.3. | Анализ финансового состояния объекта оценки…………….. | 33 |
| 3.4. | Оценка стоимости бизнеса рыночным сравнительным подходом………………………………………………………… | 37 |
Заключение…………………………………………………… | 39 | ||
Цитированная литература………………………………………………… | 40 |
Введение
Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества формируют потребность в новой услуге – оценке стоимости бизнеса.
Возрастает потребность в оценке бизнеса предприятий при многочисленных и сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав- акционировании, привлечении новых пайщиков и выпуске дополнительных акций, страховании имущества, получении кредита под залог имущества, исчислении налогов, использовании прав наследования и т.д.
Для того чтобы оценка стоимости предприятия была достоверной и точной, необходимо строго соблюдать технологию оценки.
Целью курсового проекта является изучение оценки стоимости бизнеса.
В данной работе решались следующие задачи:
1. перечислить основные цели оценки бизнеса;
2. определить факторы, влияющие на оценку стоимости бизнеса;
3. определить подходы и методы оценки бизнеса.
При написании работы использовались книги разных авторов по оценке бизнеса и электронные материалы.
1.Обзор литературы
1.1.Понятие бизнеса
Термины «предприятие» и «бизнес» фактически совпадают, когда речь идет о купле-продаже, хотя в действующем законодательстве такое явление, как бизнес, отсутствует, а предприятие трактуется крайне односторонне. Термин «бизнес» не является законодательно определенным. Хотя в законодательстве РФ этот термин употребляется, однако он используется лишь как вспомогательный, не имеющий самостоятельного значения, а скорее указывающий на определенную сферу экономики, отрасль, подотрасль или вид деятельности (например, Федеральный закон РФ «О налоге на игорный бизнес»). Основное значение этого термина- предпринимательская деятельность, которая согласно определению, данному в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, представляет собой деятельность, которая является самостоятельной, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Под «бизнесом» понимается предпринимательская деятельность, использующая набор инструментов (ресурсы), располагающая активами и обеспечивающая стабильный денежный оборот [3,106].
Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего субъекта.
Субъектом оценки выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками.
В условиях отсутствия частной собственности появилась необходимость в том, чтобы в сделках с недвижимостью участвовал профессионал, который мог бы ориентировать продавца и покупателя в стоимости участвующего в сделке объекта. Мировая практика показала, что если в сделках с недвижимостью не участвует независимый профессиональный оценщик, то одна из сторон сделки бывает обделена или просто обманута.
В разных странах становление профессии оценщика происходило по-разному. В каждой из стран выработаны свои критерии и требования, предъявляемые к оценщикам. Но есть общие требования, которые предъявляются к оценщику во всех странах, без соответствия которым он не сможет действовать на рынке оценки недвижимости[6,20].
К таким общим требованиям относятся : 1)соответствующие знания; 2)постоянная работа по совершенствованию своих знаний и формированию баз рыночных данных; 3)опыт работы; 4)независимость и объективность; 5)высокие личностные качества оценщика; 6)пунктуальность в соблюдении сроков выполнения контракта; 7)активное участие в работе общественных организаций оценщиков.
Оценщик должен обладать высоким уровнем общего образования и обширными познаниями в различных областях знаний( строительство, экономика, право, юриспруденция, банковское и бухгалтерское дело и тд.).
Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец. Это может быть бизнес, компания, предприятие, фирма,отдельные виды активов и тд.
В настоящее время в России существует путаница в терминологии, касающейся объекта оценки действующих компаний. При оценках такого рода в заданиях на оценку могут быть следующие формулировки объектов оценки : «компания», «активы компании», «100%-ный пакет акций компании», «чистые активы компании», «бизнес компании», «компания (100%-ный пакет акций)», «бизнес (100%-ный пакет акций компании)».ГК РФ рассматривает предприятие прежде всего как объект, состоящий из имущества, т.е. материальных активов, а также нематериальных активов, права на которые могут быть подтверждены.
1.2.Цели оценки бизнеса
Оценку бизнеса проводят в целях:
1. Повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой
2. Определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса
3. Определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям. Часто бывает необходимо оценить предприятие для подписания договора, устанавливающего доли совладельцев в случае расторжения договора или смерти одного из партнеров
4. Реструктуризации предприятия. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации предприятия, слияния, поглощения либо выделения самостоятельных предприятий из состава холдинга
5. Разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа
6. Определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании
7. Страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь
8. Налогообложения
9. Принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому необходима периодическая переоценка имущества предприятия независимыми оценщиками
10. Осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.
Обоснованность и достоверность оценки стоимости имущественного комплекса во многом зависят от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и тд.При этом один и тот же объект, оцененный в один и тот же момент, будет обладать разной стоимостью в зависимости от целей его оценки, поскольку стоимость будет определяться разными методами и со стороны различных субъектов. Примерная классификация целей оценки бизнеса представлена в табл.1.1.
Таблица 1.1.
Примерная классификация целей оценки бизнеса со стороны различных субъектов. [7;25]
Субъект оценки | Цели оценки |
Предприятие как юридическое лицо | 1.Обеспечение экономической безопасности. 2.Разработка планов развития предприятия. 3.Выпуск акций. 4.Оценка эффективности менеджмента. |
Собственник | 1.Выбор варианта распоряжения собственностью. 2.Составление объединительных и разделительных балансов при реструктуризации.3.Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли. 4.Установление размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия. |
Кредитные учреждения | 1.Проверка финансовой дееспособности заемщика. 2.Определение размера ссуды, выдаваемой под залог. |
Страховые предприятия | 1.Установление размера страхового взноса. 2.Определение суммы страховых выплат. |
Фондовые биржи | 1.Расчет конъюнктурных характеристик. 2.Проверка обоснованности котировок ценных бумаг. |
Инвесторы
| 1.Проверка целесообразности инвестиционных вложений. 2.Определение допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в инвестиционный проект. |
Государственные органы
| 1.Подготовка предприятия к приватизации. 2.Определение облагаемой базы для различных видов налогов. 3.Установление выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства. 4.Оценка для судебных целей. |
1.3.Стандарты оценки бизнеса
Оценочная деятельность в Российской Федерации за последние годы достигла вполне конкретных и значимых результатов.
Российское общество оценщиков с 1994 г. является ассоциированным членом Европейской группы ассоциаций оценщиков и может использовать Европейские стандарты оценки для разработки собственных стандартов и общероссийских стандартов ( ГОСТ-Р).
На сегодняшний день российские оценщики используют Госстандарт России ГОСТ-Р 51195.0.01-98 «Единая система оценки имущества.Основные положения», Госстандарт России ГОСТ-Р 51195.0.02-98 «Единая система оценки имущества.Термины и определения», Стандарт Российского общества оценщиков СТО РОО 20-01-96 «Общие понятия и принципы оценки», СТО РОО 20-02-96 «Рыночная стоимость как база оценки» и Стандарт Российского общества оценщиков СТО РОО 20-03-96 «Базы оценки,отличные от рыночной стоимости». Российского стандарта по оценке бизнеса пока нет [8,58].
Бизнес может быть оценен в соответствии с Европейскими стандартами оценки как действующие предприятия. Стоимость действующего предприятия есть стоимость, созданная в результате его проверенной деятельности. Она является выражением стоимости устойчивого бизнеса и получается из капитализации прибылей данного предприятия, отражающих оборот и условные обязательства. Стоимость, полученная таким образом, включает долю земли и зданий, машин и оборудования, гудвилла и прочих нематериальных активов.
Международные стандарты оценки определяют «стоимость действующего предприятия» как стоимость, приписываемую бизнесу в целом, а не какой-либо из его составных частей.
Детальное рассмотрение оценки бизнеса содержится в Стандарте по оценке бизнеса Американского общества оценщиков, принятом Комитетом по оценке бизнеса в июне 1991 г.
По американским стандартам оценки «оценка бизнеса- это процесс подготовки заключения или определения стоимости предприятия или доли акционеров в его капитале». При этом имеется в виду стоимость действующего предприятия.
При оценке бизнеса как действующего предприятия оценщик должен также принимать во внимание стоимость при ликвидации, которая может оказаться выше стоимости этого предприятия как действующего бизнеса, либо в том случае, когда основные активы , как личные, материальные активы, так и нематериальная интеллектуальная собственность, такая как торговые марки, могут иметь существенную раздельную стоимость.
Оценщик должен распознавать и хорошо понимать движущие рыночные силы для данного бизнеса, текущие тенденции бизнеса, доступность заемного и собственного финансирования, экономику спроса и предложения в данном секторе, масштаб и распространение эффективной фактической и предполагаемой конкуренции, изменения в транспортной инфраструктуре, географическое положение и социально-экономический профиль населения в данном регионе.