Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:49, контрольная работа
Целью курсового проекта является изучение оценки стоимости бизнеса.
В данной работе решались следующие задачи:
1. перечислить основные цели оценки бизнеса;
2. определить факторы, влияющие на оценку стоимости бизнеса;
3. определить подходы и методы оценки бизнеса.
При написании работы использовались книги разных авторов по оценке бизнеса и электронные материалы.
Введение
1. Обзор литературы…………………………………………………….
1.1. Понятие бизнеса…………………………………………………
1.2. Цели оценки бизнеса……………………………………………
1.3. Стандарты оценки бизнеса……………………………………..
1.4. Факторы,влияющие на оценку стоимости предприятия……..
2 Подходы и методы оценки бизнеса………………………………….
2.1. Три подхода к оценке стоимости бизнеса................................
2.2. Доходный подход………………………………………………
2.3. Затратный подход………………………………………………
2.4. Сравнительный подход…………………………………………
3 Оценка стоимости бизнеса на примере ГК «Центральный»……….
3.1. Состояние гостиничного рынка в г.Н.Новгороде…………….
3.2. Общая характеристика объекта оценки………………………..
3.3. Анализ финансового состояния объекта оценки……………..
3.4. Оценка стоимости бизнеса рыночным сравнительным подходом………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Цитированная литература…………………………………………………
Расчет денежного потока по годам прогнозного периода производится по результатам предыдущих этапов. Существуют два основных метода расчета величины потока денежных средств :косвенный и прямой. Косвенный метод анализирует движение денежных средств по направлениям деятельности. Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, те. по бухгалтерским счетам.
7. Определение ставки дисконта.
С технической точки зрения ставка дисконта – это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса.
Существуют различные методики определения ставки дисконта, наиболее распространенными из которых являются :для денежного потока для собственного капитала: модель оценки капитальных активов (CAPM) и метод кумулятивного построения; для денежного потока для всего инвестированного капитала: модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC) [6.32].
Ставка дисконта, называемая средневзвешенной стоимостью капитала рассчитывается по формуле:
WACC =kd (1-tc )wd+ kpwp + ksws,
где kd – стоимость привлечения заемного капитала;
tc – ставка налога на прибыль предприятия;
kp- стоимость привлечения акционерного капитала;
ks – стоимость привлечения акционерного капитала;
wd – доля заемного капитала в структуре капитала предприятия;
wp – доля привилегированных акций в структуре капитала предприятия;
ws- доля обыкновенных акций в структуре капитала предприятия.
В соответствии с моделью оценки капитальных активов – CAPM – ставка дисконта находится по формуле :
R = Rf + β (Rm – Rf) + S1+S2+C,
где R-требуемая инвестором ставка дохода (на собственный капитал); Rf -безрисковая ставка дохода; β-бета-коэффициент (является мерой систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими процессами, происходящими в стране); Rm - общая доходность рынка в целом; S1 - премия для малых предприятий; S2 - премия за риск, характерный для отдельной компании; С- страновый риск.
8. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.
В зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период используют тот или иной способ расчета ставки дисконта:
1. Метод расчета по ликвидационной стоимости.
2. Метод расчета по стоимости чистых активов.
3. Метод предполагаемой продажи.
4. По модели Гордона.
9. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.
10. Внесение итоговых поправок.
Для выведения окончательной величины рыночной стоимости компании вносится ряд поправок.
В результате оценки предприятия методом дисконтированных денежных потоков получается стоимость контрольного ликвидного пакета акций. Если же оценивается неконтрольный пакет, то необходимо сделать скидку.
2.метод капитализации доходов.
Этот метод не требует прогноза денежных доходов, а основывается на ретроспективных данных. Данный метод заключается в расчете текущей стоимости будущих доходов, полученных от использования объекта с помощью коэффициента капитализации V= I/ R , где V- стоимость,R- коэффициент капитализации, I- периодический доход.
Метод прямой капитализации применяется в тех случаях, когда имеется достаточное количество данных для оценки дохода, доход с недвижимости является стабильным или по крайней мере ожидается, что текущие денежные доходы приблизительно будут равны будущим или темпы их роста умеренны. В силу того, что текущая стоимость очень чувствительна к изменениям коэффициента, для его использования необходимы четкие рыночные указания на его величину.
Основное преимущество этого метода — простота расчетов. Другое преимущество состоит в том, что метод прямой капитализации, в конечном счете, непосредственно отражает рыночную конъюнктуру. Однако метод не следует применять, когда: 1)отсутствует информация о рыночных сделках; 2)если объект еще не построен, а значит, не вышел на режим стабильных доходов; 3)когда объект подвергся серьезным разрушениям в результате стихийного бедствия, т. е. требует серьезной реконструкции.
Практическое применение метода капитализации предусматривает следующие основные этапы:
1. Анализ финансовой отчетности, ее нормализация и трансформация.
2. Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована.
3. Расчет адекватной ставки капитализации.
4. Определение предварительной величины стоимости.
5. Проведение поправок на наличие нефункционирующих активов (если таковые имеются).
6. Проведение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности (если они необходимы).
С математической очки зрения ставка капитализации – это делитель, который применяется для преобразования величины прибыли или денежного потока за один период времени в показатель стоимости. Существует несколько методов определения коэффициента (ставки) капитализации: модель оценки капитальных активов (модель САРМ), метод кумулятивного построения, модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC).
2.3.Затратный подход
Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия. Базовой формулой в затратном подходе является:
Собственный капитал = Активы — Обязательства
Данный подход представлен двумя основными методами.
1)методом стоимости чистых активов.
Метод основывается только на данных оцениваемой фирмы. Суть метода в том, что определяется рыночная стоимость активов путем коррекции данных баланса, из которой вычитается рыночная стоимость обязательств.[1.394] В модификации метода к рыночной стоимости активов добавляется гудвилл, определяемый котловым методом.
Включает в себя несколько этапов:
1. Изучаются отчетный баланс и другая финансовая документация фирмы. Если финансовая документация не подтверждена аудитором, оценщик вправе сделать это сам или пригласить независимого аудитора. В баланс вносятся поправки. Составляется уточненный баланс.
2. Составляется экономический баланс (элементы актива и пассива пересчитываются по рыночным ценам).
3. На основе экономического баланса определяется стоимость активов и стоимость обязательств.
4. Стоимость предприятия равна экономической стоимости активов минус экономическая стоимость обязательств.
2)методом ликвидационной стоимости.
Методика расчета ликвидационной стоимости основана на оценке рыночной стоимости активов и обязательств. При расчетах ликвидационной стоимости исключается гудвилл.
Для ликвидации активов предприятие вынуждено платить комиссионные посредникам, нести расходы на демонтаж и снижать цену ниже рыночной стоимости для обеспечения ликвидности.Из стоимости проданных активов вычитается стоимость обязательств, издержки предприятия, комиссионные посредникам, налоги на продажу имущества[5,83]. Все доходы и издержки должны быть определены на момент оценки.
Работы по оценке включают в себя несколько этапов:
1. Берется последний балансовый отчет.
2. Разрабатывается календарный график ликвидации активов, так как продажа различных видов активов предприятия требует различных временных периодов.
3. Определяется валовая выручка от ликвидации активов.
4. Оценочная стоимость активов уменьшается на величину прямых затрат. К прямым затратам, связанным с ликвидацией предприятия, относятся комиссионные оценочным и юридическим фирмам, налоги и сборы, которые платятся при продаже. С учетом календарного графика ликвидации на дату оценки по ставке дисконта, учитывающей связанный с этой продажей риск.
5. Ликвидационная стоимость активов уменьшается на расходы, связанные с владением активами до их продажи, включая затраты на сохранение запасов готовой продукции и незавершенного производства, сохранения оборудования, машин, механизмов, объектов недвижимости, а также управленческие расходы по поддержанию работы предприятия вплоть до его ликвидации.
6. Прибавляется (или вычитается) операционная прибыль (убытки) ликвидационного периода.
7. Вычитаются преимущественные права на выходные пособия и выплаты работникам предприятия, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия, задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, расчеты с другими кредиторами.
2.4.Сравнительный подход
Данный метод основан на принципе замещения — покупатель не купит объект недвижимости, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью.
Сравнительный подход в основном используется там, где имеется достаточная база данных о сделках купли-продажи.
Основные преимущества сравнительного подхода:
1. Оценка основана на ретроинформации и, следовательно, отражает фактические результаты производственно-финансовой деятельности предприятия.
2. Цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке, а значит, является реальным отражением спроса и предложения.
3.Оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий.
Сравнительный (рыночный) подход включает в себя три основных метода:
1) метод отраслевых коэффициентов,
2) метод рынка капитала,
3) метод сделок.
Отбор предприятий для сравнения производят по следующим критериям:
a. принадлежность к той или иной отрасли, региону;
b. вид выпускаемой продукции или услуг;
c. диверсификация продукции или услуг;
d. стадия жизненного цикла, на которой находится предприятие;
e. размеры предприятий, стратегия их деятельности, финансовые характеристики.
Суть метода отраслевых коэффициентов заключается в том, что на основе анализа практики продаж бизнеса в той или иной отрасли выводится определенная зависимость между ценой продажи и каким-то показателем. Этот метод в основном используется для оценки малых предприятий и носит вспомогательный характер. В результате обобщения были разработаны довольно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. Проблема применения данного метода заключается в отсутствии надежной статистики в Российских условиях.
Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций сходных компаний. Предполагается, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти предприятия, либо в оцениваемое им предприятие. Этот метод основывается на финансовом анализе оцениваемого и сопоставимых предприятий[5,79].
При отборе предприятий-аналогов учитываются следующие признаки сопоставимости:
1. тождество производимой продукции;
2. тождество объема и качества производимой продукции;
3. идентичность изучаемых периодов;
4. тождество стадий развития предприятий (например, стадии роста или упадка) и размеров производственной мощности;
5. сопоставимость стратегии развития предприятий;
6. равная степень учета климатических и территориальных различий и особенностей;
7. сопоставимость финансовых характеристик предприятий.